ООН: рынок наркотиков достиг макроэкономического масштаба

Ежегодный доклад управление ООН по наркотикам и преступности (UNODC). Главный тезис документа: синтетические наркотики неуклонно завоевывают рынки естественных, что приводит к новым вспышкам насилия. Впервые управление четко озвучило свою позицию относительно легализации наркотиков и признало, что на нынешней системе контроля во многом лежит вина за появление «незаконного черного рынка макроэкономического масштаба». 

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), в свою очередь, отмечает существенный рост поставок в Россию из Афганистана естественных наркотиков — в основном марихуаны и опия. Российское ведомство упрекает ООН в том, что организация до сих пор отказывается признать афганский наркотрафик общемировой проблемой.

В ежегодном докладе управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC) говорится, что в 2007 году (самые свежие из проверенных и проанализированных данных) от 172 млн до 250 млн человек (в возрасте от 15 до 64 лет) в мире хотя бы один раз попробовали наркотики. Проблемных наркоманов, то есть тех, кто систематически употребляет зелье, в мире эксперты насчитали не более 38 млн человек.

Кокаин уступает «синтетике»

Каннабис остается самым популярным в мире наркотиком, но все же уровень потребления его падает. О конкретных цифрах говорить сложно, это лишь общее наблюдение. Авторы документа признают, что «оценочные данные по каннабису не столь точны, как по другим наркотикам». Они предполагают, что в 2007 году каннабис употребляли 140—190 млн человек.

Меньше в мире потребляют и опиатов, и кокаина. «Естественные» наркотики неуклонно уступают место синтетическим. Соответственно, традиционно главные рынки мира — Афганистан и Колумбия — уступают место Юго-Восточной Азии: именно там производят «синтетику».

Авторы признают: «Сведения о синтетических наркотиках неоднозначны». Несмотря на это, тщательное изучение вопроса показало, что некогда кустарная отрасль превратилась в крупный бизнес.

«Расположенные в Юго-Восточной Азии, особенно в бассейне реки Меконг, лаборатории промышленного масштаба производят в огромных количествах таблетки метамфетамина, кристаллический метамфетамин и другие вещества, например кетамин», — отмечается в докладе.

Однако виноваты не только азиаты. Как утверждают эксперты, основные поставщики экстази на мировой рынок — некоторые страны Евросоюза. А центр торговли метамфетамином и экстази приходится на Канаду. Если верить докладу, то в 2007 году наркотики амфетаминной группы употребляли от 15 млн до почти 51 млн человек в мире, а экстази — от 11 млн до 23,5 млн человек.

Кокаин, наркотик для богатых, как и опиаты, постепенно уходит в прошлое. По последним данным, в мире производится 845 тонн коки, это наименьший показатель за пять лет. Опийный мак и коку все меньше выращивают в Афганистане и Колумбии. Как утверждают эксперты, в 2008 году масштабы культивирования опийного мака в Афганистане, на который приходится 93% мирового производства опия, уменьшились на 19%. В Колумбии, в которой производится половина всего кокаина в мире, масштабы культивирования коки сократились на 18%, а производство кокаина снизилось на целых 28% по сравнению с 2007 годом. По словам директора-исполнителя UNODC Антонио Марии Коста, представлявшего доклад в Вашингтоне, мировой рынок кокаина с оборотом $50 млн претерпевает коренные изменения.

Потребление падает, следовательно, сужается рынок. А это, в свою очередь, приводит к войнам наркокартелей. «Возможно, этим объясняются чудовищные вспышки насилия в таких странах, как Мексика», — предполагает Коста.

В докладе говорится, что в 2007 году 15—21 млн человек хотя бы раз попробовали опиаты и столько же — кокаин. Кстати, как отметил чиновник, уровень чистоты кокаина неуклонно падает, а цена наркотика, напротив, постоянно растет.

Что касается России, то в нашей стране, если верить экспертам ООН, количество наркоманов варьируется от 1,5 млн до 6 млн человек. Россияне предпочитают героин. Наряду с Китаем, США и Бразилией на нашу страну приходится больше всего наркоманов, предпочитающих инъекцию. Как следствие, на Россию приходится наибольшее количество наркоманов — носителей ВИЧ-инфекции.

Легализация не спасет

Антонио Мария Коста в предисловии к докладу и своем выступлении затронул и вопросы законодательного регулирования. Отнюдь не являясь сторонником легализации наркотиков, «всемирный антинаркотический царь», как его называют западные СМИ, все же признал, что именно система контроля во многом виновна в появлении незаконного черного рынка макроэкономического масштаба. Впервые UNODC обратило пристальное внимание на вопросы легализации наркотиков, обычно игнорируемые высокопоставленными чиновниками ООН.

