Коррупцию в ГАИ победит технический прогресс?

В борьбе с коррумпированными гаишниками человек бессилен. Поможет, возможно, техника, на которую государство тратит десятки миллионов гривен. 

В столичном Межрайонном регистрационном экзаменационном отделе (МРЭО) №10 нет былого ажиотажа. С тех пор как ввели онлайн-контроль за ходом тестирования, желающих получить права заметно поубавилось. «Если раньше на экзамен в МРЭО приходили в среднем 353 человека, то теперь всего 124», – говорит начальник Департамента ГАИ Сергей Коломиец. То есть лишь треть курсантов автошкол уверены в своих знаниях, но и те не блещут – теорию сдали 29%, а теорию и вождение – только 17%.

Ловят сетью

Под контролем. Директор автошколы Валерий Рябкин рад введению онлайн-контроля за ходом экзаменов по вождению, который оставит на рынке только солидные учебные заведения

Раньше получить водительское удостоверение было куда проще. «В прошлом году экзамен стоил 150 долларов. Сотня гаишникам, остальное – «ускорителю», – рассказывает Фокусу киевлянин Сергей Мазыкин. – «Ускоритель» – посредник, который за тебя договаривается. На первоначальном этапе его роль выполняет директор автошколы. Но если попытаешься обойтись без его услуг, в ГАИ тебя, скорее всего, завалят на вождении и отправят на пересдачу. Тогда нужно искать «ускорителя» уже непосредственно в ГАИ».

Выдох

«Выдох!..» ГАИ планирует потратить 20 миллионов гривен на немецкие алкотестеры, которые на месте замеряют количество алкоголя в крови водителя

Заплатил – и экзамен в кармане, говорит Сергей. С вождением просто: достаточно прокатиться вокруг МРЭО – инспектору нужно лишь удостовериться, что водитель может трогаться, переключать передачи и тормозить. С теорией ещё проще – на вопросы компьютера можно отвечать как угодно, в ведомость инспектор всё равно занесёт правильные ответы.

Онлайн-контроль должен послужить препятствием для недобросовестных экзаменаторов. Теперь в Департаменте ГАИ можно через интернет наблюдать, на какой вопрос отвечает кандидат в водители, какой вариант ответа выбирает и сколько времени у него осталось для сдачи экзамена. Результат фиксируется сначала на контрольном компьютере, а затем на компьютере в МРЭО. Такой порядок не позволит инспекторам на местах фальсифицировать результаты.

Директор автошколы «Карат» Валерий Рябкин признаётся, что рад внедрению такой системы – она, мол, оставит на плаву только те заведения, в которых действительно учат вождению, а те, что работали «ускорителями», теперь окажутся бесполезными и будут вынуждены уйти с рынка. По словам начальника ГАИ Сергея Коломийца, уже «проведён анализ по школам, которые прятали своих курсантов».

«Мы начали их проверять и обнаружили массу недостатков, – рассказывает генерал-майор. – Явка учащихся – 60–70 процентов. Расписание практических занятий вообще прячут. Такое качество подготовки водителей в Киеве, а что на периферии?!» Теперь ГАИ добивается права на аккредитацию автошкол.

Правда, эффективность самого онлайн-контроля явно преувеличена. Любой курсант сдаст экзамен, если инспектор подскажет ему правильные ответы или даст шпаргалку. Чтобы онлайн-контроль всё-таки показал результат, его подстраховали в офлайне – сегодня на экзаменах в киевских МРЭО дежурят замы начальника Департамента ГАИ. Через 2–3 недели их заменят видеокамеры. «Мы не будем целыми днями сидеть и наблюдать, но сможем просматривать накопители в ускоренном режиме и видеть, кто к кому подходил во время экзамена».

Алкотестеры за 20 миллионов

До конца года онлайн-контроль планируют установить во всех подразделениях Киевской и Днепропетровской областей, а в следующем году – по всей стране. По имеющимся подсчётам, для Днепропетровской области система обойдётся в 1 млн. 200 тыс. грн. «Это не такие большие деньги, – говорит Сергей Коломиец. – Не допустив на дороги неумеек, мы больше выиграем, чем эти 20–30 миллионов».

Но многие уверены, что «неумеек» за рулём меньше не станет. Большинство водителей, в разное время сдававшие экзамены в МРЭО, относятся к нововведению скептически – мол, слежка через интернет бесполезна и помешать торговле правами не сможет. «Тех, кто оплачивает сдачу экзамена, сажают за спецкомпьютеры, которые в любом случае выдают не более одной ошибки при сдаче», – описывает одну из схем некто на форуме в интернете (существование таких спецкомпьютеров Фокусу подтвердили и другие водители).

Адвокат Алексей Святогор отмечает, что и видеонаблюдение бессмысленно: вместо выпускника автошколы за компьютер может сесть кто угодно, и камера не выявит подмены, поскольку не сможет проверить его документы. По мнению юриста, самый действенный способ борьбы с коррупцией – порядочный инспектор. «Если он честный, то и без всех этих систем никому левому не выдаст права. Есть же такие преподаватели в вузах, которые взяток не берут. И все знают, что их предмет нужно учить».

Но руководство ГАИ не верит в утопию и делает ставку на автоматизированные системы – дорогие, вызывающие массу нареканий, но неподкупные. В минувший четверг журналистам продемонстрировали немецкий автоматический прибор для измерения количества алкоголя в крови Drager. Выдох в трубочку – и через несколько секунд он выдаёт «диагноз» на чековой ленте. Цена устройства – 20 тыс. грн. В ГАИ намерены закупить тысячу таких. Сергей Коломиец отмечает, что Drager, в отличие от инспекторов и врачей, объективен и исключает человеческий фактор.

Евгений Сафонов, фото: Дмитрий Стойков, Фокус

You may also like...