Пять центов за лайк: как нас обманывают в соцсетях

Сложно себе представить все возможности, которые интернет дает человеку. И просто поразительно, как люди продолжают использовать его, чтобы снова и снова обманываться и попадаться на удочку мошенников, которых можно легко вычислить.

Речь пойдет о вирусных объявлениях – тех, которые призваны надавить на жалость и сострадание пользователей и побудить их к каким-либо действиям. Под действиями обычно понимается репост сообщения или звонок на указанный в объявлении номер телефона. И обманывают доверчивых пользователей интернета в этом случае не мошенники-злодеи, а такие же доверчивые пользователи.

В таких объявлениях никогда не просят пожертвовать денег, видимо, поэтому они и распространяются с сумасшедшей скоростью – ну что стоит нажать на кнопку «поделиться»? А вроде бы кому-то помог. На самом деле, никому вы не поможете, а часто – еще и навредите.
Приведу некоторые «любимые» примеры из френд-ленты. «Любимые» — потому что каждое из этих объявлений с завидным постоянством «всплывает» раз в несколько месяцев и неизменно собирает десятки, а то и сотни «лайков»:
1) объявление о раздаче 20-ти воспитанных, ученых, умных овчарок, которых надо забрать срочно, иначе их непременно усыпят.

Это объявление появилось в сети примерно в 2011 году, но популярно до сих пор. За это время подлежащие усыплению овчарки многократно сменили локацию: начав с Питера и Москвы, они «побывали» в Новосибирске, Челябинске, Краснодаре, Екатеринбурге, Алматы, Киеве и кто знает, где еще. Способствует этому то, что во многих вариациях объявления вообще отсутствует указание города, как и код телефона. Желающие спасать собак, позвонив по номеру, попадают в частные квартиры ничего не подозревающих людей.
Мотив авторов объявления угадать не просто: возможно, кто-то просто указал номер телефона своего нелюбимого соседа/знакомого, чтобы того достали круглосуточными звонками. Возможно, интерес спамеров состоит в быстром получении большого числа «лайков» на своей странице.
А по некоторым версиям, так политические силы проверяют восприимчивость пользователей соцсетей к вирусной информации. Если это действительно так, то пользователи, пожалуй, уже превзошли все показатели этой самой восприимчивости. Чего стоит одна только история  с девочкой, которая якобы погибла во время теракта в Бостоне, а на самом деле жива-здорова и принимала участие в совсем другом забеге.
2) объявления-братья о срочной (!!!) раздаче породистых щенков далматина (в первом варианте) или лабрадора (во втором). В противном случае тем и другим грозит неминуемое утопление/усыпление от рук хозяев.

Здесь все просто – в объявлении указывается платный номер телефона, вы звоните на него – оставляете мошенникам кругленькую сумму. Чем больше сочувствующих – тем больше доход авторов спама.

3) объявление о 14-летнем мальчике, который спасал сестру от изнасилования отцом (отчимом), и за это был избит (ранен выстрелом в голову), и теперь нуждается в помощи. Авторы объявления обещают нам, что за каждый лайк соцсети жертвуют 5-10-50 центов, которые пойдут на лечение мальчика.

Объявление тоже путешествует по интернету уже около трех лет, за это время мальчик пару раз сменил национальность (был американцем и русским). На самом деле, в объявлении используется  фото 7-летнего мальчика, пострадавшего в военном конфликте на Ближнем востоке, а в другой вариации того же объявления – фото чешского подростка, избитого расистами.
Важно знать, что социальные сети никогда не дают деньги за «лайки» и перепосты. «Если бы Фейсбук жертвовал деньги на операцию, то точно не на основании того, сколько раз объявлением или фотографией поделились», — говорится в разъяснении  известного портала по кибер-безопасности.
Некоторые гуманитарные организации даже проводят информационные кампании против «лайков» как вида помощи. Основной мотив один: если хотите кому-то помочь – лучше перечислите небольшую сумму, а не ждите, что его чудодейственным способом спасут ваши «лайки».

Надпись: «Лайкните» нас на Фейсбуке и мы вакцинируем от полиомиелита 0 детей. Мы ничего не имеем против «лайков», но вакцина стоит денег. Пожалуйста, купите вакцину на unicef.se. Это будет стоить вам всего 4 евро, но спасет жизни 12-ти детей. ЮНИСЕФ, Швеция.

