Станет ли известен заказчик убийства Сафонцева?

Недавно Как известно, испанская полиция арестовала киллера, совершившего 5 февраля 1998 года покушение на вице-премьера автономии Александра Сафонцева. Долгие годы это преступление оставалось нераскрытым и стало одним из самых громких в новейшей истории Крыма. Заказчики резонансного убийства и сейчас находятся в Крыму. Они – «большие люди». 

Автор: ЮЛИЯ ИСРАФИЛОВА, Первая Крымская

Лопнуло терпение

Середина и конец 90-х годов ознаменовались целой серией заказных убийств крупных крымских чиновников. Так, в 1997 году были убиты министр по курортам и туризму Михаил Гольдич, председатель Фонда имущества автономии Алексей Головизин, глава Раздольненской госрайадминистрации Леонид Рябика, председатель Конгресса русских общин Крыма Сергей Прокопьев и, наконец, в феврале 1998 года вице-премьер Крыма Александр Сафонцев.

Напомним, 5 февраля 1998 года около 9 часов вечера вице-премьер в сопровождении своего телохранителя — бойца «Беркута» Романа Гаркуши подходил к турбазе «Таврия», где вице-премьер, недавно переехавший в Симферополь из Керчи, временно проживал. В тот момент, когда охранник прошел вперед, чтобы открыть входные двери, прогремел взрыв. Сработало дистанционно управляемое устройство, вмонтированное в чугунную урну. Взрыв был такой силы, что разлетевшиеся во все стороны осколки урны прочертили на асфальте борозды, оставили глубокие отпечатки на стенах гостиницы, пробили корпус стоявшей неподалеку служебной «Волги» Сафонцева и застряли в двигателе.

Эти осколки нанесли тяжелые ранения вице-премьеру и его охраннику, которых в критическом состоянии доставили в больницу. У Сафонцева врачи констатировали несовместимые с жизнью ранения брюшной полости, рваные раны ног, повреждение сосудов, большую кровопотерю. Его трижды оперировали, но, несмотря на все усилия врачей, 21 февраля Александр Сафонцев скончался — смерть наступила от очередной остановки сердца. Романа Гаркушу врачам удалось спасти.

Убийство Сафонцева положило начало концу большого бандитского беспредела в Крыму. Именно после этого по инициативе тогдашнего и теперешнего главного милиционера полуострова Геннадия Москаля началась настоящая война правоохранителей с крымскими ОПГ. В ходе зачистки последовал ряд арестов или объявлений в розыск депутатов местных советов и одновременно криминальных «авторитетов» в Ялте, Симферополе, Керчи, Евпатории.

Как уже писала «1К», были раскрыты 2180 преступлений, задержаны 1059 преступников, арестованы 9 лидеров и активных членов организованных преступных группировок, возбуждены 38 уголовных дел в отношении групп с признаками организованности, по которым проходили около 100 человек… Словом, работа была проделана огромная. Тем не менее ни один из этих арестов не пролил свет на дело Сафонцева, которое к тому времени окончательно зашло в тупик.

Керченский след

Версий относительно убийства Александра Сафонцева у правоохранителей было немало, столько же было домыслов и слухов в обществе. Преступление явно было политическим, поэтому его сразу связали с несколькими именами тогдашних крупных крымских политиков, для которых Сафонцев являлся серьезным конкурентом (как теперь выясняется, так оно и было). Потом дело пытались повесить на «сейлемовского» бандита Валерия Санькова по прозвищу Грузин, который по праву считался хозяином Партенита и чуть ли не всего Южного берега. Саньков был причастен к убийству в декабре 1997 года председателя правления института «Крымагропроект» Сергея Прокопьева.

По крайней мере, исполнили это преступление люди Грузина. В обвинительном заключении было сказано, что убийство готовилось «на почве корыстных личных неприязненных отношений, возникших в связи с долговыми обязательствами». Да и в своих показаниях Грузин заявил: «Мотив убийства Прокопьева состоял в том, что он стал меня шантажировать и заставлял работать на себя…

Я дал членам банды команду его убить». Однако истинную причину — банальный заказ, который получил Грузин, он попросту тщательно скрывал. Очевидно, чтобы бандит не проговорился потом, он был убит в тюрьме, хотя, по официальной версии, смерть Валеры Грузина была естественной. Во время следствия да и уже после смерти на Санькова стали вешать остальные политические убийства, в том числе и убийство Сафонцева. Так было проще. Однако новые факты и обстоятельства указывали совсем на других людей.

