Кировоград бандитский: история и документы. Часть 5: гастролеры

Завершаем серию публикаций, основанных на книге бывшего начальника уголовного розыска областной милиции Георгия Харичкина «Страницы истории милиции Кировоградщины (документальная хроника)».

В ночь на 8 января 1976 года в селе Мошорино Знаменского района три неизвестных преступника, в числе которых была женщина, обманом проникли в жилище инвалида войны Л.С.Молодченко. Ветеран без опаски пустил незнакомцев в дом – ведь по народным обычаям в Рождество люди рады встретить любого гостя. Преступники жестоко «отплатили» за гостеприимство: убили Молодченко, до потери сознания избили его жену, после чего скрылись, забрав деньги и все более-менее ценные вещи.

Через некоторое время на место преступления прибыла опергруппа работников уголовного розыска областного управления милиции и Знаменского горотдела. В условиях сильного мороза, ветра и начавшейся метели оперативники принялись опрашивать жителей села, в первую очередь уделяя внимание пассажирам вечерних автобусов, прибывавших из Знаменки. Из числа всей полученной информации правоохранителей заинтересовали сведения относительно жителя села Вершацы Чигиринского района Черкасской области Н.Т.Самброса, ранее несколько раз судимого.

Для проверки причастности подозреваемого к совершенному преступлению в тот же день по месту его жительства была направлена группа работников милиции во главе с заместителем начальника Знаменского ГРОВД Василием Афанасьевичем Хмелем. Из-за сильных снежных заносов работники милиции прибыли в Вершацы только глухой ночью и уже в потемках кое-как нашли дом, в котором проживал Самброс. Двое оперативников остались караулить под окнами, а В.А.Хмель зашел в дом, где увидел… разыскиваемую троицу убийц, распивавших спиртные напитки после раздела награбленного имущества.

Пьяные грабители с ножами в руках пытались наброситься на работника милиции, а женщина чуть не ошпарила его кипятком из ведерного чугуна. Однако Василий Хмель не растерялся и под угрозой применить табельное оружие на поражение все-таки заставил преступников отступить. Подоспевшие на шум коллеги обезоружили и связали налетчиков… Соучастниками Самброса оказались жители города Бар Винницкой области ранее судимый П.Я.Коберник и его сожительница А.Н.Витьковская. Для Самброса и Коберника тот рождественский налет на дом инвалида войны стал последним в их жизни. Областной суд приговорил убийц к высшей мере наказания…

8 июля 1976 года, в 4 часа утра, в селе Луполово Ульяновского района два неизвестных преступника, вооруженных обрезом охотничьего ружья, проникли в контору колхоза, связали сторожа, с помощью автогенного аппарата вскрыли сейф, откуда похитили 91 тысячу (!!!) рублей (в 1976 году зарплата Генсека Леонида Брежнева составляла 1317 рублей, а оклад члена Политбюро – 1100 рублей. – Авт.). Оперативно-разыскная группа порасспрашивала жителей села и соседних населенных пунктов, особенно тех, кто очень рано ходит на работу, и уже на следующий день установила одного преступника – местного жителя В.П.Иванова.

Грабитель был задержан, и при обыске у него изъяли 3 тысячи рублей из суммы, похищенной в колхозной кассе. Через несколько дней напряженных поисков оперативникам удалось выйти на второго преступника. Вооруженный обрезом ружья, с большим запасом патронов, налетчик засел в схроне одного из домов, а когда милиционеры попытались его оттуда вытащить, злоумышленник начал яростно отстреливаться… Многочасовые уговоры работников милиции сложить оружие ни к чему не привели.

