В тюрьму — за алименты. Жены могут посадить даже законных мужей

Тысячи украинских женщин ломают голову над тем, как заставить бывших мужей платить алименты. Многие считают, что в суде ничего не добьешься. Но побывав в Ирпенском исправительном центре № 132, легко убедиться в обратном — здесь 30 злостных неплательщиков отбывают наказание и потихоньку выплачивают супругам долги. Каково это — сидеть за решеткой, когда тебя туда упекла родная жена?

«Мало кто из мужчин знает, что существует наказание за злостную неуплату алиментов, — рассказывает заместитель начальника колонии Вячеслав Дубец. — А уж о том, что за это можно сесть в тюрьму, и вовсе понятия не имеют. И лишь оказавшись перед воротами колонии, понимают, насколько все серьезно».

Пока сидел, помирился с первой женой

Дмитрия Головченко в исправительном центре называют Пикассо — он здесь считается местным художником и рисует в основном море, хотя видел его только раз. «Мне оно даже снится. Вот освобожусь и поеду к морю!» — мечтает Дмитрий. А сидеть ему осталось десять дней.

В колонию «Пикассо» попал «благодаря» второй жене, с которой после развода продолжал жить под одной крышей. По словам Дмитрия, Алина не работала, и он продолжал содержать ее и сына Костю. Поэтому новость о том, что бывшая жена решила потребовать у него через суд на алименты крупную сумму за все четыре года, что они были в разводе, для мужчины прозвучала как гром среди ясного неба.

— Набежала сумма в 3, 5 тысяч гривен, — говорит Дмитрий. — У меня таких денег не было, и она меня посадила. Здесь, в колонии, я работал и часть долга погасил, но всю сумму вернуть так и не смог. Придется, как освобожусь, отдать ей свою половину дома в счет долга, который есть, и того, который еще накопится. Не хочу, чтоб она снова меня сюда упекла.

О жизни нашего собесдника можно снимать сериал. Дело в том, что вторая жена приходилась ему кумой и была лучшей подругой первой супруги, от которой у Дмитрия две дочки, уже взрослые: одной — 17, другой — 22. Сейчас мужчина очень жалеет, что ушел из первой семьи.

— Моя первая жена навещала меня здесь, мы долго разговаривали, — рассказывает художник. — Я очень хотел бы с ней помириться, но не знаю, простит ли она меня…

На вторую половинку зла не держит

А Михаила Страшука и вовсе засадила за решетку жена, с которой он состоит в законном браке. Женщина после 12 лет супружества подала в суд на мужа за недостаточное обеспечение семьи — он работал судоремонтником, но без записи в трудовой. Жена смогла доказать в суде, что Михаил совсем не давал ей денег.

— Но я на нее зла не держу, действительно, зарабатывал мало, — признался Михаил. — Сижу здесь 3 месяца, осталось еще 2 года. Выйду — вернусь к жене, куда я от нее денусь? Людочка меня в тюрьме навещает. Думаю, она простила меня за то, что не смог обеспечить ей ту жизнь, на которую она рассчитывала.

Приходили к Страшуку и родители жены. Теща плакала, все никак не могла взять в толк, как дочь родного мужа в тюрьму упекла. Но Михаил по этому поводу особо не расстраивается — свое пребывание в колонии воспринимает как возможность избавиться от вредной привычки — на воле мужчина любил хлебнуть лишку.

Здесь Михаил работает сварщиком, часть заработанных денег отдает в счет погашения долга жене. Он уверен, что их семья сможет пройти через испытание тюрьмой и после этого станет только крепче.

Однако случаются здесь и истории с печальным концом. Замначальника колонии поведал нам о том, что однажды женщина посадила мужа, надеясь, что он бросит пить, но организм несчастного не выдержал, и мужчина умер. Также бывает, что мужья затаивают на жен злобу за то, что те упекли их в тюрьму. А женщины тоже хороши — случается, делают это из ревности или мести.

— Иногда человек всю жизнь не платит алименты, и ему за это ровным счетом ничего, — говорит Вячеслав Дубец. — А бывает, жена может засадить мужа за копейки — просто поссорились, и она решила ему отомстить. Или из ревности — мужчина нашел новую жену, а бывшая решила за это упечь его в тюрьму.

Ждет жена-американка

В этой колонии отбывают срок не только алиментщики, но и виновные в ДТП, а также те, кто хорошо себя зарекомендовал в зоне строгого режима. Один из «бывалых» — Алексей Сафонов — мотает уже третий срок, но уверен, что это в последний раз.

Камера-люкс для романтических свиданий

За хорошее поведение здесь предусмотрены льготы. На выходные и праздники раз в месяц администрация разрешает тем, кто хорошо себя зарекомендовал поехать к родственикам. Если в зоне строгого режима длительные свидания разрешаются раз в три месяца, то здесь — раз в месяц. Специально для этого в колонии есть отдельные комнаты стоимостью 15 грн в сутки с человека. А сейчас здесь оборудуют камеру-люкс с отдельным санузлом и кухней. Стоить это удовольствие будет 50 грн с человека. Спустя полгода пребывания в колонии осужденные на длительный срок, при условии хорошего поведения, могут поселиться вместе с семьей в пределах Коцюбинского (где расположен исправительный цетр). Днем они там работают, а ночуют дома.