Несколько лет назад крымские правоохранители вышли на новый след убийц Сафонцева, а быть может, и других высокопоставленных чиновников. В шахте на окраине Керчи были обнаружены пять трупов. Выяснилось, что эти люди долго числились без вести пропавшими и эта находка напрямую связана с расстрелом 1997 года. По этому делу проходили более 20 фигурантов, которым инкриминировались 20 убийств. Большинства из них уже нет в живых, другие объявлены в розыск, задержать удалось лишь шестерых. Вот именно им и инкриминировали тогда убийство Сафонцева. Правда, правоохранителям так и не удалось выяснить, кто из этих шести живых или пяти мертвых, найденных в штольнях, исполнил его. В общем, дело Сафонцева опять зашло в тупик, оставив лишь отчетливо видимый керченский след.

Спустя некоторое время подтверждением тому стал арест личного телохранителя керченского «авторитета» Кельзона Андрея Безбородова (кличка Бес), который был задержан в Подмосковье. Отличался он от других братков тем, что стрелял очень метко при наличии всего лишь одного глаза. После смерти Кельзона Бес примкнул к ОПГ «Грифон», лидером которой был небезызвестный «авторитет» Сергей Галицкий. Этот криминальный субъект подчинялся «Сейлему» и всегда пытался конкурировать с Кельзоном. В результате Галицкий занял в Керчи по-настоящему хозяйское положение.

После ареста Беса выяснилось, что и Галицкий был якобы причастен к покушению на Александра Сафонцева. Сразу после этого громкого убийства Галицкий выехал за пределы Крыма. Считается, что именно тогда пришел конец керченскому бандитизму. Крупные «авторитеты» были или арестованы, или подались в бега, а такие мелкие исполнители приказаний, как Андрей Безбородов, остались не у дел и ушли в подполье.

Вернулся Галицкий в Керчь только в 2002 году. Видно, не так хорошо было на чужбине. Он решил опять подоить «прибитых» бизнесменов. Однако, очевидно, доил их время от времени Безбородов, поэтому делиться с бывшим боссом Бес явно не хотел. Сразу после приезда в Крым Сергей Галицкий был расстрелян неизвестным у собственного дома. Поговаривают, что убийца был одноглазым… После смерти Галицкого Безбородов еще немного пожил в Керчи, а потом уехал в Черновцы — слишком опасно было находиться в Крыму. Известно, что из Черновцов Бес переехал в Москву, где и был арестован.

Сколько веревочке ни виться…

Все это время правоохранители не теряли надежду найти истинного убийцу Александра Сафонцева и заказчика. МВД Украины заявило, что убийство крымского вице-премьера организовала керченская преступная группировка. Так как керченский след в этом деле был правильным, работа велась именно в этом направлении.

Прослушивание телефонов всегда имело большой успех при поимке особо опасных преступников. Сыграло оно решающую роль и в этот раз: правоохранители долгое время прослушивали телефонные разговоры некоторых жителей Керчи и вышли на некоего 33-летнего гражданина Украины, уроженца Керчи Олега Еремеева, который долгое время скрывался за границей.

10 сентября нынешнего года этот человек был арестован испанской полицией в городе Лас-Пальмас, административном центре испанского острова Гран-Канария, по подозрению в исполнении убийства крымского вице-премьера Сафонцева. По версии следствия, именно Еремеев заложил бомбу с дистанционным управлением в урну на территории турбазы «Таврия», при взрыве которой Александр Сафонцев получил многочисленные ранения и скончался в больнице.

Поймать киллера было трудно. Еремеев несколько лет находился в международном розыске и всякий раз избегал ареста, так как постоянно менял телефоны и местонахождение, нанимаясь матросом на различные торговые суда. Однако погорел Еремеев на том, что часто звонил в Керчь одним и тем же людям. Так его и вычислили.

А теперь самое интересное — кто же заказчик? По словам начальника крымской милиции Геннадия Москаля, к убийству Сафонцева причастны лица, контролировавшие крымскую власть в 1998 г. Как сказал Москаль, вице-премьер был убит за то, что не послушал «паханов», которые в то время руководили Крымом, и выдвинулся по 5 избирательному округу кандидатом в депутаты Верховного Совета, который включал в себя Ленинский район. Главный милиционер Крыма также заявил, что заказчики резонансного убийства и сейчас находятся в Крыму — дескать, живы и здоровы.

Что будет дальше? Ну с Еремеевым все понятно: дело за отделом Генеральной прокуратуры Украины, который занимается экстрадицией, — все будет зависеть от того, как быстро правоохранители смогут договориться с прокуратурой Испании о перевозке киллера в Украину. Кстати, говорят, что Еремеев скрывался за границей не только от правосудия, но и от «праведного гнева» одного из лидеров ОПГ «Сейлем».

  Имеется информация, что этот лидер, как говорится, ни сном ни духом не ведал о том, что творит его подчиненный и в какие игры играет на стороне. Когда убили Сафонцева, он был взбешен и клялся, что достанет Еремеева из-под земли. Возможно, от его возмездия и прятался киллер, польстившийся на дорогой заказ. А что касается заказчиков, поговаривают, что нужно дождаться выборов, вот тогда, мол, и начнутся их аресты. 

You may also like...