Утопительный сезон

Хорошо бы тревога по поводу глобального потепления оказалась учебной. Если угроза реальна, саммит в Копенгагене мир не спасет. 

Мэр Копенгагена Ритт Бьеррегаард много лет выступает против полной легализации проституции в Дании. В преддверии всемирного климатического саммита в Копенгагене градоначальница распорядилась выложить в гостиничных номерах флаеры с надписью «Будьте стойкими – не покупайте секс за деньги». Идея вышла боком: Сузанна Меллер, глава Ассоциации работников секс-индустрии Дании, в тот же день объявила, что столичные путаны будут бесплатно обслуживать делегатов в обмен на те самые агитки.

«Это станет нашим вкладом в борьбу за окружающую среду», – пошутила она. Проститутки обсчитались. Чернокожая путана с улицы Хельголандсгаде, представившаяся как Жаклин, призналась Newsweek, что за минувшую неделю заработала намного меньше обычного – открытками расплачивался каждый второй. В Копенгаген съехались более 15 000 делегатов, наблюдателей и журналистов из 192 стран. А в конце этой недели здесь ожидают приезда президентов и премьеров 110 государств, включая Барака Обаму и Дмитрия Медведева. Задача простая – спасти мир.

Это как тренировка перед столкновением Земли с астероидом: человечество собирает все силы и огромные деньги, чтобы предотвратить глобальную угрозу. Размеры и происхождение этой угрозы – вопрос пока еще спорный. Но большинство считает, что исходить надо из худшего сценария. А он таков: к 2100 году среднегодовая температура атмосферы и океана может вырасти более чем на 6°C. Это утверждает Межправительственная группа экспертов ООН – главный в мире совет климатических мудрецов. Планету захлестнет невиданное число катаклизмов: наводнения, засухи, ураганы, эпидемии. Впрочем, уже сегодня, по данным международной организации Global Humanitarian Forum, возглавляемой бывшим генсеком ООН Кофи Аннаном, из-за глобального потепления умирают более 300 000 человек в год, в основном в странах третьего мира.

Задача, которую ставит перед собой мировое сообщество, – чтобы в 2050 году температура выросла не больше чем на 2°C. Эксперты не слишком уверенно полагают, что ее можно решить, если к тому же году сократить выброс парниковых газов на 50%. При этом часть островных государств, таких как Тувалу, все равно уйдут под воду, а территории прибрежных стран, таких как Бангладеш, будут частично затоплены, но глобальной катастрофы удастся избежать.

Первой попыткой договориться об этом на глобальном уровне стал Киотский протокол, срок действия которого истекает в 2012 году. Вышло так себе: к нему не присоединился главный на тот момент загрязнитель – США. А главный нынешний загрязнитель – Китай – сокращать выбросы не был обязан. Вторая попытка более амбициозная. Речь идет не только о лимитах на выбросы для развитых и стремительно развивающихся стран, таких как Россия и ее коллеги по БРИК, но и о компенсации бедным странам, которые атмосферу не загрязняют, а страдают больше всех.

Но все опять идет через пень колоду. «Это самые сложные переговоры, с которыми человечество когда-либо сталкивалось», – признал Эрик Сольхайм, глава норвежского Минприроды. Вероятность того, что в эту пятницу будет подписан договор, обладающий юридической силой, ничтожна. Скорее всего Обама и Медведев поставят подписи под некоей декларацией о намерениях. Это значит, что решение отложится до следующей подобной конференции, которая пройдет в Мексике в конце 2010 года.

ПРАВО НА ВОЗДУХ

К началу саммита активисты Всемирного фонда дикой природы установили в центре Копенгагена огромного ледяного медведя. Уже к четвергу он наполовину растаял. Обнажился металлический скелет зверя – при вечерней подсветке его огромный череп смотрелся жутковато. Все это должно было наглядно показать, как быстро тают ледовые шапки на полюсах планеты, все больше повышая уровень Мирового океана. Он может вырасти на два метра до конца столетия, полагают эксперты ООН.

Для родины 15-летнего Аксама Маумуна – Мальдивских островов – это приговор. Средняя высота государства составляет всего один метр. Маумун говорит, что последствия изменения климата уже ощутимы. «Родители вспоминают о гигантских коралловых рифах, большом количестве рыбы и бесконечных пляжах, – рассказывает он. – Все это исчезает. Остаются только туристические брошюры».

