«Ломка». Украина пытается реформировать борьбу с наркотиками

Ежегодный доклад Европола показал реальное отношение ЕС к планам интеграции с Украиной. Европа не хочет импортировать организованную преступность, и никакие политические реверансы не могут сгладить эти опасения. Международные правоохранительные органы по сути констатировали полную неспособность украинского государства контролировать преступные каналы распространения наркотиков.

Центральная роль в транспортировке героина и кокаина отведена порту Одессы… Запланированное введение безвизового режима с Украиной может способствовать увеличению трафика через черноморский маршрут

Р.Уэйнрайт, глава Европол — полицейской службы Европейского союза, 4 мая 2011 года

Присвоить… воинское звание генерала армии Хорошковскому Валерию Ивановичу — главе Службы безопасности Украины

Указ президента Украины, 12 августа 2011 года

Ежегодный доклад Европола показал реальное отношение ЕС к планам интеграции с Украиной. Европа не хочет импортировать организованную преступность, и никакие политические реверансы не могут сгладить эти опасения. Международные правоохранительные органы по сути констатировали полную неспособность украинского государства контролировать преступные каналы распространения наркотиков.

Следует отметить беспрецедентную резкость заявления Ев­ропола — за все годы независимости столь категоричных суж­дений в адрес Украины Европол не допускал. Обычно полицейские заинтересованы в контактах с коллегами из соседних государств, и потому не склонны делать обобщения, вызывающие политические последствия. Если бы такая шокирующая оценка Европола прозвучала в адрес какой-либо европейской страны, то за этим наверняка последовали кадровые перестановки руководства правоохранительных органов, громкие отставки, расследования и организационные меры.

Казалось, что и у нас власти должны показать некие сигналы такого рода — все-таки Виктор Федорович лично внес лепту в борьбу с наркотрафиком, вскрыв прямо на рабочем месте канал распространения наркотиков в Украине в Интернете. Но… к констатации факта, что наша страна стала главной европейской площадкой по сбыту и транзиту наркотиков, власти отнеслись абсолютно равнодушно. Посол Украины в Брюс­селе произнес дежурное заклинание о том, что заявление полицейских «не ухудшит переговорный процесс о безвизовом режиме с ЕС».

Безусловно, не ухудшит. Куда уж хуже. Только один вопрос к президенту Вик­тору Януковичу. Что означает награждение высшим воинским званием руководителя СБУ — структуры, которая отвечает за борьбу с наркотрафиком, после признания Украины главными воротами транспортировки ге­рои­на и кокаина в Европу? Приз­нанием заслуг или совпадением? Или Валерий Иванович решает какие-то куда более важные для государства и евроинтеграции вопросы, чем борьба с международным наркотрафиком?

Президент не провел заседания Совета нацбезопасности по вопросу увеличения наркотрафика в Украине. Парламент не провел слушания. Нет никаких организационных выводов — кроме награждения и без того очень модного главы спецслужбы еще одним новым красивым костюмом со звездочками. Указ президента от 2010 года о создании Государственной службы по контролю за наркотиками до сих пор не выполнен. В Верховной Раде болтается законопроект о создании новой спецслужбы, но перспективы его принятия в этом году невысоки. А между тем эта структура должна получить полный объем функций, прав и полномочий, не уступающий по объему нынешним возможностям подразделений по борьбе с наркотиками МВД и СБУ.

Издание ZN.UA решило выяснить, каково нынешнее состояние борьбы с наркотрафиком в Украине и кто тормозит реформу борьбы с наркотиками в Украине.

С этой целью журналисты направили информационный запрос в СБУ со следующими вопросами:

  1. Какие примеры успешной работы СБУ по борьбе с международной наркомафией? Удалось ли снизить объем наркотрафика через территорию Украины в 2010—2011 гг.?
  2. Почему сократилось число совместных с зарубежными спецслужбами операций по выявлению международных каналов поставки наркотиков и международных преступных сообществ в этой сфере?
  3. Какое количество тяжелых наркотиков было изъято в Украине за последние годы?
  4. СБУ провела изъятия крупных партий наркотиков в 2010—2011 гг. Сколько членов организованных преступных группировок привлечено к суду и к какой мере наказания они приговорены?

Мы получили обстоятельный ответ за подписью начальника главка «К» СБУ Влади­мира Рокитского, который полностью противоречит выводам Европола.

«Считаем, что благодаря адекватному реагированию на новые тенденции по линии борьбы с международным наркобизнесом спецподразделениям по борьбе с коррупцией СБ Украи­ны во взаимодействии с МВД, Госпогранслужбой и ГТС Украи­ны, а также совместно с правоохранительными органами российской федерации, США, ряда европейских стран, в целом удалось уменьшить объемы транспортировки наркотиков через территорию Украины».

Наиболее успешной спецоперацией СБУ является задержание в Одессе по наводке спецслужб США двух тонн кокаина рыночной стоимостью около 250 млн. долл. О значении этой операции лучше всего говорит тот факт, что за предыдущие семь лет украинская спецслужба перехватила всего лишь 70 килограммов этого вида наркотика.

