Рейдерский эксклюзив: дом ваш, дверь наша

Есть такое устойчивое выражение: в нашей стране за деньги можно сделать все. Оказалось, не все, если к деньгам не прибавить так называемую крышу. Герой нашего рассказа — предприниматель, который оказался беспомощным перед мощной рейдерской атакой. Причем рейдеры не стали отбирать у предпринимателя все имущество, ограничившись… входом в его помещение.Юлия Исрафилова, Первая Крымская

«Хозяин квартала»

История эта началась в 2000 году. Именно тогда Норик Меликсетович Григорян выкупил угловой квартал улиц Карла Маркса, Карла Либкнехта и Павленко. Сделал он это для того, чтобы в обозримом будущем построить здесь что-то на манер торгово-гостиничного комплекса, или, другими словами, большой общественный центр европейского образца. Но все это было только в планах, а пока Григорян искал инвесторов, решил сдавать пустующие помещения в аренду.

Как-то в один из, как потом выяснилось, не совсем прекрасных дней к нему пришли двое ребят спортивного телосложения и попросились в арендаторы. Они хотели арендовать одно из подвальных помещений и открыть в нем диско-бар. Григорян сказал, что может сдать помещение только на два года, но парни стояли на своем. Они уговаривали «хозяина квартала» продлить им аренду до 7 лет. Несмотря на то, что эти двое Норику Меликсетовичу сразу не понравились, он решил не идти на поводу у собственной интуиции и все-таки заключил с ними договор. Обговорили все нюансы и условились даже о том, что первые полгода он не будет взимать с них арендную плату, мол, пока ремонт сделают, пока заведение раскрутится… На том и ударили по рукам.

Прошло полгода — и ремонт был сделан, и заведение заработало и начало давать прибыль, однако арендной платы хозяин помещений так и не видел. Потом пролетел год, второй, третий… а бизнесмены все жаловались на плохую прибыль и просили подождать еще. Тогда Норик Меликсетович начал наводить справки об арендаторах-неплательщиках. Выяснилось, что чутье его не обмануло: эти двое, теперь ставшие вполне респектабельными бизнесменами, ранее предпочитали отзываться на клички и были весьма близки к одной из крымских ОПГ. Информация была, конечно, неприятной, однако Григорян не стал впадать в панику и успокоил себя тем, что, в принципе, он ничего не теряет, даже если эти двое до конца срока аренды не заплатят ему ни копейки. Помещение все-таки его собственность, а в качестве моральной и материальной компенсации останется ремонт. Тем более в договоре было сказано, что «отделимое улучшение» арендаторы забирают, а неотделимое оставляют. Другими словами, обои и плитку со стен сдирать не будут.

Неблагодарные арендаторы

Предприниматель решил не форсировать события (так спокойнее, когда имеешь дело с братками) и терпеливо ждал истечения 7-летнего срока аренды, чтобы миром расстаться с нехорошими арендаторами. Но те продолжали проявлять активность: в один прекрасный день «попросили» Григоряна сдать им еще одно помещение, для того чтобы открыть дискотеку, дескать, так прибыль сразу станет огромной, соответственно будет выплачиваться арендная плата. Но наученный горьким опытом, на новую просьбу арендаторов Норик Меликсетович ответил категорическим отказом. Однако это их не остановило — второе помещение они просто захватили и начали делать ремонт.

Там должники-бизнесмены организовали дискотеку, заведение по-настоящему раскрутилось и начало давать большую прибыль. Однако на арендной плате это по-прежнему никак не отражалось. И тогда Григорян предупредил в последний раз: через два года заканчивается договор аренды, и помещения должны быть освобождены.

Так прошел год. Молодые бизнесмены в итоге зашевелились. Они понимали, что через год им придется освободить помещение, а вложено в него было немало, поэтому парни решили его… продать. Нашли какого-то инвестора, тот согласился выкупить объект за 180 тысяч долларов, однако, понятное дело, попросил предоставить все документы, подтверждающие право собственности. Сразу после этого арендаторы побежали к «хозяину квартала». В кабинете Норика Меликсетовича они вели себя, как невесты на выданье, — были милы и обходительны. Они просили у Григоряна, чтобы он продал им диско-бар за… 50 тысяч долларов. В ответ тот только рассмеялся. «На этой территории ни один квадратный сантиметр не будет продан!» — сказал как отрезал арендодатель.

Когда пришел скорбный день конца срока аренды, парни опять появились в кабинете Норика Меликсетовича. Только на этот раз «невесты на выданье» поменяли тон — они начали хамить: дескать, думаешь, крутой, не зарывайся. Григорян, в свою очередь, тоже сменил тон и попросил их из своего кабинета, однако неблагодарные арендаторы… положили на стол выписку из решения Хозяйственного суда.

Когда Григорян прочитал ее, он сначала хотел просто посмеяться, но потом схватился за голову. Нет, суд, на заседание которого хозяина помещения даже не пригласили, «по-божески» не отнял у него права собственности на кафе, но вот дверь в него теперь являлась собственностью арендаторов. Чтобы понять всю абсурдность ситуации, нужно только представить такую картину: вы приходите к себе домой, а попасть в квартиру не можете, так как сосед по лестничной площадке отсудил вашу дверь с глазком и всеми замками в свою собственность.

Конечно, Григорян был шокирован, но решил не сдаваться и идти до конца.

Беззаконие на законных основаниях

Уже на следующий день Норик Меликсетович был на приеме у председателя Хозяйственного суда. Он рассказал, что с ним произошло, показал все документы, изложил свои аргументы незаконности решения суда и оставил заявление. Рассмотрев его, председатель Хозяйственного суда согласился, что судья принял абсурдное решение, и отстранил его от ведения этого дела.

Отправился Григорян и к начальнику БТИ, чтобы задать ему простой вопрос: как вход на территорию, зарегистрированную на него вот уже 10 лет, БТИ отдало в собственность арендатору? И тут выяснилось, что уважаемая организация совершила это не по доброй воле, а тоже по решению служителей Фемиды, то есть по решению все того же судьи.

В общем, в отношении имущества нашего героя была задействована типичная схема недружественного поглощения собственности, или рейдерства. Схема эта такова: владелец имущества передает его в аренду. Арендатор-рейдер идет в БТИ и требует внести изменения в реестр собственников, определив его как владельца объекта. БТИ совершенно резонно отвечает отказом, сославшись на то, что у предмета притязаний уже есть законный владелец. Тогда арендатор требует выдать ему справку об отказе в регистрации и с ней направляется в суд, чтобы тот заставил БТИ установить его право собственности. Понятно, что на этой стадии в сценарий включаются «свои» судьи, которые и принимают нужное решение, закрыв глаза на все нестыковки.

В нашем случае судья — помощник рейдеров уже известен и разоблачен, но при этом он отделался всего лишь отстранением от ведения данного дела, а не увольнением. Возможно, потому что и за ним, и за арендаторами — «владельцами» чужой двери стоит кто-то весьма авторитетный. И хотя Григорян это понимает, называть «крышу» своих противников не желает, и понятно, почему. По нашим данным, арендаторы действительно ребятки не совсем простые, так как прикрывает их довольно известная в Крыму фигура, не так давно украсившая свой костюм депутатским значком и не раз отбивавшая все атаки милиции на свою репутацию.

Видимо, поэтому арендаторы Григоряна совсем не чувствуют себя рейдерами. Более того, в ответ на действия бизнесмена они отправили еще один встречный иск: подсчитали, что ремонт арендуемого кафе обошелся им в 230 тысяч долларов, и потребовали от Норика Меликсетовича через того же недобросовестного судью полностью компенсировать им понесенные расходы. Одним словом, нынче между арендаторами и арендодателем идет настоящая война. Обе стороны готовятся к суду — новое рассмотрение дела состоится в начале сентября. Угадайте с трех раз, кто его выиграет.

«1К» с интересом будет следить за продолжением этого дела, а после суда обязательно проинформирует читателей о его исходе.

You may also like...