Постсоветский бандитизм. Банда Соколовых: семейный подряд

В феврале нынешнего года Краснодарский краевой суд присяжных поставил последнюю точку в истории, начавшейся в Новороссийске еще в 1999 году. Тогда, ноябрьским вечером, жители улицы Волгоградской были встревожены прогремевшим возле одного из домов взрывом. Взлетела на воздух машина, в которую только что сели двое молодых людей. С многочисленными ожогами потерпевшие были доставлены в больницу. А ещё через несколько дней в палату для ожоговых больных вошёл человек в форме сотрудника милиции. Вынув пистолет «Беретта» с глушителем, «милиционер» несколько раз выстрелил в беспомощного Закопова (фамилия изменена), затем – в его жену. Сделав своё дело, он спокойно покинул больницу. Взрыв на Волгоградской

Изначально преступной группировкой, насчитывающей около 30 человек, в Новороссийске руководил некий Попов. Однако со временем чрезмерно увлекающийся спиртным лидер был отстранён, а его место занял Андрей Соколов, двадцатисемилетний предприниматель, отец двоих детей. Вошёл в банду и его родной брат Игорь, 1976 года рождения. Трудно сказать, что побудило братьев впервые преступить закон, однако в 1999 году банда была хорошо вооружена, имела транспорт, средства связи и идейного вдохновителя в лице Андрея Соколова. Роли между членами группировки распределялись согласно тщательно спланированным замыслам лидера, вероятно, это и позволяло бандитам длительное время оставаться безнаказанными.

Застреленный в больничной палате Закопов стал, можно сказать, случайной жертвой. Изначально Соколов планировал убийство другого человека – некоего А.Русских, к которому у него были свои счёты. С этой целью он снабдил Сергея Донченко, члена банды, взрывным устройством. А его брат Игорь отвёз своего подручного к дому, в котором жил Русских. Здесь Сергей установил мину под бензобак машины Русских и вместе с Соколовым ждал, когда жертва сядет в неё. Однако на этот раз судьба уберегла Русских и севшего вместе с ним в «жигули» Закопова. Как уже говорилось выше, ребята отделались ожогами и попали в травматологию первой городской больницы. Испуганный возможной местью со стороны случайно оказавшегося в одной машине с Русских Закопова, Андрей Соколов принял решение: убрать опасного свидетеля! О том, как это произошло, рассказано выше. Старший Соколов выдал своему «штатному» киллеру Донченко милицейскую форму, пистолет «Беретта» с глушителем, а младший отвёз его в своей машине в городскую больницу.

Убийства в Мысхако и на Энгельса

Не оставляя намерения окончательно свести счёты с Русских, первое покушение на которого закончилось неудачей, Соколовы занимались и «текущими делами». В 2000 году они «положили глаз» на бизнес предпринимателя В.Дегтярёва. Задачу решили осуществить по-своему – убрать хозяина бизнеса. Реализуя заранее продуманный план, 14 июня 2000 года Игорь Соколов привёз Сергея Донченко на своей автомашине в посёлок Мысхако, где жил Дегтярёв. Скрывшись в кустарнике недалеко от дома, убийца ждал, когда жертва подъедет на своём автомобиле. Затем подошёл к открывшейся дверце и в упор выстрелил в голову Дегтярёву из той самой «Беретты», а затем – в салон автомобиля, ранив находившуюся в машине женщину. Дегтярёв скончался на месте…

Другое нашумевшее убийство братья организовали 13 марта 2002 года. На сей раз объектом нападения стал известный в городе Г.Киракосьян. И снова причиной покушения были сугубо меркантильные интересы бандитов: шла речь о завладении его бизнесом. Орудием убийства стал турецкий охотничий карабин, который Донченко получил вместе с патронами от Соколова. До этого он около месяца следил за своей жертвой. Когда Киракосьян вышел из подъезда дома на улице Энгельса и направился к своему автомобилю, Донченко практически в упор выстрелил ему в спину. Ещё два выстрела он сделал в лежащую на земле жертву. Бросив ружьё, убийца беспрепятственно покинул место преступления. Соколов уже ждал его в условленном месте на машине.

