Конфискация автомобиля: к чему быть готовым?

Дорога, взмах жезла, это «Рубеж». «Что случилось»? «Должок»! Так начинается почти все истории, когда на мониторе системы видеоконтроля «Рубеж» перед инспектором ГАИ высвечивается номер авто, разыскиваемого исполнительной службой. В большинстве случаев избежать штрафплощадки уже не получится. Как уменьшить непредвиденные расходы, а что еще более важно — сохранить в подобной ситуации рассудительность и сберечь свои нервы.

За что могут забрать автомобиль?

Начнем с того, что ГАИ действительно может иметь законные основания для задержки автомобиля и временной конфискации его на штрафплощадку. Инициатором задержания может выступать как гаишник, так и исполнительная служба, которая сотрудничает с правоохранительными органами. Тем не менее, если в первом случае стражи дорожного порядка во многих ситуациях действительно выполняют предписания законов, то во втором — пользуются разными нормативно-правовыми актам (приказами, постановлениями и т. д.), которые этим самым законам противоречат, хоть и не должны этого делать.

Вкратце напомним, что по своей инициативе гаишники имеют право задерживать машины, если водитель пьян, у него нет документов (прав, свидетельства о регистрации), отсутствует номерной знак и т. д. Полный перечень причин можно освежить в памяти, перечитав статью 265-2 Админкодекса Украины. Нас же в данной статье интересует ситуация, когда стражи дорожного порядка задерживают автомобиль по инициативе государственной исполнительной службы (ГИС).

Причинами для объявления госисполнителем автомобиля в розыск могут быть долги по коммунальным платежам, перед кредиторами, неуплата алиментов и т. п. Тем не менее по признаниям самих гаишников, владельцы около половины всех задержанных машин по инициативе ГИС на самом деле вовремя не оплатили штраф за нарушение правил дорожного движения. Поскольку этот сценарий является наиболее популярным, его и рассмотрим.

Итак, что же происходит после того как, предположим, ГАИ выписала вам штраф и вы его вовремя не оплатили? Напомним, на добровольную оплату дается 10 дней. Через 15 дней с момента составления протокола гаишники имеют право передать постановление о штрафе для его принудительного взыскания в исполнительную службу. Для передачи постановления исполнителям на законных основаниях у гаишников есть три месяца. В случае его передачи ГИС открывает дело об исполнительном производстве. После этого госисполнитель должен известить должника рекомендованным письмом с уведомлением и предложить погасить долг добровольно в течение семидневного срока. По его истечению исполнительная служба переходит к принудительному взысканию. Сумма штрафа при этом автоматически увеличивается вдвое.

В теории ГИС сперва должна попробовать компенсировать долги за счет зарплаты, банковских счетов должника или наложить арест на часть его имущества. В случае с небольшой суммой, например, сгодится и телевизор. Тем не менее на практике госисполнитель при обнаружении у должника движимого имущества, зачастую арестовывает именно последнее. Особенно если над должником висит уже не один, а несколько штрафов за нарушение ПДД.

Другими словами, временно отобрать машину могут даже у водителя, нарушившего правила использования ремней безопасности и задолжавшего государству всего 51 грн.

Конфискация автомобиля исполнительной службой — к чему быть готовым?, фото 2

Где могут забрать автомобиль?

Проблемы у должников в основном возникают на стационарных постах ГАИ, оборудованных системой видеоконтроля «Рубеж». Шутка ли, но начав пару лет тому назад с установки нескольких десятков систем, сейчас государство довело их количество практически до сотни. Благодаря «Рубежам» за первые десять месяцев текущего года гаишники отправили на штрафплощадки почти 19 тысяч автомобилей!

Список всех постов, оборудованных системой «Рубеж» можно найти в Приказе МВД № 246 от 27.03.2012.

Работает система по тому же принципу, что и система «Гарпун», помогающая ловить нарушителей скоростного режима. Неподалеку от поста устанавливается видеооборудование, которое передает картинку на компьютеры. Последние распознают номера и сравнивают их с базами данных должников, угнанных автомобилей и прочих нарушителей. Как только система обнаружит разыскиваемую машину, в комнате дежурного инспектора прозвучит звуковой сигнал, а на мониторе отобразится снимок автомобиля. Благодаря «Рубежу», выйдя на дорогу гаишник уже заранее знает какую машину в потоке нужно остановить.

Тем не менее задержать автомобиль должника может и обычный патруль. Им также выдаются списки разыскиваемых транспортных средств. Таким образом, если вы уже знаете, что за вами числится должок, то лучше сперва с ним разобраться и уж затем садиться за руль.

Остановили — что делать?

Для того чтобы понять, как следует вести себя в данной ситуации, сперва нужно разобраться в предпосылках всех сторон и выяснить на основании чего действуют гаишники и исполнительная служба? Последняя в данном случае руководствуется Законом «Об исполнительном производстве», пункт 1 статьи 40 которого разрешает привлекать сотрудников МВД для розыска транспортного средства должника.

На основании чего действует ГАИ?