Впрочем, сторонников легализации наркотиков Коста не обнадежил.

По его словам, легализация не палочка-выручалочка, она не может «ликвидировать и мафию, и употребление наркотиков». По его словам, задача общества — одновременно заботиться и о собственном здоровье, и о собственной безопасности.

Исходя из этой задачи, Коста сформулировал и главное требование к государствам — выделять как можно больше средств на профилактику наркомании, ее лечение и на борьбу с наркобизнесом.

Впрочем, выбор между легализацией и жестким запретом на хранение наркотиков остается в компетенции национальных правительств.

Плоды сотрудничества

Что же касается международного сотрудничества, то оно приносит свои плоды. По данным ООН, 41% производимого в мире кокаина удается изъять. «Проблемой незаконного оборота наркотиков сильнее всего поражены Иран и Пакистан, где также конфискуется наибольшая доля опиатов (опий, морфин и героин). В 2007 году в Иране было изъято 84% произведенного в мире опия и 28% всего героина. Второе место по объему изъятий героина (и морфина) занимает Пакистан», — говорится в пресс-релизе UNODC.

Кстати, на встрече министров иностранных дел стран «большой восьмерки», которая пройдет в эти выходные в Триесте (Италия), Коста представит так называемую трехстороннюю инициативу по борьбе с наркотиками, разработанную экспертами UNODC и предполагающую участие в ней Ирана, Пакистана и Афганистана.

Впрочем, эксперты ООН не ограничились констатацией фактов. Директор-исполнитель выдвинул четыре конкретные рекомендации национальным правительствам. Прежде всего, необходимо обеспечить всеобщий доступ к наркологической помощи. Правительства должны постоянно повышать эффективность работы национальных правоохранительных органов и строго придерживаться международных соглашений по борьбе с оргпреступностью. Наконец, чиновник потребовал «положить конец трагедии вышедших из-под контроля городов», то есть городов, где неудовлетворительна деятельность правоохранительных органов и которые практически не контролируются правительствами.

Сор в избе

В России официально зарегистрировано более 537 тыс. наркоманов.

ФСКН, ссылаясь на экспертные оценки, называет другую цифру — 2,5 млн человек. По ее данным, в стране ежегодно растет число правонарушений, связанных с нелегальным оборотом и употреблением наркотиков.

В 2007 году удельный вес таких преступлений составил 6,5%, а в прошлом году — 7,2% общего количества совершенных в России преступлений. В 2008 году правоохранительные органы задержали почти 8,2 тыс. оптовых партий наркотиков общим весом более 38 тонн. Фактически изымалось до 10 кг героина в сутки. Ликвидировано более 5 тыс. наркопритонов. К уголовной ответственности привлечено 117 тыс. участников наркоторговли, обезврежено 7 тыс. преступных групп. За первый квартал 2009 года уже выявлено более 66 тыс. наркопреступлений, из них особо тяжкие — 46 тыс. Изъято 12 тонн наркотиков, из них более тонны героина.

Ежегодно в России, по данным службы, умирает свыше 30 тыс. наркоманов — в среднем 80 человек в день. В 2008 году количество наркоманов в стране, только по официальной статистике, увеличилось более чем на 80 тыс. человек, из них свыше 8 тыс. — дети до 14 лет. Возраст основной части наркозависимых — от 18 до 39 лет. До 70% инъекционных наркоманов заражены ВИЧ.

Афганские гостинцы

В управлении ФСКН по взаимодействию с общественностью и СМИ корреспонденту «Газеты» сообщили, что благодаря усилиям, направленным на уничтожение конопли, удалось на 20% сократить количество наркотиков, производимых в России. Но при этом возросли поставки из Афганистана: в первом квартале 2009 года героина поступило в 2 раза, а гашиша — в 3,3 раза больше по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Одной из основных причин столь бурного роста в службе считают прозрачность границ между странами СНГ, особенно с Казахстаном. Через границы проходит большой поток мигрантов, которых в массовом порядке вовлекают в наркобизнес как наркокурьеров и уличных торговцев.
В 2008 году за такие преступления только органы наркоконтроля задержали около тысячи иностранцев.

В ФСКН отмечают, что мировое сообщество в лице ООН не в состоянии разглядеть планетарный характер афганского наркотрафика и признать эту проблему всемирной.

С другой стороны

Один из тех, кто ставит под сомнение эффективность российской наркополитики, — эксперт Института прав человека, руководитель программы «Новая наркополитика» Лев Левинсон. «Существует безобразный перекос в пользу карательных мер, из-за чего страдают медико-социальные методы воздействия, — сказал он корреспонденту «Газеты». — Средства на наркологическую помощь и реабилитационное поле выделяются по остаточному принципу после обоймы силовых ведомств».