По данным нового опроса Всемирного банка, до 90% жителей развивающихся стран считают глобальное потепление серьезной или очень серьезной проблемой. С ними солидарно подавляющее большинство граждан стран ЕС. Россиян глобальное потепление не беспокоит. На вопрос ФОМ, надо ли России сокращать выбросы в атмосферу, 41% переспросили: «А что это такое?» Еще 25% затруднились ответить. 15% считают, что не надо, и только 19% ответили «да».

Между тем Дмитрий Медведев уже объявил о готовности к 2020 году снизить эмиссии парниковых газов на 25% по сравнению с 1990 годом. Цифра хитрая, потому что на самом деле означает рост выбросов: развал экономики в 1990-е годы привел к их резкому сокращению. «Сейчас наш уровень выбросов составляет минус 38% от уровня 1990 года. Минус 25% означает увеличение выбросов на 13%», – объясняет наблюдатель от России Владимир Сливяк из центра «Экозащита».

Впрочем, лукавит не одна Россия. США пообещали сократить выбросы на 17%, но взяли за основу 2005 год, а не 1990-й, как остальные. Китайцы же и вовсе заявили о сокращении выбросов на 40–45%, но пропорционально величине ВВП на душу населения. Падения ВВП в Китае никто не предрекает, поэтому по факту будут расти и выбросы. «Все здесь играют в игру, которая называется «право на воздух». Право на выбросы СО2 – это воздух для экономики, – говорит приехавший в Копенгаген Сергей Рогинко, глава группы «Экология и развитие» Института Европы РАН. – Формат переговоров дает возможность накинуть углеродную удавку на шею конкурента».

Российская делегация ехала на саммит с несколькими принципиальными установками, озвученными Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным. Россия согласится на сделку только при условии полноценного участия США. Фактически это означает, что она не поддержит идею продления Киотского протокола, лоббируемую Китаем и Индией. Москва готова скинуться на поддержку стран третьего мира, но обещает $200 млн, в то время как ЕС заявил о готовности выделить на эти цели €7,2 млрд в течение трех лет.

Российская делегация настаивает на том, чтобы пожертвования рассчитывались, исходя из объема ВВП на душу населения, а не, к примеру, из количества выбросов, что было бы выгодно многим странам Евросоюза. ВВП у России небольшой, а по выбросам она четвертая в мире. Россия также не хочет, чтобы от обязательств освободили такие богатые страны, как Кувейт или Сингапур, – пока их в рядах доноров нет. Еще Москва хочет, чтобы при расчете ее квоты на выброс учли, сколько CO2 поглощают ее бескрайние леса.

Но голос ее в Копенгагене еле слышен. Руководитель энергетической программы российского Greenpeace Владимир Чупров российскую делегацию называет изгоем. Ее члены избегают контактов с журналистами (их в Копенгагене собралось более 5000) и неправительственными организациями. У ЕС, США и Китая огромные павильоны, ежедневные пресс-конференции и семинары. Российский информационный центр по размеру равен черногорскому, в нем еле умещается стол и компьютер.

В первые два дня конференции центр вообще не работал. На третий день там появились люди, и корреспондент Newsweek выяснил, что единственный, кто уполномочен общаться с прессой, – представитель Росгидромета Виктор Блинов. Но на разговоры у него не было ни минуты. «Иначе я это провалю», – сказал он, указывая на таинственный документ, лежащий у него на столе, и попросил коллегу запереть за мной дверь на ключ.

В минувший четверг было официально объявлено, что в Копенгаген приедет сам Медведев. Если это случится, то в аэропорту он увидит огромное изображение самого себя, постаревшего на десять лет. «Мне очень жаль. Мы могли предотвратить катастрофическое изменение климата… но не сделали этого», – написано на растяжке. Свои портреты в том же стиле увидят еще 20 мировых лидеров. Больше всего изображений Барака Обамы – его в Копенгагене ждут как мессию.