— Мои жена и дочка живут в США, — рассказывает Алексей. — Жена переехала туда на ПМЖ, будучи беременной, и дочурка Мишель-Алекс считается гражданкой страны. Ради того чтобы быть рядом с дочерью, я бросил наркотики, добился перевода на более легкие условия содержания, и теперь мне осталось дождаться лета — тогда я выйду на свободу.

А пока Алексей считает дни до встречи с женой и дочерью. Они однажды приезжали к нему в колонию — мужчина был на седьмом небе от счастья. Большую часть денег, которые он тут зарабатывает, тратит на переговоры с женой — благо, телефоном пользоваться не запрещено.

По словам заместителя начальника колонии, многим заключенным повезло с подругами жизни. Жена одного из них навещает мужа через день. А сколько тут совсем юных девчонок! Одной всего 18, ей бы гулять, а она в тюрьму любимому передачки носит. Иногда именно здесь, в тюрьме, заключенные находят свою судьбу. Они созваниваются с девушками при помощи таксофона, потом те начинают приезжать в гости. А порой даже прямо в колонии отмечают свадьбу.

Правда, и местный альфонс в колонии имеется — к нему ходят пять «невест», причем парень считает, что это не предел. Правда, недавно он познакомился с девушкой, ради которой готов расстаться со всеми остальными.

— Она приезжает к нему на машине на краткосрочное свидание — рассказывает Вячеслав Дубец. — Сложно понять, что может связывать такую девушку с заключенным. Но мне кажется, секрет в том, что все, кто тут сидит, нуждаются в нежности, потому и дарят ее девушкам. А дамы любят ушами.

На свободу — с чистой совестью

Ирпенский исправительный центр считается заведением минимального уровня опасности с облегченными условиями содержания. Поэтому сбежать отсюда не составляет труда — достаточно перепрыгнуть через забор. Впрочем, такое здесь случается редко. В нынешнем году сбежал только один заключенный.

— Когда сюда приходят из зоны, мы говорим им: здесь ты можешь скорее выйти на волю, — рассказывает Вячеслав Дубец. — Будешь хорошо трудиться, соблюдать условия содержания — окажешься на свободе быстрее, благодоря условно-досрочному освобождению.

Вообще администрации сложно приходится — из-за того, что контингент разный. Ведь тут зэки с богатой тюремной биографией, хоть и исправившиеся, сидят вместе с обычными алиментщиками. Начальник колонии Александр Сергеевич Соляник считает, что в последнее время в местах лишения свободы началась демократизация.

— Мы один раз в неделю устраиваем общее собрание, — рассказывает Александр Сергеевич. — Любой из осужденных может задать нам волнующий его вопрос. К примеру, меня спрашивают, почему не начислили на личный счет деньги за два дня работы. Я проверяю, и если человек действительно трудился, вопрос с деньгами решается. Это стало возможным не потому, что мы такие добрые, а потому, что начала меняться система.

P. S. Кто знает, к чему может привести демократия в тюрьмах — начальству, как говорится, виднее… Но радует, что на нерадивых папаш все-таки находится управа. Может быть, узнав о перспективе попасть за решетку, кто-то из них решит, что куда приятнее будет вспомнить о своем чаде и хоть как-то поучаствовать в его судьбе, не ограничиваясь собственно процессом зачатия.

В ТЕМУ. В колонии уже сняли шесть фильмов

Автору этих строк устроили экскурсию по колонии, которая напоминает скорее общежитие. Здесь есть тренажерный зал, два стола для игры в теннис, даже бассейн — его для заключенных установили любители моржевания, чтобы и зимой закаляться. Можно посмотреть телевизор или фильм по видеомагнитофону. Кормят здесь тоже неплохо.

— У нас есть подсобное хозяйство, — говорит Вячеслав Дубец. — Заключенные сажают картофель, морковь, капусту, другие овощи. Есть свои свиньи и коровы, поэтому на столе всегда свежие мясо и молоко. Хлеб мы тоже сами печем.

В исправительном центре имеется собственное производство — в нескольких цехах заключенные изготавливают замки, контейнеры. Средняя зарплата — 610 грн в квартал, 25 % от этой суммы снимаются за содержание, остальными деньгами заключенные вольны распоряжаться по собственному усмотрению. Кто-то отдает их женам, чтобы расплатиться за алименты, кто-то по безналу отоваривается в магазине, работающем при тюрьме.

В колонии есть и собственная церковь — в 2003 г. ее помогли построить верующие родственники одного из заключенных. Освятил церквушку заместитель митрополита Софии Киевской Августин. Правда, не все заключенные православные — есть один буддист. Сам по книгам веру осваивает, а заодно и йогой увлекся. Есть немало и протестантов.

А еще колония знаменита тем, что здесь было снято целых шесть фильмов: «Небо в горошек», «Выход» с Владимиром Вдовиченковым, «Завтра будет завтра» с Богданом Ступкой и др. Один из работников администрации — Петр Петренко снимался практически во всех этих фильмах. Его даже называют здесь актером и считают, что ему место в Голливуде.

Виктория Хаджирадева, газета Новая

You may also like...