«Русские» потрошители банкоматов в США: компетентно и в ногу с прогрессом

«Это не идиоты или уличные наркоманы, которым позарез нужна двадцатка, – охарактеризовал «скиммеров» Роб Эванс, заведующий отделом маркетинга компании NCR, производящий банкоматы. – Это законченные бизнесмены. Они учитывают все контрмеры, которые мы применяем для защиты клиентов. Мы делаем барьер все выше, а они приставляют к нему лестницы все длиннее». 

Детектив Педро Палензуэла из полиции флоридского графства Палм-бич вспоминает, как некий гражданин подошел к банкомату отделения Bank of America в Бока-Ратон и, прежде чем сунуть туда карточку, заметил зазор между корпусом и лицевой панелью банкомата. Присмотревшись, он увидел, что панель не привинчена, а прикреплена к корпусу клейкой лентой. Панель без труда оторвалась, и бдительный гражданин обнаружил за ней устройство, которое правоохранители называют «ATM skimming device» – «пенкосниматель с банкоматов». 

Работает оно на зависть просто: одна часть «пенкоснимателя» считывает номер вашего банковского счета с магнитной полосы на карточке, а другая, соединенная с клавиатурой, копирует ваш персональный код (PIN). Дальнейшее проще пареной репы: деньги со счета жертвы «доильщиков банкоматов» исчезают, как утренний туман.

Такими «доильщиками» или «потрошителями» в штатах Мэриленд и Вирджиния оказались 25-летний россиянин Константин Синцов и 27-летний латвиец Виталиус Балсевикс, которые с апреля по август прошлого года через банкоматы сняли со счетов больше 150 человек 240 тыс. долларов. Балсевикса арестовали с поличным в сентябре прошлого года, в ноябре он признал себя виновным и 23 января 2009 года его приговорили к трем с половиной годам лишения свободы, которые он отбывает в федеральной тюрьме Макрей в Джорджии под номером 73060-083. В США он находится легально, но с учетом опасности совершенного преступления после освобождения будет депортирован в Латвию.

Синцов год назад скрылся от ареста, и его поймали через 6 месяцев в Оушн-Сити, но за это время он успел обобрать банкоматы в нескольких городах, включая Нью-Йорк, где пробыл недолго. При аресте у него обнаружили 16 353 доллара и немного марихуаны. Виновным он признал себя в мае, и недавно в федеральном суде Александрии под Вашингтоном его приговорили к 4 годам тюрьмы, но до места постоянного назначения он пока не попал и мается по пересылкам под номером 73446-083. Как натурализованному гражданину США, депортация Синцову не грозит, но вместе с подельником он должен вернуть пострадавшим деньги.

Как было указано в обвинении, Синцов и Балсвикс оснастили «доильными аппаратами» шесть банкоматов отделений Chevy Chase Bank. Получая в суде ордера на их арест, агент Секретной службы Катлин Клири под присягой сообщила, что на первых порах Синцов и Балсевикс, обслуживая шесть банкоматов, получили в каждом примерно по 6800 долларов, обобрав 77 счетов.

Обнаружив исчезновение части денег, владельцы счетов жаловались в банк, который возвращал им деньги, но в итоге не выдержал и обратился в Секретную службу. Агенты установили у означенных банкоматов наружное наблюдение и скрытые видеокамеры, и «доильщиков» поймали на месте преступления. При каких обстоятельствах скрылся Синцов, не указано. По ходу расследования число пострадавших достигло 150, а сумма перевалила за 200 тысяч долларов.

Банкоматы в Соединенных Штатах обирают со времени их появления в 1980-х годах, но Секретную службу подключили к охоте на «доильщиков» в 2002 году, когда о таких преступлениях заговорили в полный голос, так как федеральные власти регулярно напоминали, что украденными в банкоматах деньгами могут подкармливать террористов. В Нью-Йорке нашли и арестовали группу «доильщиков», которые успели оснастить два десятка банкоматов, скопировать данные нескольких тысяч карточек и получить в общей сложности три с половиной миллиона долларов.

Всего в США действуют примерно 360 тыс. банкоматов, половина которых установлены в банках и половина в других местах, вроде магазинов, торговых центров и отелей. Казалось бы, легче приспособить для кражи вторую половину банкоматов, но они стоят в людных местах, а уличный банкомат в стене здания банка можно обработать ночью, когда вокруг ни души.