Преступник в ответ стрелял и кричал, что живым ему сдаваться нет смысла, потому что за все его дела, которые он натворил за свою жизнь, его все равно расстреляют. Когда оперативники вызвали подкрепление в виде пожарных автомобилей и с помощью водометов подавили сопротивление бандита, тот застрелился. Преступником оказался ранее неоднократно судимый рецидивист Эдуард Блинский с Донбасса. Похищенных денег при нем не оказалось, длительные поиски, вплоть до сноса некоторых строений, результатов не дали. Куда делись 88 тысяч рублей, так и осталось тайной…

С осени 1977 года в Кировоградской области и в соседних областях действовал дерзкий преступник В.М.Кочнов, 1953 года рождения, ранее дважды судимый. В школьные годы он был примерным подростком, ни в чем предосудительном не замечался. Но как только кто-то сообщил Кочнову, что он отцу и матери не родной сын, а взятый из детского дома, его как будто бы подменили. С того момента жизнь подростка покатилась по наклонной. Судьба же Кочнова стала хрестоматийным примером того, как не поддавшийся исправлению в местах лишения свободы молодой человек из мелкого воришки превратился в дерзкого и жестокого бандита.

После второй судимости за мелкие кражи и освобождения из заключения по амнистии он стал угонять мотоциклы и автомашины, совершал разбойные нападения на квартиры граждан. В одной из драк Кочнов получил ранения, приведшие к ампутации левой ноги. Тем не менее, несмотря на увечье, в 1979 году в Кривом Роге он сколотил вооруженную бандитскую шайку, которая совершила нападение с убийством на дом в Слободзейском районе Молдавской ССР, налет на тир ДОСААФ в Новограде-Волынском Житомирской области с похищением пяти стволов оружия и большого количества боеприпасов, а также целый ряд других громких преступлений.

Розыск Кочнова был начат еще в ноябре 1977 года после того, как в Помошной он совершил угон легковой автомашины, на которой впоследствии разъезжал по Кировограду вместе с другом. В ходе преследования автомашины нарядом милиции удалось задержать одного из подельников преступника, однако сам Кочнов все же смог скрыться. Почти год он скрывался в Тюменской области. Затем вернулся в Украину, где продолжил свою преступную деятельность. В последующие годы в Николаевской и Черкасской областях правоохранители арестовывали все новых и новых его соучастников, но каждый раз рецидивисту Кочнову удавалось ускользнуть.

Наконец в марте 1980 года совместными усилиями работников уголовного розыска МВД Молдавской ССР и Управления внутренних дел Кировоградской области были установлены координаты «лежбища» преступника в Кривом Роге. Кочнов засел в квартире многоэтажного дома и при задержании, будучи вооруженным двумя пистолетами, открыл стрельбу по правоохранителям, при этом серьезно ранив работника местной милиции. Ни на какие уговоры сдаться по-хорошему преступник не поддавался, а когда понял, что окружен со всех сторон, не придумал ничего лучшего, как застрелиться. Всего по уголовным делам, связанным с совершенными бандой Кочнова преступлениями, было осуждено 16 человек, из них двое приговорены к высшей мере наказания…

5 сентября 1985 года на дороге вблизи села Червоноконстантиновка Петровского района двое преступников выстрелами из ручного пулемета и пистолета остановили автобус, в котором следовала кассир колхоза «Россия». Налетчики отобрали у женщины сумку с деньгами (40 тысяч рублей) и затем скрылись на мотоцикле «Ява».

Некоторые обстоятельства совершенного дерзкого преступления, направление пути отхода злоумышленников – в сторону Криворожского промышленного комплекса – натолкнули оперативников на версию о том, что разбойное нападение могли совершить жители Кривого Рога. В этот город и была направлена основная оперативно-поисковая группа во главе с заместителем начальника отдела уголовного розыска УВД Кировоградской области Виктором Литвиненко. На протяжении четырех месяцев (!!!) работники милиции добывали и проверяли сведения о подозрительных личностях, склонных к совершению разбойных нападений. При этом особое внимание обращалось на проверку материалов, связанных со всеми случаями обнаружения/приобретения огнестрельного оружия и боеприпасов.

