«Пропадают пачками…» Как действуют в Москве банды похитителей людей

Еще два года российские СМИ предупреждали: в Москве орудуют несколько банд действующих или бывших чекистов и милиционеров, которые похищают людей с целью выкупа. Власти не реагировали и просили: «Не будоражьте людей». Тем временем только в столичном регионе граждан крадут пачками…

…  в том числе детей топ-менеджеров крупных компаний, приближенных к Кремлю (похищения Михаила Ставского — сына вице-президента «Роснефти», Виктории Теслюк — дочери менеджера ЛУКОЙЛа и т.д. На днях в Кунцевском районном суде закончился судебный процесс по делу банды милиционеров, похитивших предпринимателя Гагика Егоряна. Характерно, что…

…следствие не установило пособников и заказчиков преступления, но проявило к милиционерам снисходительность, переквалифицировав уголовную статью УК РФ «Похищение человека» на «Незаконное лишение свободы». Хотя не исключено, что до своего ареста «оборотни» из УВД САО уже принимали заказы на похищения граждан, выбивание долгов и вымогательства.

Следователь Квициния

Следователь Квициния

Вице-президент «Союза армян России» и проректор Московского института предпринимательства и права (МИПП) Герман Ананянц

Вице-президент «Союза армян России» и проректор Московского института предпринимательства и права (МИПП) Герман Ананянц

Лейтенант милиции Максим Алисов

Лейтенант милиции Максим Алисов

Читайте подробности уголовного дела № 346975.

Похищение

Предпринимателя Гагика Егоряна похитили утром 28 августа 2010 года на улице Крылатские Холмы, когда он вместе с супругой Арпине направлялся к метро.

Неожиданно из стоявшего на обочине автомобиля «Форд Фокус» (госномер Е733ЕХ90 — был украден в Балашихе) выскочили четверо вооруженных мужчин в милицейской форме и масках и с криками: «Лежать, падла! Это — ОМОН!» — стали надевать на Егоряна наручники. Пытавшуюся защитить супруга Арпине сбили ударом с ног и сломали два ребра. Досталось и Гагику: ему разбили лицо и проломили голову. «Омоновцы» затащили Гагика на заднее сиденье, и «Форд» рванул с места.

Тем временем супруга пришла в себя и стала звать на помощь. И тут произошли три невероятные вещи: а) корчившуюся от боли женщину заметил водитель «Хонда Акцент» Сергей Кочетков, и они бросились вдогонку за «Фордом»; б) захват заложника видели несколько жильцов из дома напротив и позвонили в милицию; в) по дороге Арпине и Сергей заметили машину УВД ЗАО и сообщили о преступлении.

Милиционеры блокировали «Форд» на Крылатской улице и доставили задержанных в ближайшее отделение милиции (один из преступников предлагал 50 тысяч рублей, чтобы их отпустили).

Действующие лица

Задержанными оказались бойцы роты ППСМ УВД САО: 24-летний лейтенант милиции Максим Алисов, 25-летний сержант Михаил Меркулов, 24-летний сержант Евгений Ди-Модуньо и 26-летний старший сержант Артем Панасенко.

Начнем с лейтенанта Алисова, который, по версии следствия, принял «заказ» и являлся организатором похищения. Алисов родился в Москве, образование высшее, холост.

Из служебной характеристики: «…за время работы зарекомендовал себя с положительной стороны как дисциплинированный, трудолюбивый и исполнительный сотрудник. Хорошо знает территорию округа и криминогенные места, правильно ориентируется в оперативной обстановке. Решителен и непримирим к нарушителям общественного порядка. Является участником боевых действий на Северном Кавказе. Имеет награды «За боевое отличие», «За боевое содружество» и наградное холодное оружие — нож «Сталкер» (использовал при похищении Егоряна.— С. К.).

Необходимо добавить, что в 2010 году глава МВД Чечни Алханов наградил Алисова почетной грамотой.

Следующий персонаж — сержант с красивой фамилией Ди-Модуньо. Родился в г. Андропов Ярославской области, окончил лицей в Сочи: «…по характеру сдержан, психологические нагрузки выдерживает хорошо. Критику и замечания сослуживцев и командования воспринимает правильно». У Ди-Модуньо тоже имеются награды: медали «Участнику контртеррористической операции на Кавказе», «Участнику боевых действий на Северном Кавказе» и именной нож «Сталкер».