Вместе с тем СБУ рапортует о сокращении объемов перевозки героина через Украину. Однако этот оптимистичный вывод не подтверждается объемами изъятого наиболее опасного вида «тяжелых» наркотиков. Если в 2006-2008 году было изъято 673 килограмма героина, то в 2009—2011 — 13 килограммов. Таким образом, говорить об успехах и «активной наступательной позиции спецслужбы» в остановке героинового трафика, который так беспокоит Европол, в настоящее время не приходится.

По мнению профессионалов спецслужбы, с которыми общалось ZN.UA, для нанесения реального ущерба наркомафии отчитываться об успехах в борьбе с наркотиками следует не столько «перекрытыми каналами» поставки и изъятыми партиями, а осужденными организаторами поставки. Каналы транспортировки наркодельцы и сами постоянно меняют для сокращения рисков. Наркобизнес надо бить по мозгам и по кошельку.

То есть выявление партии наркотиков не может быть самоцелью и критерием оценки эффективности работы спецслужбы. Значение имеет разоблачение организаторов поставки, компаний, через которые осуществляется транспортировка. Маршруты наркотрафика меняются постоянно, меняются методы маскировки, и изъятия не приводят к прекращению работы преступной группировки — они даже закладывают определенную норму потерь груза, который перехватывают спецслужбы.

У наркодельцов прекрасно налажена разведка, и в следующий раз наркотики зайдут под другим флагом с другим грузом и через другой таможенный пост. Но поставки не прервутся. Чтобы нанести существенный ущерб, следует разорвать эту цепочку. Для этого организовываются так называемые контролируемые поставки — когда выявление партии груза не сопровождается до поры до времени изъятием. Обнаруженный груз ведут, и отслеживают поставщиков, распространителей, склады, корабли, схемы финансирования. Затем следуют аресты. Тогда ликвидируются структуры, которые перевозят наркотики, и производители вынуждены искать новые пути сбыта, их расходы резко возрастают.

Когда иностранные спецслужбы говорят о маршрутах транспортировки наркотиков, они оперируют не субъективными оценками, а конкретными фактами. Контролируя поставки наркотиков из латинской Америки и Афганистана в Европу, западные спецслужбы получают информацию о путях прохождения грузов. Но далеко не всегда украинские коллеги информируются об этих поставках. Зарубежные спецслужбы интересует, есть у наркомафии сообщники в государственных органах транзитных стран, какие бреши в режиме контроля открыты на границах.

«Заявление Европола свидетельствует, что контролируемые европейскими спецслужбами поставки, о которых не оповещаются государственные органы Украины, в большинстве случаев проходят беспрепятственно, причем объем и число таких поставок возрастает. Иначе бы Европол не стал называть конкретный маршрут через Одессу. Это по сути неофициальная просьба к властям Украины перекрыть дыры в транзите наркотиков через конкретный порт», — отметил ZN.UA один из сотрудников украинской спецслужбы.

Поэтому наш вопрос о количестве разоблаченных организованных преступных группировок и о числе преступников, которые были осуждены, совсем неслучаен. Это один из основных критериев оценки работы СБУ.

Как следует из ответа спецслужбы, в 2010-2011 годах было возбуждено 46 уголовных дел относительно участников наркобизнеса. Самой крупной группировкой, разоблаченной СБУ, является задержание в октябре 2010 года пяти граждан в Ивано-Франковской области, которые создали лабораторию по производству легких наркотиков — марихуаны.

О числе осужденных наркодельцов СБУ рекомендует обратиться к государственной судебной администрации. Возникает впечатление, что после передачи дела в суд СБУ теряет всякий интерес к преступникам.

Но важно отметить другое — в числе арестованных и переданных под суд преступников нет ни одного члена международных преступных наркосиндикатов. Нет ни одной группировки, организующей оптовые поставки героина и кокаина в Европу, поставки через Одессу и другие морские порты Украины.

А ведь все эти курьеры, дилеры и кассиры ходят по нашей земле — без их непосредственного контроля поставки невозможны. Сотрудники СБУ полагают, что именно этот факт и вызывает обеспокоенность европейской полиции. Реальные международные преступники с деньгами и связями почему-то не попадаются в сети СБУ. Эта неуловимость говорит о том, что, списав на накладные расходы одну-две партии товара в год, наркодельцы безнаказанно продолжают перевозки через нашу территорию.

В январе 2011 года на три недели по требованию СБУ был остановлен весь грузовой поток в Одесском порту. По данным ZN.UA, руководство СБУ объяснило остановку порта на Кабмине проведением оперативно-розыскных мероприятий по перекрытию каналов распространению наркотиков. По оценкам правительства, прямой ущерб от не поступивших в бюджет таможенных платежей в результате операции составил около 500 млн. грн.

Подсчитать недополученную прибыль государства от ухода международных перевозчиков в порты России и Румынии никто не взялся. Но речь также идет о сотнях миллионов. К сожалению, никаких публичных результатов операции до сих так и не заявлено. Кто был арестован? Что было арестовано? За что государство и бизнес заплатили столь высокую цену? За какие достижения?