В конце декабря 1985 года в поле зрения оперативной группы попал некий В.П.Косолапов, 1956 года рождения. Этот человек многие годы занимался раскопками окопов в местах ожесточенных боев Великой Отечественной войны, случалось, что находил оружие. За пару лет до описываемых событий Косолапов отрыл ручной пулемет Дехтярева, который передал своему другу, также жителю Кривого Рога Станиславу Талде.

Сам Косолапов вроде бы и догадывался о том, что Талда со товарищи замешаны в совершении ряда преступлений, что главарь шайки наверняка причастен к внезапному и бесследному исчезновению одного из участников банды. Также Косолапова мучили подозрения, что разбойное нападение на кассира колхоза – дело рук преступной группы Станислава Талды. Однажды «черный археолог» заметил, что за ним кто-то постоянно следит (а это были работники милиции). Надумав, будто его хотят убрать бандиты из шайки Талды – как раньше убрали своего подельника, Косолапов явился в милицию и сообщил все, что знал о преступниках. Последующая оперативная проверка полностью подтвердила предоставленную информацию. С этого момента началась операция по ликвидации крупной и опасной вооруженной банды.

17 января 1986 года оперативная группа задержала главарей шайки С. Талду и В. Казака, а также пятерых их ближайших помощников, в ходе обыска у преступников было изъято несколько единиц огнестрельного оружия. В дальнейшем, когда выяснилось, что данная банда активно промышляла и в других областях, руководство следственно-оперативными мероприятиями принял на себя заместитель министра внутренних дел УССР А. Чистяков. Всего в качестве соучастников и пособников банды Станислава Талды было арестовано 13 человек, изобличенных следствием в совершении 99 преступлений…

«Раскрутив» по полной программе задержанных преступников, украинским правоохранителям затем удалось обезвредить еще несколько особо опасных бандитских формирований. В частности, преступная группа И. Косюка (девять человек, 75 преступлений), банды А. Песиголовца (семь человек, 37 преступлений), Л. Мазая (два человека, 16 преступлений). Всего по четырем шайкам к уголовной ответственности привлечено 82 бандита, причастных к совершению 223 преступлений, в том числе к 3 убийствам, 6 разбойным нападениям, 4 грабежам, 149 кражам.

У арестованных было выявлено и изъято 39 стволов огнестрельного оружия (два ручных пулемета, два автомата, десять винтовок, семь пистолетов и револьверов, девять гранат, свыше трех тысяч патронов, взрывчатка, 43 единицы холодного оружия). Из материальных ценностей у бандитов изъято свыше 30 тысяч рублей наличными деньгами, восемь легковых автомобилей, большое количество золотых и серебряных украшений, предметы антиквариата, описано другого имущества на 40 тысяч рублей.

«Длительное время считалось, что последней устойчивой вооруженной бандой (так сказать, нашей, доморощенной), ликвидированной на территории Кировоградской области, являлась шайка Реги, арестованная весной 1965 года в Новоархангельском районе, – пишет в своей книге Георгий Харичкин. – Это мнение, пожалуй, в силе и по настоящее время, поскольку последующие обезвреженные бандитские группы, если они и совершали преступления в нашей области, то формировались, укрывались и имели свои основные базы за пределами Кировоградского региона. Это относится к бандам Кочнова (хоть он является уроженцем и бывшим жителем нашей области) и Талды, скрывавшихся в Кривом Роге…»

Эпилогом нашего проекта станет последний абзац 344-страничной документальной хроники, собранной полковником милиции Георгием Васильевичем Харичкиным.

«Таковы некоторые сведения из истории милиции Кировоградщины. Кроме описанных происшествий совершались и раскрывались сотни других тяжких и сложных преступлений, рассказать о них или хотя бы упомянуть нет никакой возможности. Да и целесообразно ли? Ведь и из приведенных примеров видно, что личный состав милиции даром свой хлеб не ест, что милиция является важным органом государственного управления, нужным народу, следовательно, требует как постоянного контроля со стороны советских органов и общественности, так и повседневного заботливого внимания».

Подготовил Александр Виноградов, Украина-Центр

You may also like...