Вот тут начинается самое интересное — поскольку в случае с временным задержанием автомобилей гаишники пользуются Постановлением Кабмина № 1102 от 17.12.2008 «О порядке временного задержания и хранения транспортных средств на специальных площадках и стоянках», второй пункт которого гласит:

  • «В случае обнаружения ТС должника, объявленного в розыск в соответствии со статьей 40 Закона Украины «Об исполнительном производстве», уполномоченное лицо Госавтоинспекции немедленно временно задерживает такое транспортное средство и доставляет его на специальную площадку или стоянку».

В данном случае Постановление, которое является подзаконным актом, толкает гаишника на превышение своих должностных обязанностей, поскольку:

  1. в упоминаемой уже ранее статье 265-2 Кодекса об административных нарушениях среди причин для временного задержания нет такой причины как «розыск исполнительной службой»;

  2. согласно закону «Об исполнительном производстве» ГАИ привлекается лишь для розыскатранспортного средства, но не для его задержания и уж тем более его конфискации, пускай и временной — согласно статье 41 Конституции, частная собственность может конфисковаться только по решению суда.

Другими словами, Постановление Кабмина противоречит вышестоящим законам, чего делать не должно, побуждая тем самым гаишников на подвиги, которые они совершать не должны также. Тем не менее достоверно сказать, кто тут на самом деле тиран, а кто жертва — сложно.

Можно ли требовать выезда на место остановки государственного исполнителя?

Можно и нужно, поскольку в совместной базе данных ГАИ и ГИС не указываются номера конкретных исполнительных дел, которые послужили причиной объявления того или иного автомобиля в розыск. То есть, ничего больше, кроме как сказать, что ТС было объявлено в розыск согласно статье 40 закона «Об исполнительном производстве», гаишник не сможет.

Более того, в статье 2 закона об «Исполнительном производстве» черным по белому написано, что:

  • «Принудительное выполнение решений осуществляют государственные исполнители, определенные Законом Украины «О государственной исполнительной службе».

То есть временно задержать машину в описываемом нами случае могут только лишь госисполнители, приняв автомобиль на ответственное хранение.

Увы, на практике даже апеллирующему к ранее упомянутым законным требованиям должнику очень редко удается убедить сотрудников ГАИ в незаконности происходящего. Зачастую общение задержанного и инспектора напоминает сцену о насосах и колесах из фильма А. Райкина «Люди и манекены». Правда, не столь комичную. В большинстве случаев представитель госавтоинспекции будет слепо выполнять требования Постановления и переубедить его можно будет только в судебном порядке и, понятное дело, лишь постфактум.

Конфискация автомобиля исполнительной службой — к чему быть готовым?, фото 5

Не смог отбиться — что дальше?

Дальше — эвакуатор и штрафплощадка. Согласно все тому же Постановлению № 1102, перед эвакуацией машины гаишник в присутствии двух понятых обязан составить «Акт осмотра и временного задержания транспортного средства». Этот акт обязательно нужно получить на руки и проверить правильность его составления. В нем должны быть указаны:

  • должность, место работы, ФИО лица, принимающего решение о временном задержании и доставки ТС на специальную площадку или стоянку;

  • дата, время, место нахождения ТС и причины для временного задержания;

  • тип, марка, госномер, перечень выявленных во время визуального осмотра повреждений ТС;

  • название, адрес и телефонные номера предприятия, доставляющего ТС на штрафплощадку, госномер эвакуатора;

  • адрес штрафплощадки;

  • ФИО водителя эвакуатора.

Согласно другому подзаконному акту — совместному Приказу МВД и Минюста № 607/56/5 от 25.06.2002 «Об утверждении Инструкции о взаимоотношениях органов внутренних дел Украины и органов исполнительной службы при принудительном решении судов и других органов (должностных лиц)», в течении трех дней ГАИ должна будет известить исполнительную службу об обнаружении транспортного средства и его местонахождении.

На практике в первый же рабочий день в ГИС лучше будет наведаться самому. Ведь чем раньше объявишься, тем раньше сможешь решить вопросы с исполнительной службой, а значит и раньше (и дешевле) забрать автомобиль со штрафплощадки.

Сколько стоит хранение на штрафплощадке?

Сразу стоит отметить, что государственных штрафплощадок практически не осталось. ГАИ пользуется услугами частных подрядчиков, с которыми формально должны быть заключены договоры. Согласно последнему совместному Постановлению МВД, Минразвития и Минфина № 967/1218/869 от 10.10.2013, установлены следующие расценки:

 

 

 

 

Название услуги

Единица измерения

Размер платы, грн за одно транспортное средство

1

Транспортирование транспортного средства на специальную площадку (стоянку) полной массой:

 

 

 

до 2000 кг включительно

За услугу

600 грн

 

от 2000 до 3000 кг

За услугу

700 грн

 

от 3000 кг

За услугу

850 грн

2

Хранение транспортного средства на специальной площадке (стоянке):

 

 

 

за первые-седьмые сутки, включительно

за сутки

120 грн

 

за каждые следующие сутки, начиная с восьмых суток

за сутки

20 грн

 

Как забрать машину со штрафплощадки?