Судя по ответу СБУ, результаты суперскандального закрытия порта оказались столь незначительны, что в официальную статистику не попали. Как отметил один из офицеров подразделения СБУ по борьбе с наркотиками: «В принципе, в практике спецслужб не только Украины, но и других стран, есть практика кратковременного закрытия морских портов на период проведения спецопераций по изъятию наркотиков и задержанию его перевозчиков. Но порт закрывается не более чем на сутки.

Спецслужба — это не армия. Мы работаем по наводке, потому что все равно перерыть носом каждый контейнер и каждую бочку и каждый трюм физически невозможно. Поэтому нет смысла останавливать грузопоток просто для тотальной проверки всех судов. Так никто не делает. Это украинское ноу-хау — блокировать собственный порт. Мне не известно, какие результаты операции были в порту Одессы, я ничего об этом не слышал».

Еще на один вопрос мы не получили ответа от СБУ: почему сократилось количество совместных операций с зарубежными спецслужбами? Мы получили информацию. Что круг контактов весьма широк. Несомненно. Однако наш вопрос был неслучаен, поскольку, по нашим данным, недовольство европейских спецслужб низкой эффективностью противодействия наркотрафику в Украине привело к сокращению совместных спецопераций.

Руководство СБУ, слишком вовлеченное в бизнесовые и внутриполитические разборки в Украине, не пользуется достаточным доверием европейских коллег. Дело в том, что в основе работы спецслужб лежит обмен оперативной информацией, в разглашении и утечке которой источники не заинтересованы. Зачастую эта информация связана с политической ситуацией в соседних странах. Передавая эти секретные сведения для использования в совместных операциях со спецслужбами соседних стран, европейцы хотят быть уверены, что эти данные не будут использованы в личных и коммерческих целях. Такой уверенности в Европе нет.

Именно эти проблемы, которые оборачиваются в претензии со стороны европейских партнеров, вынудили Виктора Януковича подписать в 2010 году указ о создании Государственной службы по контролю за наркотиками.

Ее главой был назначен Владимир Тимошенко — не бизнесмен, а кадровый генерал СБУ, который еще при Кучме создавал управление по борьбе с международным оборотом наркотиков СБУ. Тимошенко за рубежом известен, и как фигура нейтральная и нескандальная является оптимальным кандидатом.

Но когда будет реализован план по созданию новой спецслужбы — неизвестно. По данным ZN.UA, министр внутренних дел Анатолий Могилев поддержал передачу в ведение новой спецслужбы всех оперативных подразделений ОБНОН МВД Украины. Тимошенко такую инициативу, разумеется, поддержал, хотя и не скрывает своего критического отношения к милицейским наркоборцам, и не собирается брать их на работу — он рассчитывает заполнить должности другими людьми.

Однако план создания новой спецслужбы блокируется по причинам политическим и по причинам личных амбиций. Влади­мир Андреевич передал в парламент законопроект о своей спецслужбе, который означает рождение нового бюрократического монстра. В законопроекте указано, что штат новой структуры должен составить две тысячи сотрудников. В штате предусмотрено 15 генеральских должностей. Новая спецслужба, созданная по образцу российской Госслужбы по контролю за наркотиками, будет располагать полным спектром оперативных возможностей.

Вполне вероятно, что создание специализированной структуры, которая борется с наркотрафиком, является в нынешних условиях обоснованным шагом. Однако возникает вопрос — стоит ли начинать создание ведомства в таких дорогостоящих масштабах? Во сколько обойдется материальная база? И где, самое главное, найти столько честных борцов с наркотиками в Украине? Среди тех, кто сейчас столь неэффективно, по мнению Европола, контролирует наркобизнес?

Размах требований делает утверждение структуры новой антинаркотической спецслужбы весьма сомнительным делом не только в этом. Но даже и в следующем году. Говоря на словах о реформе системы борьбы с наркотиками, государство пока связало себе руки, слишком завысив требования. Быть может, это и есть хитрая бюрократическая тактика, чтобы парализовать реформу и не допустить смены контролеров и крышевателей наркотрафика во властных кабинетах?

Понятно желание Тимошенко сделать свою должность также достойной погон генерала армии, но если ставить на первое место интересы дела, то, наверное, надо было бы для начала выписать и провести через парламент не вновь созданную с огромным бюд­жетом организацию, наполнить которую профессионалами сейчас нет никакой возможности, а с развития небольшой структуры, которая взяла бы под свой контроль борьбу с крупными организованными группировками, подключая при этом возможности других правоохранительных органов.

Было бы важно взять под контроль сертификацию лекарственных препаратов, которая сказочно обогащает чиновных дельцов из фармцентра Минздра­ва, комиссии по лекарствам, Гос­лекинспекции. Судя по статистике и по данным зарубежных спецслужб, наркомафия имеет прочные связи в структуре в государственном аппарате. Пара­лич спецслужб отнюдь не случаен.

(Печатается с сокращениями)

Автор: Юрий Бутусов, «Зеркало недели. Украина» №31

You may also like...