Ворье попроще взялось за банкоматы просто как за ящики с наличными деньгами, которые растяпы-владельцы оставляют без присмотра. Были случаи, когда стоявшие в магазинах банкоматы просто срывали с пола и увозили, чтобы разбить и выпотрошить. В другом простейшем случае щель уличного банкомата, откуда выдаются двадцатки, в ночное время заклеивали скотчем. Ночной клиент вставлял карточку, набирал свой код, а деньги – как правило, небольшие, – не вылезали. В большинстве случаев он чертыхался и уходил, чтобы утром позвонить в банк, а вышедший из-за угла вор отклеивал скотч и забирал деньги.

Жулье понаходчивее работало командами: в самом простом варианте, стоя за спиной клиента банкомата, жулики запоминали его PIN, а затем просто воровали или отнимали у него карточку. Более находчивые разработали прием, который в Интерполе, уж не знаю, почему, назвали «Ливанская петля». В этом случае к владельцу карточки, который только что сунул ее в банкомат, подходил «советчик» и предупреждал, что этот банкомат не выдает деньги.

Клиент забирал свою карточку и переходил к соседнему банкомату, забыв нажать кнопку о прекращении операции, то есть данные его карточки оставались в банкомате. Стоя за его спиной, второй участник операции запоминал его PIN и быстро сообщал третьему, который дежурил у первого банкомата, не подпуская туда следующих клиентов. Набрав PIN, он получал деньги в максимально разрешенной сумме.

Мошенники шли и на более хитроумные уловки. На клавиатуре банкомата распыляли спрей, на котором выделялись нажатые клиентом клавиши. Или за спиной клиента устанавливали скрытую микрокамеру, пряча ее, скажем, в стопке рекламных буклетов банка. В приемные щели банкоматов вставляли специальные устройства-конверты, которые считывали информацию с карточек клиентов, а затем подключались к передающим устройствам терминалов. В ход пошла технология полной подделки пластиковой карточки с копированием всех необходимых реквизитов и кодов на «заготовке» из куска пластика.

Но все это были ухищрения простых умов, на смену которым пришли «киберпреступники» ХХI века, и в словаре правоохранителей появилось мудреное выражение «незаконные высокотехнологичные махинации с использованием средств электронных платежей». Подразделялись они на «кардинг», «фишинг» и «скимминг».

В прошлом году детективы отдела борьбы с коммерческими преступлениями лос-анджелеской городской полиции совместно со следователями прокуратуры графства Лос-Анджелес обезвредили группу иммигрантов из Армении, занимавшихся высокотехнологичной кражей личной информации граждан, от чего пострадал банк Wells Fargo и сеть магазинов.

По делу пошли 29-летний Акоп Кантрджян, 29-летний Аветис Алатарян, 35-летний Андраник Ташкиян и 24-летний Тигран Гадаян, который пока в международном розыске. В обвинении говорилось, что, получив номер и PIN чьей-либо дебит-ной карточки, мошенники «пересаживали» эти данные на пластик и снимали деньги владельцев счетов из банкоматов, установленных в супермаркетах на восточном побережье и юге США.

В случае с банкоматом в Бока-Ратон, детектив Педро Палензуэла сказал, что жулики, вероятнее всего, искали в округе банкоматы с панелями, которые легко оторвать или отвинтить. «Они использовали металлический контейнер сероватого цвета точно в форме панели банкомата, но не с привычной кнопочной клавиатурой, а с современным экранчиком ‘touch-screen’, где достаточно прикоснуться пальцем к нужной цифре или букве на стекле.

Рядом с банкоматом мошенники прикрепили извещение, что этот аппарат переведен на новый режим работы. Внутри контейнера находился маленький компьютер-лаптоп, – пояснил детектив. – Когда карточка клиента попадала в банкомат, на экране появлялась надпись ‘Welcome to Bank of America’, а затем ‘’Thank you for using Bank of America. There has been a malfunction’, то есть аппарат неисправен». При этом – компьютер считывал данные карточки клиента, и деньги доставались мошенникам.

«Это не идиоты или уличные наркоманы, которым позарез нужна двадцатка, – охарактеризовал «скиммеров» Роб Эванс, заведующий отделом маркетинга компании NCR, производящий банкоматы. – Это законченные бизнесмены. Они учитывают все контрмеры, которые мы применяем для защиты клиентов. Мы делаем барьер все выше, а они приставляют к нему лестницы все длиннее».

Александр Грант, США, Русская Реклама 

You may also like...