Милиция стала безотказной?

Долгое время стражи порядка отмахивались от некоторых заявителей, дабы не портить статистику раскрываемости преступлений. Но с недавнего времени все изменилось. Глава МВД Юрий Луценко пообещал, что не будет оценивать, хорошо ли работают его подчиненные, только на основании предоставленных отчетов. Что изменилось в правоохранительном ведомстве? 

Хитрили ради показателей

Особенно много претензий у министра было к законодательной норме, не позволяющей возбуждать уголовные дела по статье «кража», если сумма ущерба не превышает 907 грн. Депутаты снизили планку до 60 грн., количество зафиксированных похищений по всей стране выросло на 26%. Отличилась только Полтавская область: якобы там стали воровать на 5% меньше. Это заинтересовало службу внутренней безопасности ГУБОП и надзорное ведомство.

Как рассказали «ВВ» в Полтавской облпрокуратуре, проверка показала, что сотрудники 17 райотделов области, дабы не портить статистику, скрывали преступления. Если стражам порядка казалось, что шанс раскрыть дело невелик, они заставляли пострадавших не подавать заявление или же писать отказ от доследственной проверки. На этом основании выносили постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Например, украли у хозяйки курицу, искать вора — все равно что иголку в стоге сена. Вот и уговаривают участковые забыть о неприятном инциденте: и у них голова не болит, и начальство довольно — «висяков» нет.

Кроме того, утверждают в надзорном ведомстве, милиционеры иной раз подшивают в дела фальшивые справки, занижая реальную стоимость краденого. В результате прокуратурой отменено 228 незаконных отказных постановлений, еще 42 материала вернули на дополнительную проверку. Больше всего сфабрикованных дел нашли в райотделах Кременчуга. Теперь полтавчанам предлагают сразу обращаться в прокуратуру, если в милиции отказали в возбуждении уголовного дела.

Нагрузка выросла в четыре раза

Еще в апреле было принято решение о том, что больше правоохранители не будут гнаться за показателями по раскрытию преступлений «на бумаге». А следовательно, фальсифицировать статистику и скрывать злодеяния. Специалисты прогнозировали, что после этого официальные данные количество зарегистрированных преступлений взметнется вверх, но ничего подобного не произошло.

В МВД подсчитали, что за последние 15 лет число заявлений и сообщений о правонарушениях выросло в четыре раза. А вот количество сотрудников в лучшем случае осталось прежним. Справляться с нагрузкой и тщательно проверять каждый сигнал правоохранители физически не успевают. С другой стороны, это не оправдание для откровенного нарушения закона. Руководство силового ведомства обещало строго наказывать всех уличенных в фальсификациях.

— В милицию обратился житель Запорожья с заявлением об утрате документов, — рассказывает помощник прокурора Хортицкого района города Юрий Канаев. — Сотрудник райотдела, якобы проводивший проверку, отказал гражданину в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления. Но когда материалы направили в надзорную структуру, оказалось, что страж порядка сам продиктовал потерпевшему текст заявления.

На самом деле мужчину ограбили в темном переулке. Кроме документов в отобранной барсетке была небольшая сумма денег и мобильный телефон. Но правоохранитель понял: дело — потенциальный «висяк». Поэтому обманул заявителя, сказав, что суммы похищенного все равно не хватает для возбуждения уголовного дела. Когда все выяснилось, милиционеру объявили строгий выговор. Дело все-таки возбудили и даже поймали грабителя. Правда, пострадавший так и не получил документы.

Побои не заметили

Вообще, кражи и грабежи — преступления, за расследование которых стражи порядка берутся без особого энтузиазма.

— Мы с друзьями отмечали День пограничника под аркой Дружбы народов, — вспоминает киевлянин Олег. — Все шло тихо, мирно, а потом… Очнулся я около половины третьего ночи где-то в парке, в крови, с помятыми боками, голова — как тыква. Как добрался домой, не помню — опять провал. Потом больница, томография, рентген, палата. Врачи сказали, что удивлены, как у меня вообще еще голова соображает, потому что по следам видно — били долго, ногами и все по голове.

