Обвиняемых выпускают за деньги. Многие подаются в бега

Многие из тех, кто попадает в СИЗО, готовы отдать все что угодно, лишь бы во время следствия остаться на свободе. Нет ничего невозможного. Каждый пятый, совершивший тяжкое преступление, может дождаться приговора на воле, выйдя под залог. Вот только не все оправдывают доверие.

Рэкетир подарил государству двести тысяч

Отпускать подследственных под залог в Украине начали 12 лет назад, но эта мера пресечения не пользуется большой популярностью среди судей. Во-первых, мало кто может себе позволить внести на счет несколько тысяч гривен. Во-вторых, подозреваемых в совершении тяжких преступлений суды по старинке предпочитают держать под замком, а мелких воришек и драчунов отпускают под подписку о невыезде. Но самое главное: всегда есть большой риск, что отпущенный под залог не пожалеет оставленных средств и скроется.

Одним из первых беглецов от правосудия, выпущенных «за деньги», стал Виктор Авдышев, чемпион СССР и мира по вольной борьбе — почти легендарная личность в столичных уголовных кругах. В девяностых он числился заместителем начальника охранной службы рынка в районе «Республиканского стадиона». Торговцы сами приходили к нему «страховать» свой товар — эти «цивилизованные» отношения проросли из обычного рэкета. Со временем Авдышев стал единственным хозяином рынка, где собирались на «стрелки» братки и куда привозили бизнесменов-должников для выбивания денег.

Но в 1995 году лафа закончилась: в отношении бывшего спортсмена возбудили уголовное дело за вымогательство. Правда, в СИЗО его не отправили, а отпустили под подписку о невыезде. Не удивительно, что следующие два года правоохранителям пришлось разыскивать Авдышева, так как сидеть на одном месте и покорно ждать суда он не собирался.

Когда же, наконец, его поймали, то вместо того, чтобы арестовать, за несколько дней до оглашения приговора снова отпустили, на сей раз — под залог в 200 тыс. гривен. Формальным поводом для такого решения стала смерть матери подсудимого. Адвокат Авдышева, в будущем прокурор Киевской области Юрий Гайсинский, добился, чтобы подопечного отпустили на похороны в Азербайджан.

Конечно, из братской республики бывший спортсмен не вернулся. Снова задержать дважды беглого Авдышева удалось год спустя, но и на этот раз тюрьма его не дождалась. С диагнозом «параноидальная психопатия в декомпенсационной форме» рэкетир получил «путевку» в психбольницу. И вместо того, чтобы по окончании «лечения» отправиться в колонию, беспрепятственно отбыл в Россию.

Поймайте меня, если сможете

Соблазн сбежать из-под залога гораздо сильнее, чем при подписке о невыезде. Ведь залог — альтернатива аресту и применяется в тех же случаях, что и содержание под стражей, когда срок грозит нешуточный. Особенно успешно прячутся от правоохранителей их бывшие сослуживцы. В прошлом военный разведчик, сотрудник СБУ Валентин Крыжановский, обвиняемый в вымогательстве и злоупотреблении служебным положением, сумел оставить с носом вчерашних коллег, милицию и прокуратуру.

Уголовное дело в отношении мятежного полковника возбудили в апреле 2005 года: он якобы был причастен к продаже КНДР конфискованных редкоземельных металлов — гафния и циркония, и к тому же присвоил около 700 тыс. гривен. Суд отпустил его под залог в 200 тыс. гривен, прислушавшись к заверениям адвокатов, что офицер будет вести себя примерно. Но, оказавшись на воле, эсбэушник на следующий день словно испарился.

В тот вечер в него якобы стреляли в темном переулке. Крыжановского положили в военный госпиталь, приставили охрану. Но стража его проспала. Утром палата опустела. Махнув рукой на 200 тысяч, якобы собранных его друзьями, полковник сбежал в Россию. Оттуда он время от времени делает громкие заявления, но приезжать в Киев не собирается.

Украинские правоохранители тоже не торопятся возвращать сбежавшего из-под залога соотечественника обратно на родину. По официальной версии, это не позволяет сделать российское гражданство полковника. Да и мало ли, какой еще компромат захочет распространить разговорчивый Валентин Крыжановский. К тому же государственный бюджет пополнился на 200 тыс. гривен.