Все зависит от целей. Если есть желание быстрее забрать машину без компенсации в судебном порядке своих расходов, то стоит незамедлительно обратиться в исполнительную службу и закрыть имеющиеся долги. Затем оплатить услуги эвакуатора и штрафплощадки. На практике закрытие исполнительного производства может занять одну-две недели — все будет зависеть от загрузки госисполнителя. Путем несложных расчетов можно определить, что даже семидневное нахождение автомобиля на подобного рода стоянке обойдется в 840 грн + 600 грн за эвакуатор.

Другой путь — попробовать компенсировать свои расходы. Это долгий путь (примерно от трех до шести месяцев), предполагающий в конечном итоге подачу как минимум двух судебных исков. Первый о неправомочности действий и/или превышении полномочий должностными лицами. Второй же иск будет зависеть от исхода первого. В случае положительного решения он будет предполагать возмещение финансовых убытков со стороны государства.

В последнем случае, нужно знать, что удерживать транспортное средство на штрафплощадке имеют только лишь в течение трех суток. Это требование, кстати, имеется в том самом Постановлении № 1102. Сверх этого срока задерживать автомобиль на специальной стоянке не имеют права. Другими словами, по истечению трех дней можно смело обращаться в милицию с жалобой на незаконное удержание частной собственности. В случае бездействия последней — писать заявление в прокуратуру.

Кроме этого, важно знать, что смету за транспортировку и хранение транспортного средства должна составить ГАИ и передать ее в исполнительную службу. На ее основании последняя должна будет выставить счет должнику. Другими словами, в отличие от первого варианта, оплачивать услуги эвакуатора и штрафплощадки должнику следует не на основании квитанций, выданных гаишниками или сотрудниками стоянки, а на основании документов, выданных в ГИС. К слову, только такой путь является законным и часть уплаченных денег в итоге доберется до казны.

Об этой норме должны знать как гаишники, так и госисполнители, ведь она содержится в пункте 4.8 совместного Приказа МВД и Минюста № 607/56/5 :

  • «За время хранения транспортного средства должника на специальных площадках или стоянках должностное лицо Госавтоинспекции составляет смету расходов и подает ее в орган исполнительной службы, инициировавший задержание транспортного средства. Орган исполнительной службы компенсирует Госавтоинспекции расходы за хранение транспортного средства должника за счет средств исполнительного производства с дальнейшим занесением их в расходы на проведение исполнительных действий».

Конфискация автомобиля исполнительной службой — к чему быть готовым?, фото 8

Советы и рекомендации

Эта часть материала актуальна в первую очередь для тех, кто выбрал второй вариант решения — то есть по закону с последующей компенсацией расходов через суд. В таком случае стоит помнить, что не стоит подписывать бумаги, касающиеся услуг транспортировки автомобиля эвакуатором и его последующего хранения на штрафплощадке. Обязательно нужно получить на руки экземпляр Акта осмотра и временного задержания ТС и убедиться, что инспектор, принимающий решение о транспортировке автомобиля, указал свою должность, место работы, ФИО и поставил подпись.

Кроме этого, в ГИС необходимо ознакомиться с исполнительным делом. Например, в случае с неоплаченными штрафами за нарушение ПДД, убедиться, что исполнительное производство началось не позднее трех месяцев со вступления в силу постановления об административном правонарушении. К слову, принудительно взыскать штраф исполнительная служба имеет право только лишь в течение шести месяцев. Поэтому, если вы обнаружите, что протокол о нарушении ПДД был составлен более девяти месяцев назад, то никаких претензий к вам исполнительная служба иметь уже не должна.

Известный адвокат Владимир Караваев считает, что отсудить расходы за хранение машины можно даже оплачивая услуги хранения по квитанциям, которые выставит стоянка. Только в таком случае квитанцию ни в коем случае не стоит отдавать сотрудниками площадки, ну или обзавестись ее нотариально заверенной копией, которую потом можно будет представить в ходе судебного рассмотрения.

Также правозащитник рекомендует буквально с первых минут временной конфискации машины начинать сбор документов, подтверждающих непредвиденные расходы. При этом в них должна содержаться детальная информация (кто, за что и сколько потратил?). В случае ухудшения здоровья адвокат советует обращаться к врачу и открывать историю болезни, чтобы впоследствии иметь больше оснований для указания в иске не только претензий на материальное, но и на моральное возмещение. Полный перечень советов Караваева можно найти в памятке водителю, доступной в виде PDF-файла на его сайте.

Другими словами, возвращать свои долги, а также оплачивать штрафы лучше своевременно, ведь для автовладельцев они могут обернуться всем вышеописанным триллером. Сложно представить, что вовремя не внесенные сто-двести гривен могут впоследствии превратиться в несколько тысяч гривен и дни/недели нервотрепки. Тем не менее, именно так ситуация зачастую и развивается.

Автор: AlekSokolovAutoua.net

You may also like...