Кровавый загул «Башмаков». Подробности суда над бандой

«Целясь из гранатомета в здание прокуратуры, член группировки случайно нажал на курок, и выстрелом разнесло фасад жилого дома». После двух с половиной лет судебного разбирательства, проходившего в Одессе в закрытом режиме, вынесен приговор по одному из наиболее резонансных уголовных дел последнего десятилетия — банды «Башмаков».

Двое преступников приговорены к пожизненному заключению, шестеро получили от 13 до 15 лет лишения свободы, еще 14 членов банды осуждены к меньшим срокам. Бывший начальник милицейского главка Автономной Республики Крым и заместитель министра внутренних дел Украины Геннадий Москаль в свое время подчеркивал, что среди участников группировки — «респектабельные депутаты и бизнесмены».

Он также отмечал, что «Башмаки» «выстреляли тысячу невинных людей и участвовали во всех взрывах-расстрелах и прочих криминальных разборках в 90-е годы. В дальнейшем интересы участников ОПГ значительно возросли: продвижение своих людей в политику, в местные органы власти, раздача земли, рейдерство, захват недвижимости…»

В материалах дела, насчитывающих более 90 томов, есть сведения о связях группировки с сотрудниками правоохранительных органов. По специальному определению слушания проходили в закрытом режиме и не разглашалась фамилия судьи, ведущего дело…

Группировка, насчитывавшая около полутора тысяч(!) человек, контролировала все рынки Крыма

— На скамье подсудимых в Одессе оказались далеко не все фигуранты, — рассказывает «ФАКТАМ» прокурор Одесской областной прокуратуры Валерий Шаров, выступавший в судебном процессе государственным обвинителем. — Многие скрываются от следствия и находятся в розыске, другие убиты либо умерли своей смертью. (С 2006 года в международном розыске по линии Интерпола находятся двое лидеров группировки — президент Федерации бокса Крыма Александр Данильченко (кличка Данила) и президент Федерации вольной борьбы автономии Николай Кожухарь (кличка Молдаван).

Уже тогда на счету группировки было порядка 50 убийств, не менее десяти похищений людей в Крыму, Запорожье, Киеве, Харькове, Херсоне. — Авт.). Текст судебного приговора насчитывает свыше 150 страниц. Понадобилось два с половиной года судебного изучения и оценки собранных материалов. Замечу: судебные заседания проходили достаточно регулярно. Свидетелей доставляли из Крыма под конвоем. В противном случае, думаю, процесс продолжался бы и поныне.

— Валерий Аксентьевич, как возникла группировка «Башмаки»?

— Она была организована в конце 80-х годов минувшего столетия ранее судимыми людьми, которые и руководили ею до начала 90-х. Поначалу в группировку втягивались молодые люди — студенты, выпускники вузов. Все они были физически крепкие, в основном спортсмены. В бандформировании числилось порядка полутора тысяч(!) человек. Группировка имела четкую иерархическую структуру с распределением ролей каждого из участников. Начинали с «крышевания» стихийных рынков, а вскоре уже контролировали практически все рыночные площадки Крыма в городах и районных центрах полуострова.
Одному из главных беспредельщиков Крыма братки отомстили, уничтожив всю его семью

Именно в 90-х годах на территории Крыма активно орудовали и одновременно противодействовали друг другу, перекраивая территорию и сферы влияния, крупные преступные группировки — «Сейлем» и банда Сахана. Название первой, у истоков которой стоял один из депутатов симферопольского горсовета, произошло отнюдь не от знаменитого американского городка в штате Массачусетс. Непривычное для нашего уха слово появилось на свет в кооперативе, где собирались известные в криминальной среде личности, начинавшие когда-то под покровительством местного авторитета Гуни. Говорят, браткам просто понравилось звучное наименование престижных в то время сигарет «Salem».

Другую банду организовал криминальный авторитет Александр Ткачев (по прозвищу Сахан), выходец из бригады наперсточников того же Гуни. Вместе с ним главенствующие роли занимали Виктор Башмаков со своими сводными братьями и Олег Дзюба. Бригада специализировалась в основном на вымогательствах у предпринимателей крупных денежных сумм и ликвидации неугодных. Братки установили жесткий контроль над рынками: предпринимателей обложили данью — до половины всей прибыли!

Скидку предоставили только своим: члены банды, владевшие каким-либо собственным бизнесом, вносили в общую кассу — «общак» — до 30 процентов от прибыли. Казна использовалась для подкупа официальных лиц, приобретения продуктов, алкоголя и наркотиков, организации преступных вылазок, финансовой помощи семьям заключенных и погибших братков.

*Даже в Симферопольском СИЗО членам банды «Башмаки» жилось неплохо. Этот снимок обнародовал бывший руководитель милиции Крыма Геннадий Москаль, который утверждал, что в камере к VIP-арестованным приводили проституток, приносили им спиртное и наркотики (фото с сайта ТСН)

В середине 1991 года между группировкой Сахана и их конкурентами из «Сейлема» произошел очередной вооруженный конфликт. Устав от бандитских разборок, правоохранители решили избавиться от «большего зла» (во всяком случае, на тот период) — Сахана. Его задержали в Сочи. Криминальному авторитету ничего не оставалось, как изобразить помешательство на почве сильного нервного стресса. Около двух лет он провел в различных профильных больницах, последний раз — в республиканской психиатрической в Симферополе. Здесь его и настигла пуля киллера…

В заказе на устранение главаря братки сразу заподозрили Олега Дзюбу, снискавшего славу одного из главных беспредельщиков Крыма. Мстили ему жестоко. В 1995 году, когда Алик (так именовали Дзюбу в банде) возвращался с семьей из Германии, в киевском аэропорту «Борисполь» застрелили его дочь. Спустя пару дней неподалеку от Симферополя был обнаружен труп сына Дзюбы. Вскоре на симферопольском мосту обстреляли из автоматов автомашину, в которой ехали Ольга, жена Олега Дзюбы, и трое охранников. После смерти супруги самоубийством покончил — во всяком случае, по официальной версии — и сам Алик.