Заплатил — и на воле

Если уж сбегают люди, отдавшие за свободу несколько сотен тысяч гривен, что говорить о заплативших более скромную сумму? Не один месяц пришлось потратить винницким милиционерам, чтобы объяснить таинственное исчезновение гражданки России с центрального городского рынка.

Как рассказал супруг пропавшей, они несколько дней гостили у родственников в Калиновском районе, а в Винницу приехали за покупками. Галина пошла обменять 500 долларов и не вернулась. Олег бросился на поиски, обошел весь рынок, поспрашивал у таксистов, но жена как сквозь землю провалилась. На следующий день, отчаявшись разыскать ее самостоятельно, он обратился в милицию. Правоохранители принялись за поиски, но так и не смогли найти ни одной зацепки.

Олегу пришлось уехать домой — его ждали дела, да и оставаться надолго в чужой стране не было возможности. Из России он часто звонил в милицию, интересовался, как продвигается расследование. К тому времени исчезновение Галины обросло слухами, фото пропавшей публиковали местные газеты. Дело находилось на личном контроле у руководства ГУ МВД области.

Расспросив близких и знакомых Галины, правоохранители выяснили, что отношения супругов не были безоблачными. Дело шло к разводу, но все упиралось в раздел имущества. Узнав об этом, стражи порядка заподозрили, что Олег посодействовал исчезновению Галины. Как только он понял, что превратился в подозреваемого, сделал опрометчивый шаг: приехав в Винницу, заявил, что побывал у гадалки, и она точно указала место, где нужно искать жену.

Действительно, в ручье возле объездной дороги нашли тело женщины. По выводам экспертов, ее задушили. Сомнений в виновности мужа почти не оставалось, тем более что его алиби не подтвердилось. В отношении жадного супруга возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 115 УК Украины «Умышленное убийство». Суд отпустил его под залог в 30 тыс. гривен. Милиция и Интерпол безуспешно ищут его уже третий год.

Не все так плохо

Конечно, не все отпущенные под залог сбегают — количество таких подозреваемых, напротив, невелико. Ежегодно на время следствия и суда такую свободу получают около 130 человек, из них только один-два скрываются от правосудия. За 70 тыс. гривен отпустили Игоря Гончара, директора Департамента ГНА по контролю за производством и оборотом спирта, алкогольных и табачных изделий, которого летом задержали при получении взятки. Прошлой весной под залог вышел российский бизнесмен Владимир Ткач, долго просидевший в СИЗО. Отпускали и израильского хирурга Михаэля Зиса, обвиняемого в незаконной трансплантации органов. Вопреки пессимистичным прогнозам, никто из них не сбежал.

В общем, залог — не столь плохая мера пресечения. Просто в силу несовершенства законодательства и отсутствия у судов достаточного опыта подследственные и подсудимые сбегают. Периодически народные депутаты вспоминают, что Уголовно-процессуальный кодекс не мешало бы обновить, уточнив обязанности отпущенного под залог, и прописать меры контроля. Но ни одно из предложенных изменений пока не принято.

Нередко под арестом долгое время содержатся обвиняемые в совершении преступлений небольшой тяжести. Многих из них можно было бы отпустить если не под подписку, то под залог. Но, мотивируя возможностью побега, суды отказывают в этом защите. Ведь внедрение такой меры могло бы разгрузить СИЗО. А если обвиняемый все-таки скроется, внесенные деньги могут пойти на компенсацию ущерба пострадавшим или на вознаграждение за помощь в поимке обвиняемого.

Справка

Согласно ст. 154-1 УПК Украины, сумму залога определяет суд, но она не может быть меньше 17 тыс. гривен для обвиняемых в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления; 8,5 тыс. — для обвиняемых в совершении преступления повторно; 850 гривен — для остальных обвиняемых. В любом случае сумма залога не может быть меньше заявленного в процессе гражданского иска.

Елена Розвадовская, Анна Олейник, ВВ

You may also like...