По его мнению, проблему не решит даже дополнительноe финансирование: «Кризис наркологии не только материальный, но и содержательный. Методы лечения и реабилитации, которыми законодательно ограничена наша наркология, совершенно недостаточны».

Отсутствие терапевтической свободы, запрет определенных методов лечения, подчиненное положение наркологии по отношении к правоохранительным структурам — все это, по его мнению, мешает реально бороться с наркоманией.

Как оградить от наркотиков тех, кого еще не поздно?

Сергей Колесников, заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья (фракция «Единая Россия»), академик РАМН:

Наркотики — это проблема не только человека, но и общества. Когда мы говорим о проблемах наркомании, то, во-первых, нужно говорить о государстве, которое должно создать климат, при котором наркотики станут просто не нужны. Должна быть система воспитания, начиная с детсада, школы и так далее. Необходимо создавать систему физкультурно-оздоровительной работы. Но это не должны быть некие комплексы, посещение которых обойдется в $50— 100 за визит, а общедоступные центры, в том числе при школах и вузах.

Безусловно, в эту систему, инициатором создания которой должно быть государство, должна входить занятость культурными мероприятиями. Вторую роль должна играть семья. Когда мне говорят, дескать, улица виновата в том, что ребенок стал наркоманом, я отвечаю: «А вы сами разве не виноваты в том, что упустили его? Где же личный пример и внимание к своему ребенку?» И, в-третьих, сам ребенок должен уходить от проблемы наркотиков. Хочу уточнить: если мы будем говорить о подростках и тем более о взрослых людях, то никогда не решим проблему.

Уверен, мы должны ее решать, начиная именно с детсада. Например, в Японии малышам в детсадах показывают игрушечного динозаврика, который либо краснеет, либо зеленеет или кашляет и чихает оттого, что он что-то не то съел или, не дай бог, закурил. И когда ребенок видит, что динозаврику в определенных случаях плохо, то начинает учиться предупреждать подобные ситуации. Конечно, мы никогда не изживем наркотики — это же просто бич человечества, и они, как и алкоголь, являются способом ухода от жесткой действительности. Но максимально сузить поле, на котором наркотики могут находиться, и есть наша задача, в том числе и законодательная.

Сергей Митрохин, председатель партии «Яблоко», депутат Мосгордумы:

Надо выявлять наркотрафики и искоренять коррупцию в правоохранительных органах, которые в отдельных случаях напрямую «крышуют» наркодельцов. Кто-то предлагает легализацию наркотиков, но это в первую очередь ударит именно по молодому поколению. Даже если несовершеннолетним будет запрещено их употреблять и покупать, то все равно сам объем потребления наркотиков увеличится.

В подавляющем большинстве стран Европы запрещены даже легкие наркотики, а когда лет 10 назад в Калифорнии на референдуме население высказалось за легализацию марихуаны, то Верховный суд США отменил итоги этого плебисцита. Голландия, видимо, является каким-то исключением, и я не знаю, почему легализация легких наркотиков (только марихуаны) там не приводит к массовой наркомании. У нас же начнется просто эпидемия! У нас в стране огромная проблема алкоголизма, а вопрос с наркоманией несовершеннолетних стоит особенно остро.

Артемий Троицкий, музыкальный критик:

Лично для меня отойти от наркомании было очень легко. Ведь у меня была клиническая смерть, и я выжил просто чудом. Естественно, после такого шока отойти от наркотиков совсем нетрудно. Сейчас в провинции наркомания среди подростков распространена только потому, что там абсолютно нечем заняться. Ведь там полная скука и пустота, и, соответственно, наркотикам очень легко заползти в этот вакуум. Многие провинциальные регионы заражены этим гораздо сильнее (в первую очередь я имею в виду юг России), чем, скажем, та же Москва. Что касается так называемой богемы, включая и меня, то какая-то ее часть вымерла, а какаято сумела выжить. И те, кто выжил, все-таки отошли, как и я, от наркотиков, причем основательно и с пониманием того, почему мы это сделали.

Александр Михайлов, бывший заместитель начальника Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, член Союза писателей РФ, генерал-майор ФСБ:

Если говорить о молодежи как о социуме в целом, то те ее представители, которые имеют в жизни какие-то амбиции, сейчас не очень-то и тянутся к теме наркотиков. У меня такое ощущение, что, несмотря на все свои недостатки, сегодня наша пропаганда все-таки сделала свое дело.

А.Иваницкий, А.Кошкина, А.Черных; Россия, Газета

You may also like...