С ликвидацией Сахана группировка распалась на несколько банд. Одно из таких «подразделений» возглавил Виктор Башмаков, отсюда и пошло название — «Башмаки». Раньше он был дальнобойщиком — гонял в Украину фуры с алкоголем. Часто по липовым накладным, что позволило сколотить определенное состояние. Устроился личным водителем к Сахану, начал бандитскую карьеру и в итоге стал лидером группировки. По данным оперативников, убрали Башмакова (его застрелили в июне 1994 года) из-за слишком крупного по тем временам «общака», насчитывающего свыше десяти миллионов долларов. Деньги и рычаги влияния перешли к новым главарям — Молдавану и Даниле.

«Кузницей кадров» для группировки служил факультет физвоспитания

Любопытно, что Николай Кожухарь (кличка Коля Молдаван) в юности сам стал жертвой «кидал» на рынке: покупатели брызнули ему в глаза из газового баллончика и забрали товар — магнитофоны. Коля был вне себя и поклялся отомстить обидчикам, а также «всем прочим сволочам». Он стал студентом факультета физвоспитания, своеобразной «кузницы кадров» для группировки. Первым, с кем он подружился в секции вольной борьбы, был уроженец Донецкой области некто Карась.

Тренировал их один из бригадиров Сахана. Вскоре Молдаван и Карась пополнили ряды банды — им поручили «сшибать бабло» с торговцев на центральном симферопольском рынке. За два года они «набили руку» и решили, что вполне созрели для самостоятельной работы. Поэтому, напрочь забыв о тренере-наставнике, стали сколачивать свою бригаду. Однако поначалу ему все же отстегивали часть прибыли.

Тренера это, естественно, не устраивало, и он пригласил Молдавана «переговорить». Беседа свелась к элементарной драке — люди спортивного наставника кулаками и пинками «пояснили» Коле, как надлежит себя вести. Однако это не остановило Молдавана, который вскоре «забил стрелку» (назначил встречу) тренеру.

Туда оба явились не одни, а прихватив еще по пять-шесть боевиков. Сперва главари хотели договориться, но очень скоро схватились за оружие. «Группы сопровождения» начали их успокаивать, предложив решить вопрос мирным путем. Однако как только тренер спрятал пистолет, Коля выстрелил ему в ногу. Тут же братки, сопровождавшие Молдавана, накинулись на противника, забрасывая камнями и избивая арматурой. Люди тренера едва успели оттащить своего босса и занести в машину.

Такой стиль «выяснения отношений» пришелся по душе Башмакову, занявшему место Сахана. Он принял Молдавана и пятерых его боевиков в свою банду, а со временем отдал ему под контроль кафе «У Алексея» с условием, что 30 процентов прибыли пойдет в «общак».

— Как свидетельствуют материалы уголовного дела, немало убийств в банде «Башмаки» совершено в отношении своих же членов, — отмечает прокурор Валерий Шаров.

— Бей своих, чтобы чужие боялись?

— Можно сказать и так. Со своими расправлялись, в основном, за то, что кто-то пытался утаить доход и не внести в «общак» положенное. Сведение счетов проходило показательно и крайне жестоко — по сути, устраивалась публичная казнь. Так, Данила и Молдаван решили «поставить на место» одного из крупных крымских предпринимателей, некогда финансировавшего Алика Дзюбу. Организовать «воспитательный процесс» поручили Карасю. Причем стрелять нужно было искусно — так, чтобы… причинить только легкие телесные повреждения.

Главари банды разъезжали на черном джипе по Симферополю, отслеживая объект. Следом за ними на «Волге» ехал Карась с исполнителем. Бизнесмена «засекли» возле Дворца пионеров на площади Куйбышева и показали его Карасю. Тот вручил пистолет «ТТ» исполнителю, который и выстрелил в жертву с расстояния трех-четырех метров. Делал это профессионально, целя в ягодицы, бедро и колено. Предприниматель был напуган на всю жизнь, так что нужного эффекта бандиты достигли.

А вот со взрывом здания Киевской районной прокуратуры Симферополя у «Башмаков» случилась осечка. Операцию планировали, чтобы продемонстрировать свою силу. Исполнителями назначили боевиков из бригады Карася. Они получили из арсенала банды гранатомет и гранаты. Прибыли на место на двух легковушках. Однако тут выяснилось, что никто не умеет пользоваться гранатометом. Выучку решил продемонстрировать сам Карась.

Зарядив гранату, он показал, каким образом взводится спусковой механизм и как производить выстрел. Передал гранатомет братку, который случайно нажал на спусковой крючок. Прогремел выстрел: заряд угодил не в прокуратуру, а в стену дома Ь 40 по улице Таврической, в нескольких квартирах тут же посыпались оконные стекла. Опомнившись, бандиты бросили гранатомет в мусорный бак и скрылись с места происшествия.

Разгневанный срывом «фейерверка» Данила устроил Карасю выволочку. Возможность «реабилитироваться» для него наступила, когда «Башмаки» решили ликвидировать неугодного президента футбольного клуба…

Автор: Александр Левит, «ФАКТЫ» (Одесса) 

You may also like...