Сержант Меркулов родился в городе Кизел Пермской области. В 2006 году окончил лицей в г. Сочи и после переезда в Москву устроился в УВД САО: «…нарушения требования законности не допускает. Работоспособен, умеет решать конкретные оперативно-служебные задачи».

Панасенко родился в г. Канев на Украине: «…имеет хорошую общеобразовательную подготовку. Хорошо владеет табельным оружием и специальной техникой, зачеты по боевой подготовке сдал на «хорошо». Внешне опрятен, аккуратен, в строевом отношении подтянут».

Следствие

Кунцевский отдел Следственного комитета по г. Москве установил, что для похищения Егоряна милиционеры использовали три рации, гладкоствольное ружье «Сайга», макет автомата «Калашникова», травматический пистолет «ПМ», газовые пистолеты «ИЖ», «Вальтер», а также позаимствовали у некоего Шелухина автомобиль «Форд», на который переставили ранее украденные госномера.

В свою очередь, арестованные милиционеры полностью признали свою вину, но категорически отказались назвать фамилии посредника и заказчика. В показаниях Алисова они фигурируют как некие Олег и Алексей: «…я случайно встретился у станции метро «Бибирево» со знакомым по имени Олег. В ходе разговора Олег сказал, что у него есть знакомый Алексей, который подыскивает сотрудников милиции, чтобы они путем запугивания помогли вернуть ему долг. Мы должны были вывезти этого армянина в Московскую область и передать его Алексею. Я также обговорил вознаграждение в сумме 400 тыс. рублей…»

Однако другие члены банды на допросах показали, что их действия координировали по рации двое мужчин в темно-зеленом «Мерседесе». И у одного из них был позывной «Сергей» или «Серый» (запомнили и позывной «Мерседес». — С. К.).

Меркулов: «…Хочу добавить, что, когда Алисов менял госномера на «Форде», то он все время переговаривался с кем-то по рации. Когда мы пересели в «Форд», к нам подъехала автомашина «Мерседес» темно-зеленого цвета с двумя мужчинами. Алисов сказал, что ему нужно переговорить с ними и отсутствовал 5—7 минут. После этого мы поехали в адрес и припарковались у нужного места. Примерно через две минуты проследовал «Мерседес». Мы надели черные маски с прорезями для глаз. Через некоторое время по рации Алисов получил сообщение, что по направлению к нам идут мужчина и женщина…»

Ди-Модуньо: «…Выехав на дорогу, я заметил, что нас преследует патрульная машина с включенным спецсигналом. Когда Алисов пытался скрыться, то он кричал по рации: «Сергей! Выручай! Сделай что-нибудь!» Я увидел на встречной полосе «Мерседес», который сначала пытался заблокировать автомобиль сотрудников милиции, но затем передумал и уехал по своей полосе».

Чудеса следствия

Стоить отметить, что поначалу следствие упорно искало заказчика и двух мужчин в «Мерседесе». Установили круг знакомых Алисова и отработали телефонные билинги с места похищения. В приватных беседах они говорили, что заказчик — проживающий в Краснодаре уроженец Армении, а посредник — якобы офицер из руководства УВД САО.

Но затем начались чудеса: заказчика искать перестали, а в уголовном деле появился рапорт за подписью следователя Квициния. Цитирую: « <…> вместе с тем анализ совокупности доказательств, собранных по данному уголовному делу, в частности, показаний обвиняемых, указывает на то, что у них отсутствовал умысел на перемещение Егоряна в какое-либо место и его удержание там…» (Ха! А куда же везли?! — С. К.)

Мы показали рапорт нашим экспертам. Они сошлись на том, что, скорее всего, следствие не нашло заказчика преступления (или не захотело) и поэтому перед передачей дела в суд быстренько переквалифицировало статью УК РФ «Похищение человека» на «Незаконное лишение свободы». А вот знакомые адвокаты только заулыбались и рассказали, какие негласные расценки ходят в столичном СК:

1) возбуждение заказного уголовного дела — от 5 тыс. до 50 тыс. евро;

2) переквалификация с более тяжкой статьи УК на менее тяжкую — от 50 тыс. евро;

3) изменение меры пресечения — от 10 тыс. до 100 тыс. евро.