БЛАГИМ КЛИМАТОМ

25-летняя Сара Свенсон из Швеции голодает уже почти 40 дней – ради спасения планеты. Она ничего не ест и пьет только воду. Хрупкая девушка в очках признает, что мерзнет, не может сконцентрироваться и устает от малейших усилий. Она надеется, что о ее страданиях узнают лидеры развитых стран. «Не разочаруйте нас, политики!» – призвала девушка на пресс-конференции в Копенгагене, заявив, что вместе с ней голодает около 500 человек по всему миру (россиян среди них нет). «Мы смерти не боимся, – говорит ее соратник из Австралии Даниэль Лау. – Наши жизни не дороже жизней тех, кто умирает из-за изменения климата». Свои надежды на выживание он связывает с приездом американского президента.

Обама и другие президенты приедут лишь на завершение саммита, а пока саммит сотрясают скандалы. Первый разразился еще до его начала. Из взломанного хакерами сервера Университета Восточной Англии, где находится крупнейший в мире центр по изучению климата, в сеть попала переписка ученых. Из нее создается впечатление, что ученые сознательно завышали данные о росте температуры.

«Под сомнение поставлена вся наша деятельность! Может, мы колыханием воздуха занимаемся, – то ли возмущался, то ли злорадствовал Рогинко. – Теперь не верится в искренние намерения западных ученых помочь человечеству, скорее в желание освоить очередной транш бюджета». Впрочем, представители ООН не уставали оправдываться, что письма вырваны из контекста и не дают полной картины.

Но журналисты не оставляли ученых в покое. Когда генсек Всемирной метеорологической организации Мишель Жарро заявил, что последние 10 лет были самыми жаркими за всю историю измерений, корреспондент британской газеты Times моментально задал вопрос: «У вас, случаем, данные не из Университета Восточной Англии?» Смутившемуся метеорологу пришлось признать, что в том числе и «оттуда».

В первый же день конференции скандалом попыталась воспользоваться делегация Саудовской Аравии. Она предложила для начала обсудить доказательную базу антропогенного происхождения потепления, но была освистана. «Саудовцы боятся, что никто не станет покупать их нефть, если мир перейдет на чистые источники энергии, – уверен активист из Ливана Аднан Сааби. – Даже если вероятность антропогенной версии составляет 50/50, лучше действовать сейчас, чем хвататься за голову потом». На рукаве Сааби носит значок с надписью «Нефтью жажду не утолишь». В его родном Ливане нефти, впрочем, и нет.

Второй скандал разразился во вторник. В СМИ попал проект договора, якобы составленный альянсом развитых стран, получивший условное название «Датский текст». Ознакомившись с документом, делегаты 77 развивающихся стран пригрозили покинуть саммит. Возглавляющий эту группу суданец Лумумба Ди-Апинг обвинил западные страны в «колониализме», отметив, что «с XVI века мало что изменилось». Представители третьего мира раскритиковали все пункты договора, но больше всего третий мир возмутила сумма, которую богатые страны-загрязнители готовы были внести в так называемый Климатический фонд – $10 млрд в год в ближайшие три года. «Этих денег не хватит даже на то, чтобы обеспечить гробами всех умирающих от потепления африканцев», – заявил Ди-Апинг.

Развивающиеся страны требуют в $200–400 млрд в год. «Обама только что согласился выделить дополнительно $30 млрд на солдат в Афганистане и $150 млрд на спасение малого бизнеса от финансового кризиса, – напомнил журналистам Ди-Апинг. – За что ему дали Нобелевскую премию, если он даже не заботится о своих родственниках в Африке?»

Не прошло и суток, как блок развивающихся стран сам раскололся. Ряд островных государств во главе с Тувалу, площадью 26 кв. км, поставил вопрос о легитимности переговоров, обвинил Китай и Индию в нежелании сокращать выбросы и в том, что они уговаривают США не подписывать никаких документов, обладающих юридической силой. Союзником малых государств на этот раз выступил уже ЕС. Но к субботе споры притихли – из-за угрозы появления в городе десятков тысяч неформалов, которые обещали устроить массовые беспорядки. В 1999-м антиглобалисты сорвали конференцию ВТО в Сиэтле, а в 2001-м в поле боя превратилась уже Генуя, где проходил саммит G8. С другой стороны, если активисты сорвут форум в Копенгагене, ее участникам не придется оправдываться за провал. Когда номер сдавался в печать, в датской столице уже начались первые аресты.

Елена Черненко, NEWSWEEK

You may also like...