Утром Олег старательно пытался припомнить, что же с ним произошло. Вдруг в палату заходит милиционер. Оказывается, медики вызвали. Сам предлагает написать заявление, принимает его. Парень описал все как мог, рассказал, что из ценных вещей с ним был только мобильный: на аппарат, видимо, и позарились налетчики. Страж порядка ушел и больше не появлялся. Через неделю Олег сам позвонил в отделение. Выяснилось — отказали в возбуждении уголовного дела.

— Мне сказали, что раз я был пьян, то сам виноват, — продолжает жалобщик. — Мол, отказ в письменной форме найдете в канцелярии. Вот и возникло у меня три вопроса. Что делать дальше? Действительно ли пьяный человек лишается всех гражданских прав? Послужил бы основанием для возбуждения уголовного дела мой труп в парке (удар ногой в висок, а их было несколько, и довольно ощутимых, — и можно хоронить)?

Жалуйтесь на здоровье

По словам Юрия Луценко, все, кто считает, что в райотделе им отказали незаконно, просто обязаны жаловаться: непосредственному начальнику нарушителя или в службу внутренней безопасности, а можно сразу в прокуратуру.

— Мы контролируем законность принятия решений о возбуждении уголовных дел или об отказе, — заявил министр МВД. — И стараемся не допускать сокрытия преступлений. Только 0,4–0,5% решений от массива заявлений отменяется прокурорами с одновременным возбуждением уголовных дел.

Но, считают правозащитники, такие цифры говорят скорее о том, что граждане, получив отписку, редко подают жалобы. В основном, вышестоящие инстанции штурмуют заявители, которым не жаль времени и сил. То есть те, для кого кляузничество — любимое занятие. А потерпевшие, от которых действительно цинично отмахнулись, хотя были все основания для возбуждения уголовного дела, чаще всего молчат.

Как рассказали   в Административном суде Киева, около половины исков к правоохранительным органам не стоят выеденного яйца.

— Есть люди, которых хлебом не корми — дай пожаловаться, — делятся сотрудники суда. — К примеру, уже несколько лет нас терроризирует один пенсионер, который периодически пишет заявления в милицию о том, что его похищали соседи, чтобы отнять квартиру. Якобы несколько раз старика закрывали в подвале, но он сбегал. Оперативники проверили — ничего подобного не было. В возбуждении уголовного дела отказали из-за отсутствия события преступления. «Жертва» стала жаловаться в прокуратуру, но и там не нашли доказательств, что стражи порядка что-то упустили. Но кляузник не унимается — пишет в Кабмин, Президенту, генпрокурору. А потом подает на них всех в суд. Отказать мы не можем, документы оформлены процессуально грамотно. Так и тянется заседание за заседанием, открывается, откладывается из-за неявки ответчиков и закрывается.

Правозащитники убеждены, что если бы настоящие пострадавшие активнее отстаивали свои права, правоохранители не позволяли бы себе необоснованных отказов. И советуют, если в милиции не захотели принимать ваше заявление, возбуждать уголовное дело по факту совершенного в отношении вас преступления, — ищите помощи в прокуратуре.

Справка

По данным МВД, на протяжении семи месяцев текущего года выявлено 12,7 тыс. нарушений учетно-регистрационной дисциплины (5,8 тыс. самими органами внутренних дел). В том числе 1,3 тыс. фактов прямого сокрытия преступлений. Прокуроры отменили 50,8 тыс. постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, из них 8,8 тыс. по инициативе органов внутренних дел. К дисциплинарной ответственности привлечено 2,7 тыс. сотрудников милиции. Среди них 64 начальника горрайотделов и 95 их заместителей.

Марина Брыль, ВВ

You may also like...