Как видите, делясь непроверенным спам-объявлением, вы вполне можете навредить другим людям. Например, своим друзьям, которые позвонят на платный номер, или ничего не подозревающему владельцу этого номера. В любом случае, вы едва ли кому-то поможете.

Потому так важно не репостить все подряд, а предварительно проверять информацию.

Даже если вам очень жалко несчастных щенков или больных детей, совладайте с собой и посмотрите на объявление здраво: ваш друг написал его сам, скопировал или перепостил от другого человека? В каком городе находится нуждающийся в помощи? Когда произошли события, которые привели к появлению объявления? До какого числа помощь будет актуальна?

Если этой информации нет в объявлении – то перед вами, скорее всего, фальшивка. Если в объявлении указан телефон – скопируйте его в строку поисковика и посмотрите на результаты. Обычно платные номера мошенников давно вычислены (жертвами) и о них предупреждают на форумах. Нелишне проверить аналогичным образом и сам текст объявления: возможно, он путешествует по интернету не первый год?

Итак, объявление наверняка можно считать фальшивым, если:
  • отсутствует дата и место события, нет четкого указания о сроках сбора помощи;
  • нет ссылок на официальный сайт (страницу в соцсети) куратора сбора средств или поиска помощи, невозможно вычислить первоисточник объявления;
  • в объявлении сообщают, что соцсети жертвуют какую-то сумму за каждый «лайк» или перепост;
  • на это есть прямые указания на других сайтах: отзывы на форумах, статьи, опровержения, аналогичные объявления с другим фото, датой, городом.
С другой стороны, нередко с помощью социальных сетей действительно собирают помощь для больных или попавших в тяжелую ситуацию людей или животных. Или ищут более практичной поддержки: например, помочь разгрузить машину  с медицинскими материалами в детской больнице. И отказываться от участия, видя во всем подвох и мошенничество, тоже не правильно.
Делиться с друзьями просьбой о помощи можно в таких случаях:
  1. информацию разместил непосредственно ваш знакомый, речь идет о знакомом вам человеке. В таком случае не забудьте указать при репосте, что помощь требуется вашему другу/знакомому, чтобы ваши друзья и подписчики знали о достоверности информации;
  2. объявление содержит четкое указание на то, кому нужна помощь, когда и что с ним случилось, где он находится и в какой срок требует помощи. При этом информация адекватна и не вызывает сомнений (в отличие от, например, намерения хозяев утопить породистых дорогих щенков);
  3. вы проверили, что указанный номер телефона – не платный и не принадлежит мошенникам. По отзывам в интернете или позвонив самостоятельно. Конечно, последнее не всегда уместно. Но если вы уже связывались с контактным лицом, в частности, чтобы оказать помощь самому, то это наилучший вариант;
  4. если речь идет не об одноразовой помощи (например, сдать кровь), а о долгосрочной (сбор большой суммы на лечение, спасение и пристройство животных), то в объявлении должна быть ссылка на официальную группу в соцсети, сайт или страничку куратора. Там должна содержаться подробная информация о причине поиска помощи, фотографии адресата помощи, сканы документов, подтверждающих информацию, новости о текущем состоянии дел. Если речь идет о сборе средств, то должны быть также регулярные отчеты о поступивших суммах и их использовании (со сканами чеков и квитанций);
И главное, помнить – «лайк» и перепост в соцсетях – это не реальная помощь, а только иллюзия помощи, помогающая «усыпить» совесть. Потому, прежде чем поделиться записью, подумайте – не обманываете ли вы себя? Действительно ли вы не можете помочь по-другому?

P.S. К слову, еще один популярный в последнее время вид вирусных объявлений – сообщения о «бесплатной» раздаче техники и ценностей. Чаще всего автор мотивирует свой альтруизм тем, что «с презрением относится к современной кредитно-денежной системе и вообще не любит наш помешанный на деньгах мир».

Такие объявления появляются в новостной ленте так часто, и с настолько похожими формулировками, что просто не позволяют усомниться, что это – продуманный маркетинговый ход.

В общем, так и есть: бесплатный айфон вы не получите, зато как минимум подпишетесь на пару страниц, поставите несколько «лайков», а может, даже узнаете «по секрету» адрес магазина, откуда по ошибке якобы привозят два телефона вместо одного. Как максимум – автор сообщит вам, что вы выиграли, но для получения нужно оставить свои контакты на определенном сайте и/или отправить платную СМС для подтверждения.

Автор: Евгения Резниченко, Prostoblog.com.ua

Читайте также: