Крымский карманник любит маршрутки и супермаркеты

На симферопольском «карманном небосклоне» ярко сияли такие неординарные личности, как карманник «Кощей», имевший пять «ходок» и отточивший в зрелые годы свое мастерство до филигранности. Воровка «Маркиза» прославилась тем, что в качестве ширмы использовала букет цветов. «Щипач» по имени Васильджан, узбек по национальности, был еще более находчивым: он использовал как ширму своего малолетнего ребенка…Дмитрий Федоров, Первая Крымская

Такой, казалось бы, вечный криминальный промысел, как карманные кражи, в последнее время сильно изменился и, по некоторым данным, даже приходит в упадок, по крайней мере, в своем классическом варианте.

У нас в стране карманное воровство обозначилось как явление криминального жанра еще в XIX веке и все это время по-своему развивалось.

«Клюквенники» и «маровихиры»

До революции элитой этого мира считались «клюквенники» — специалисты по карманным кражам в церквах и «маровихиры», работающие в междугородных поездах, на выставках и в дорогих ресторанах. Великий Октябрь, отменивший веру в Бога, лишил «клюквенников» клиентуры, а «маровихирам», имеющим при НЭПе неплохие источники существования, в 30-е годы пришлось либо переквалифицироваться, либо отбыть на ударные стройки ГУЛАГа.

Щипачи советского периода работали в основном в общественном транспорте и очередях. Карманники жили, как правило, «семьями», по воровским законам и понятиям, навыки ремесла получали от старших товарищей, а часть выручки сдавали в воровской общак.

Крымская классика

Крым в застойное время был «красной территорией», то есть крупных воров к нам ближе чем до «ростовского семафора» не подпускали. Оно и понятно — всесоюзная здравница. Тем не менее щипачи работали и у нас и оставили здесь заметный след, хотя и не такой впечатляющий, как в Одессе или Ростове. К примеру, в Симферополе были свои легендарные личности, такие, как авторитетный карманник Муля, который начал «втыкать лопаты» (воровать кошельки) еще в семилетнем возрасте в послевоенных трамваях. Известен был и другой авторитетный карманник — Костя Гарант.

Большинство крымских карманников в советское время относились к «втыкающим по чердакам», то есть ворующим из наружных карманов. Но было много и профессионалов, работающих по «пехам», то есть внутренним карманам. Они, как правило, обучались этому ремеслу у маститых наставников в зонах.

Классическая схема кражи выглядела примерно так: двое карманников, один «солист», второй на подхвате, заходили в общественной транспорт и быстро выбирали жертву. Кстати, жертву могли засечь еще на остановке. Клиента старались толкнуть, расшевелить, заставить двигаться и отвлечь его внимание. У солиста на «рабочую» руку была наброшена «фортецело» (ширма) в виде плаща, пакета и т.д. Под прикрытием ширмы «солист» средним и указательным пальцами тащил «шмель» (кошелек) и передавал подельнику. Если не было компаньона, «солист» совал кошелек за пояс штанов. При малейшей опасности пояс оттягивался пальцем, и кошелек сползал по штанине на пол, потом ничего нельзя было доказать. Совершив кражу, карманник на следующей остановке выходил из транспорта и избавлялся от улик — кошелька, документов, оставляя только деньги. Работали в то время и так называемые писари, специалисты по разрезанию сумок заточенными монетами. Но виртуозов этой сферы у нас было немного.

В 80 — 90-е годы в Симферополе трудились от нескольких десятков до нескольких сотен карманников. На этот период приходится и пик карманных краж. В 1998 году в недрах крымской милиции впервые были созданы специальные подразделения для противодействия карманным кражам, так называемые оперативно-поисковые отделения (ОПО). Тогда карманников можно было условно разделить на две большие части — организованную и самодеятельную. Организованные щипачи жили в основном по старым понятиям и часть выручки сдавали в общак. Держателем общака был уже упомянутый авторитет Муля. В 90-е годы на воровской общак положила глаз ОПГ «Башмаки». Муле предложили объединить финансовые усилия воров и бандитов, но он отказался, за что был убит. По некоторым данным, это убийство на совести башмаковского бригадира Паши Ежика.

Самодеятельная часть карманников состояла из дилетантов, как правило, наркоманов. У подобной публики карманная кража нередко перерастала в грабеж.

На симферопольском «карманном небосклоне» ярко сияли и такие неординарные личности, как карманник Кощей, имевший в молодости пять «ходок» и отточивший в зрелые годы свое мастерство до филигранности. Еще одна известная в те времена воровка Маркиза прославилась тем, что в качестве ширмы использовала букет цветов. Щипач по имени Васильджан, узбек по национальности, был еще более находчивым: он использовал как ширму своего малолетнего ребенка. Подходя к потенциальной жертве, Васильджан щипал малыша, и, пока ребенок кричал, отвлекая клиента, папа-карманник совершал кражу.

Были и семейные подряды. Некий авторитетный карманник по кличке Абхазец со своей многочисленной родней «держал» железнодорожный вокзал Симферополя, зарабатывая большие деньги на приезжих туристах. Широко был известен в узких кругах и семейный клан Маслаков. В этом семействе профессиональная карманница Маслачка (мать) приобщила к работе двух сыновей и невестку.

Денег нет — тащи мобилку!

Поскольку сейчас большая часть потенциальных клиентов пересела из троллейбусов в маршрутки, туда же перешли и карманники. Но крупные «покупки» (кражи) денег стали исключением, ведь состоятельные граждане общественным транспортом не пользуются, к тому же многие предпочитают носить с собой не наличные, а кредитки. Поэтому карманники нынче охотятся за мобильными телефонами.

В последние два-три года среди карманников появилось много молодых да ранних, не имеющих ни опыта, ни квалификации. После нескольких краж они быстро попадают в руки милиции. По словам оперативников, после задержания год назад серьезной группы карманников на железнодорожном вокзале в Симферополе остались лишь мелкие группки полупрофессионалов, всего пара десятков человек.

Нет сейчас в среде карманников и преемственности поколений. Старики-авторитеты либо умерли, как Костя Гарант и Маркиза, либо отошли от дел, как Кощей, который еле передвигается с палочкой и только консультирует криминалитет. Некоторые и вовсе ударились в веру. Так, семья Маслаков в полном составе принялась замаливать грехи.

Как говорят правоохранители, раньше в одном троллейбусе можно было увидеть 5 — 6 карманников. Нынче же их еще надо хорошо поискать. Хотя они есть и продолжают воровать. Преимущественно это люди с опытом, в возрасте 35 — 40 лет. В основном они чистят карманы в маршрутках, супермаркетах, на рынках и в других местах скопления народа. Большая часть жертв карманных краж — девушки от 17 до 25 лет, у них-то чаще всего и крадут мобилки. Хотя карманники не брезгуют ничем, вытаскивая даже мелочь у инвалидов и пенсионеров.

Распространилось в среде щипачей и повальное «крысятничество». На дело идут вдвоем, и тот, кто ворует, с компаньоном честно не делится, обязательно что-то утаит. Раньше у карманников была своя тусовка в баре «Ладья», где щипачи обсуждали последние новости и стыдили «крыс». Сейчас эта тусовка заглохла.

В маршрутках карманники воруют в основном в толкучке во время посадки, а для «работы» в салонах предпочитают автобусы типа «Богдан». Сейчас многие граждане держат свои мобилки и кошельки в нагрудных карманах. Когда карманник, полусогнувшись, передвигается по узкому салону, ему не составляет труда сунуть прикрытую ширмой руку в чужой нагрудной карман. Делают это практически незаметно, нередко используя пинцет.

Самые популярные маршруты у симферопольских карманников: от площади Ленина до автовокзала, от ж/д вокзала до центра, из центра в поселок ГРЭС и от Москольца до поселка Молодежное. Последние два считаются наиболее лакомыми, поскольку всегда забиты пассажирами.

В супермаркетах воруют, как правило, у дам, рассматривающих товар. Обступают со всех сторон, слегка толкают и изымают кошелек. Бывает, что карманники дежурят у касс и банкоматов, вычисляя свои жертвы. Недавно у одного гражданина, получившего деньги в кассе банка, в маршрутке пинцетом вытащили 6 тыс. грн. У другого из кармана вытянули три тысячи долларов.

You may also like...