К примеру, один из адвокатов сообщил, что недавно занимался делом одного полицейского, обвиняемого по ст. 286 УК РФ (превышение служебных полномочий). За прекращение уголовного дела следователь попросил 80 тыс. евро.

Другие подробности

Оказывается, два года назад Гагика Егоряна уже пытались похитить неизвестные злоумышленники:

— Я шел по Бобруйской улице и неожиданно из автомобиля ВАЗ бирюзового цвета вышли двое мужчин и направились ко мне, — сообщил Егорян. Они представились сотрудниками уголовного розыска и предложили мне проехать вместе с ними. По неуверенным действиям этих мужчин я понял, что они не милиционеры, стал кричать и оказывать сопротивление. После этого они быстро уехали.

Егорян тут же позвонил по «02», а затем отправился писать заявление в ОВД «Кунцево». Но дежурный стал смеяться над Гагиком и не принял заявление.

Но и это еще не все. За два месяца до похищения Егоряну позвонил некто Артур Петросян, представившийся сотрудником ФСБ (8967271****, 8926634****). Он сообщил, что Гагика скоро похитят, и предложил встретиться.

Егорян на встречу поехать побоялся и обратился к знакомым фээсбэшникам, чтобы они навели справки о Петросяне. Вскоре чекисты ответили, что звонивший в ФСБ никогда не служил и работает обычным юристом. Однако можно предположить, что «юрист» Петросян все-таки имеет отношение к спецслужбам. Видимо, каким-то образом ему стало известно о подготовке похищения, и он решил «срубить с Егоряна бабла». Почему следствие не установило личность «юриста» и не отработало эту версию, остается только догадываться.

Не менее загадочным персонажем оказался вице-президент «Союза армян России» и проректор Московского института предпринимательства и права (МИПП) Герман Ананянц. В период расследования уголовного дела Ананянц позвонил Егоряну и сообщил, что в обмен на снисходительность к арестованным милиционерам его знакомые готовы заплатить неплохие деньги.

Вот его показания: «Во время моего нахождения в Дагестане мне на мобильный телефон 8 903******* позвонил гражданин, имя которого я не знаю. Данный гражданин попросил, чтобы после возвращения в Москву я встретился с человеком по имени Багдасар или Санасар. Пришедший ко мне человек представился бывшим полковником КГБ СССР, фамилию свою не называл.

…В ходе телефонного разговора с Егоряном я поделился своими предположениями, почему с этой просьбой обратились именно ко мне. Так, 5 или 6 лет назад я отдыхал в одной из саун с бывшими генералами КГБ. Вместе с ними я впоследствии ездил на стрельбище где-то в САО. Возможно, кто-то из руководства УВД САО услышал мою фамилию и решил обратиться ко мне. Хочу дополнительно сообщить, что я лично знаком с заместителем начальника УВД САО Абдряхимовым, однако в настоящее время с ним не общаюсь…»

По сведениям нашего источника, у Ананянца имеется обширное досье на всех армян-коммерсантов, проживающих в России, но его телефоны оказались недоступны.

Упомянутого Ананянцем начальника МОБ УВД САО Хамита Абдряхимова тоже вызывали на допрос. Полковник Абдряхимов пояснил, что действительно имеет служебный «Мерседес» темно-зеленого цвета. А на вопрос следователя, знаком ли он с Алисовым, Ди-Модуньо, Меркуловым и Панасенко, ответил отрицательно. Больше следователи Абдряхимова и Ананянца тревожить не стали.

Другие похищения

Разумеется, мы спросили у Егоряна, какие у него имеются версии похищения и кто заказчик?

— Я — бизнесмен средней руки. Никаких долговых обязательств не имею, с конкурентами в нормальных отношениях и стараюсь ни с кем не ссорится. Хотя знаю, что в последнее время по Москве прошла целая серия похищений моих земляков. Люди напуганы, и все говорят, что этими преступлениями занимаются сотрудники МВД и ФСБ.

