Что толкает бывшего зека обратно к тюремным нарам

Реабилитацией заключенных в тюрьмах заниматься некому – надзирателей и работников системы безопасности на зонах в 10 раз больше, чем психологов и социальных работников. Освободившись, человек остается один на один со своими проблемами – социальных приютов, в которых бывший заключенный мог бы провести первое время после зоны, в стране практически нет. Отсутствие социальных приютов, возможности профессиональной переподготовки и поддержки со стороны государства подталкивают бывшего зека обратно к тюремным нарам.

НАДЗОР ВО ГЛАВЕ УГЛА

Эксперт по пенитенциарным вопросам Александр Беца рассказал: как только человек попадает в тюрьму, практически с первого дня его пребывания за решеткой его уже должны готовить к освобождению. Но в тюрьмах не хватает социальных работников и психологов. Сейчас в зонах на одного психолога приходится 600 заключенных, на одного социального работника – 80–100 заключенных. По мнению эксперта, к работе по реабилитации заключенных надо привлекать больше волонтеров. 56 вузов Украины готовят из студентов социальных работников. Старшекурсники могли бы проходить практику в таких центрах.

–У руководства тюрем и ответственных департаментов нет видения относительно того, что в работе с заключенными должна преследоваться главная цель – возврат их в общество, – говорит эксперт.– Это только декларируется. Например, в системе исполнения наказаний работает 46 тысяч человек, из них 24 тысячи – это работники системы безопасности и надзора, и только 2,5 тысячи – социальные работники. Получается, что надсмотр в десять раз важнее, чем работа по развитию заключенного. Система исполнения наказаний должна не давить на заключенных, а помогать им самореализовываться. Например, в пенитенциарных заведениях Европы заключенный может получить газеты, любую книгу на любом языке, может приглашать к себе преподавателей, чтобы получить знания, профессию и иметь возможность адаптироваться, реализовать себя в современном обществе. За все это платит тюремное ведомство. У нас же есть проблемы с финансированием, поэтому наши заключенные получают только то образование, которое может дать тюрьма.

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ КЛАССИКАМИ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА

Специалисты согласны, что в наши тюрьмы нужно приглашать больше психологов. Но и сама система должна быть открытой. Например, до недавнего времени заключенные читали военные романы и труды классиков марксизма-ленинизма, так как ничего другого в тюремных библиотеках не было. Общество могло бы предоставлять зекам новую литературу, журналы. Но допуск общественных организаций в тюрьмы ограничен и затруднен.

Курсы по невостребованным профессиям, спортивные занятия и библиотеки со старым книжным фондом – всего этого недостаточно для того, чтобы на должном уровне осуществлять мероприятия по реабилитации заключенных. Перед освобождением заключенному требуется помощь: необходимо восстановить паспорт, сориентировать человека, где и как он может встать на учет в центре занятости.

– В тюрьмах происходит сильная моральная ломка людей, – говорит Александр Беца. – И вот человек выходит на волю, у него нет паспорта, а без него он не может ни зарегистрироваться, ни стать на учет в центре занятости, в поликлинике. Зачастую у него нет и жилья. Если он даже и имел какую-то профессию до получения срока, то за время лишения свободы потерял квалификацию, поэтому ему надо идти на курсы. В Законе «О социальной адаптации лиц, которые отбыли наказание в виде лишения свободы или ограничения свободы на определенный срок» 2004 года говорилось о том, что в каждом районном центре откроют приюты, где бывший заключенный сможет пожить, подлечиться и восстановить все свои документы. Мы имеем несколько государственных центров подобного типа. Но есть и такие центры, которые содержатся на добровольные пожертвования, в том числе и религиозных общин. Ежегодно из мест лишения свободы возвращаются 30–40 тысяч человек, и их оставляют на произвол судьбы. Как правило, большинство из освободившихся снова совершают прест

упления.

КТО В ОТВЕТЕ?

Председатель совета правозащитной организации «Донецкий мемориал» Александр Букалов рассказал, что с января 2005 года организация и координация работы по социальной защите бывших заключенных возложена на Министерство труда и социальной политики. До этого времени обращения бывшего заключенного в любые ведомства с просьбой о социальной помощи ни к чему не приводили – чиновники отвечали, что это не является сферой деятельности их структуры, и отправляли человека восвояси. Ответственное министерство разработало «План мероприятий по социальной адаптации людей, которые отбыли наказание в виде лишения свободы до 2009 года». Но в октябре 2007 года этот план утвержден не был. В Кабинете Министров его отложили в долгий ящик.

КАК У НИХ…

Польша. Чтобы труд заключенных пошел на благо страны и чтобы они приобрели одну из самых востребованных сейчас в Польше профессий – строителя, – в рамках программы Европейского союза по реабилитации заключенных их будут привлекать к строительству стадионов и других объектов для Евро-2012.

Россия. Этой весной в России стартует телевизионный проект «Реабилитация». Эта программа – всероссийская, она рассчитана на молодых боксеров, находящихся в заключении. Для участия в ней отбираются осужденные, сохранившие хорошую физическую форму. Ориентировочно в телевизионном шоу примут участие 25 боксеров, отбывающих наказание за решеткой. Тренировать участников проекта, проводить с ними мастер-классы будут звезды мирового бокса – по слухам, в числе «звездных» тренеров значатся Виталий Кличко и Костя Цзю. Также с заключенными будут работать звезды российского шоу-бизнеса, представители Русской Православной Церкви, психологи.

Филиппины. В этом островном государстве заключенным в тюрьмах в качестве средства реабилитации предлагают … танцы. Осужденные проводят на репетициях до четырех часов в день, отрабатывая движения более 20 «разновидностей» танцев.

Ирина Лопатина, Киевское слово

You may also like...