Неудавшийся разбой

Продолжая следить за Русских, Соколовы активно готовили новое покушение. Андрей передал Донченко пистолет-пулемёт «ПГ» с патронами, в подвале своего дома учил его обращению с этим оружием. В апреле 2002 года всё было готово. Братья установили, где часто бывает Русских. И поздним вечером 11 апреля Донченко вместе с Игорем Соколовым подъехали на его автомашине к бару «999» на Мысхакском шоссе. Около двух часов ночи Русских вышел из бара вместе с девушкой. Убийца настиг их за углом. От полученных ранений Русских скончался в этот же день в больнице, его спутница получила два ранения. А Донченко, сообщив Соколову о выполнении его «задания», снова ушёл безнаказанным. Трудно сказать, сколько ещё убийств совершили бы бандиты, если бы не случайность. Готовясь совершить разбойное нападение на семью, живущую в Мысхако, Соколовы, казалось бы, предусмотрели всё. Оружие, маски из чёрных вязаных шапочек, верёвки и скотч для связывания жертв, даже поддельные регистрационные номера для автомашины, – всё было готово. В то время как старший из братьев Соколовых ждал своих подельников возле дома намеченных жертв в Мысхако, младший вместе с Донченко поздним вечером 19 июня 2002 года выехали к месту готовящегося разбоя. Около 23 часов они свернули на старую взлётную полосу бывшего аэродрома, чтобы там скотчем прикрепить поддельные номера на автомашину. За этим увлекательным занятием их и застали проезжавшие мимо сотрудники милиции…

Следствие долго разбирало детали совершённых преступлений, выстраивало доказательную базу. Вскрылся ещё целый ряд совершённых бандитами преступлений, в деле появились новые потерпевшие. 30 июня 2005 года Краснодарский краевой суд вынес приговор в отношении Игоря Соколова и Сергея Донченко.

Приговор

…Если бы в отечественном судопроизводстве существовала практика реального суммирования сроков наказания, то подсудимые никогда не вышли бы на свободу. Так, И.Соколов должен был бы провести в колонии 85 лет, а С.Донченко – 79. Но по совокупности преступлений, путём частичного сложения наказаний, оба будут отбывать по 24 года 6 месяцев в исправительной колонии строгого режима. Отдельный разговор о лидере группировки Андрее Соколове. После первого покушения 11 ноября 1999 года на Русских и убийства в горбольнице 20 числа того же месяца Закопова Соколов был задержан и находился под стражей с 26 ноября по 5 декабря 1999 года. Говоря проще, следствие ещё тогда заподозрило его в причастности к описанным преступлениям. Но доказать эту причастность не смогли. Как знать, случились бы последующие убийства, находись А.Соколов за решёткой? Если его брат и Донченко были задержаны в ходе подготовки к совершению разбоя в июне 2002 года, то Андрея взяли под стражу только в конце ноября 2005 года. А ещё через год, 25 декабря 2006 года, Краснодарский краевой суд с участием присяжных заседателей вынес приговор и ему. Если суммировать сроки наказания, то А.Соколов получил бы 50 лет лишения свободы. Реально же приговором ему определено 22 года в исправительной колонии строгого режима с отбыванием первых пяти лет в тюрьме.

Что побудило благополучных, на первый взгляд, молодых людей, имеющих всё для нормальной жизни, преступить закон? Мотивы у всех разные. Как правило, чаще всего это корысть, реже – месть. Но было ещё что-то, что с трудом поддаётся объяснению. Практически во всех покушениях и убийствах пострадали посторонние люди. Говоря проще, убийцы совершенно не задумывались о том, что могут причинить вред кому-то ещё помимо планируемых жертв. Говорить о какой-то нравственности подобных субъектов не приходится, но всё же, всё же… Все осуждённые были признаны вменяемыми, но какая-то патология, не поддающаяся медицинским диагнозам, безусловно присутствует.

P.S. Осуждённые сочли приговор слишком суровым и всячески пытались смягчить наказание, взывая к справедливости, приводя в своё оправдание различные доводы. Однако судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации оставила приговор без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения.

Юрий Васильцев, еженедельник «Наш Новороссийск»

You may also like...