На правах анонимности мы встретились с оперативниками из МУРа, ГУВД Московской области, и они подтвердили, что столичный регион буквально захлестнул целый вал похищений. К примеру, за последние два года только на Мытищинской ярмарке были похищены 32 человека (по другим данным, около 60), в основном выходцев из Армении («смотрящие» за ярмаркой: сын покойного вора в законе Иванькова-Япончика — Геннадий, и Эдуард Асатрян, по прозвищу Эдик Осетрина).

Похищения проходят по одному и тому же сценарию: к коммерсанту подходят люди в полицейской форме, требуют предъявить документы, а затем увозят в неизвестном направлении. Через пару дней родственникам звонит посредник и объявляет сумму выкупа — от 10 тыс. до 100 тыс. долларов. Пока только один потерпевший написал заявление в полицию, но затем и он отказался от своих показаний.

Те же оперативники сообщили, что похищениями людей долгое время промышляли бойцы Софринской бригады внутренних войск МВД, а в числе организаторов фигурировал оперативник спецназа Госнаркоконтроля (ГНК) майор Александр Квинт. До прихода в ГНК Квинт служил в Софринской бригаде и несколько раз засветился в уголовных делах о вымогательствах. В 2006 году спецназовец был задержан за попытку похищения бизнесмена Биляна, но якобы за взятку 100 тыс. долларов его отпустили (в деле не обошлось без трупа. — см. «Новую газету», № 98 от 7 сентября 2009). Не исключено, что, находясь в бегах, Квинт продолжает руководить полицейскими бандами.

Параллельно с Софринской бригадой заказы на похищения людей принимали бойцы элитного спецподразделения МВД «Зубр» (командир — генерал Иванин). В 2009 году «зубровцы» захватили в заложники бывшего депутата из Московской области Грачика Арояна и бизнесмена Юрика Абрамяна. За освобождение последнего преступники потребовали выкуп в размере 6 миллионов долларов. Вскоре были арестованы действующие бойцы «Зубра» Демиденков, Дозоров, Малышев, Копов, а также бывший спецназовец Карманов.

Вначале арестованные отрицали свою вину, но потом двое из них заключили сделки с правосудием и назвали имя заказчика — авторитетного предпринимателя Акопа Меликсетяна (Кяж), на которого в 2005 году было совершено покушение. Однако, как признались оперативники, дело «зубровцев» расследовано не до конца, и за кадром остались еще несколько спецназовцев, совершивших аналогичные похищения.

В 2006 году «Зубр» был создан на базе подмосковного ОМОНа в Щелкове, и отряд называют личной гвардией главы МВД Нургалиева (прямой куратор отряда — зам-министра Суходольский). В задачу «Зубра» входит разгон демонстраций, маршей несогласных, и оклады у бойцов в 3—4 раза выше, чем в других спецподразделениях МВД. Недавно президент Медведев посетил базу «Зубра». Ему показали, как бойцы освобождают заложников, метко стреляют по мишеням и разбивают кирпичи своими головами. Говорят, что президент остался доволен.

19 апреля в Москве случилось еще одно громкое преступление: похитили младшего сына основателя и владельца «Лаборатории Касперского» Евгения Касперского — 20-летнего Ивана. Молодой человек учится в МГУ и работает в компании матери — «Инфовотч групп».

На следующий день преступники позвонили Касперскому-старшему и потребовали выкуп за сына — 3 млн евро. После переговоров с преступниками Иван был освобожден (по сообщениям СМИ, отец согласился со всеми требованиями).

Других подробностей пока нет. Однако известно, что Евгений Касперский усилил личную охрану и вывез своих детей в Европу. Его примеру последовали остальные компаньоны по бизнесу.

Суд

На днях в Кунцевском районном суде закончился процесс по делу похищения Гагика Егоряна (заказчика и пособников так и не установили). Алисов получил 5,6 года лишения свободы, а остальные — по 5 лет. Учитывая, что они уже почти год отсидели под следствием, то отбывать наказание осталось всего три. Через год они подадут прошение на условно-досрочное освобождение и выйдут на свободу.

Сергей Канев, криминальный репортер, НОВАЯ ГАЗЕТА

You may also like...