В тюрьме «за того парня», или Самое абсурдное дело 2015 года в России

Каждый раз, когда сталкиваешься с каким-нибудь новым политическим делом, когда фигурант не виноват в том, в чем его по какой-то причине решили обвинить, думаешь: это, наверное, самое абсурдное политически мотивированное дело, которое ты видел за последний год, месяц, неделю, день. И вряд ли найдется другое, еще более абсурдное.

Ан нет, следствие, прокуратура, суд все время что-то подбрасывают. И ты в очередной раз произносишь, как мантру: «самое абсурдное политически мотивированное дело…»

Сергей Владимирович Ахметов, 39 лет. Архитектор из Санкт-Петербурга. Холост. Детей нет. Обвиняется в том, что 18 июля 2013 года на народном сходе на Манежной площади в Москве после вынесения в Кирове приговора Алексею Навальному и Петру Офицерову «схватил полицейского за погон и причинил боль руке».

Два с половиной года жизнь Сергея Ахметова шла в обычном режиме. Он ничего не знал о том, что против него возбуждено уголовное дело, что в апреле 2015 года он был объявлен в федеральный розыск. При этом, что интересно, в июле 2015 года ему выдали новый загранпаспорт, то есть у нас как всегда «одна рука не знает, что делает другая».

Задержали Сергея в туристическом автобусе на границе Финляндии и России.

— Для меня это была полнейшая неожиданность, — говорит Сергей в карантинной камере Бутырской тюрьмы, куда его поместили после ареста в Тверском суде.

Человек, который сорвал погон с полицейского, был в бейсболке и темных очках. Сергей признается, что иногда надевает бейсболку, но на этого человека он совсем не похож. Почему именно его объявили в розыск, Ахметов не знает.

— Я зарегистрировался на странице Народного схода в ФБ, — вспоминает он. — Вообще в уголовном деле много записей из моего ФБ. Но я не был в Москве с 2011 года.

Теперь адвокат Сергея должен подтверждать его алиби: находить биллинг телефонных разговоров, какие-то другие документальные подтверждения того, что 18 июля Ахметов был в Санкт-Петербурге, а не в Москве. Понятное дело, найти эти подтверждения будет достаточно трудно. Полицейский на очной ставке опознал Ахметова, как того самого мужчину который «сорвал погон» и так далее.

Сергей говорит, что он не виноват: в Москву не приезжал, в акции не участвовал. Он чувствует свою правоту и пока относится к аресту как к недоразумению. Благодарит своих друзей за письма, передачи, за «съедобные» обеды, которые они заказали ему в тюрьму. Теперь ему очень хочется прочитать «Процесс» Франца Кафки.

Что ему еще остается в той ситуации, в которой он оказался?

«Дело Сергея Ахметова» — и правда, самое абсурдное дело 2015 года. Ахметов — не гражданский активист, он обычный гражданин, который поставил галочку в ФБ, чтобы поддержать организаторов протестной акции, чтобы участников было больше. Он в Москву не собирался. А вот теперь он сидит в тюрьме «за того парня».

Надежды на то, что Сергея Ахметова отпустят за отсутствием состава преступления, очень мало.

Надежды на то, что настоящий гражданский активист, «причинивший полковнику Павлову боль в руке», заступаясь за женщину, которую полицейский хотел задержать, объявится и придет в отделение полиции с просьбой, чтобы его задержали, а Сергея Ахметова отпустили, почти нет.

Срок, который грозит питерскому архитектору, — по сути, за галочку в ФБ. А вменяют ему статью 318 УК РФ («применение насилия в отношении полицейского») — от штрафа в двести тысяч рублей до пяти лет лишения свободы.

В Бутырской тюрьме сидит много разного народа — и виновного, и невиновного. Среди фигурантов политически мотивированных дел — известный художник Петр Павленский. Его мы тоже посетили на днях как члены ОНК Москвы. Он был нам рад, приветлив, ни на что не жаловался. Много читает, отвечает на письма, которые к нему приходят в большом количестве.

Пишите письма узникам! Это самое важное в тюрьме — книги и письма.

Автор: ЗОЯ СВЕТОВА, Открытая Россия

You may also like...