Малыши-разбойники: молодежь на службе крымских ОПГ

90-е годы в Крыму вошли в историю (и не только крымскую) как время кровопролитных бандитских войн. То, что творилось тогда на полуострове, вызывало шок и негодование даже у маститых «законников» — полнейший беспредел без каких-либо «понятий» и правил. А все почему? Во-первых, вели эти криминальные войны лишенные страха и зачастую психически неуравновешенные люди. Во-вторых исполнителями самых страшных кровавых преступлений были малолетки (от 16 до 20 лет). В банду таких волчат брали после школы и практически сразу делали из них киллеров. 

Автор: ЮЛИЯ ИСРАФИЛОВА, Первая Крымская

Малыши-разбойники

Подростковый возраст — это то, чего практически все родители боятся больше всего. Ребенок, который еще вчера был тихим, ласковым и добрым, вдруг становится неуправляемым зверенышем. Особенно когда попадает в плохую компанию или попросту объединяется с себе подобными. Такое объединение криминалисты называют «бандой малолеток». И зачастую в жестокости с малышами-разбойниками не могут тягаться даже взрослые дяди из настоящих ОПГ.

Таких, к примеру, задержали два года назад в Ялте. Это была организованная группа из пяти подростков, 1992 — 1993 годов рождения: три евпаторийца, керчанин и киевлянин. Их подозревали в совершении ряда краж и грабежей с жестокими избиениями.

А несколько недель назад на Дальнем Востоке были арестованы школьники (12 и 13 лет), которые избили пенсионера, затем топором разрубили его грудную клетку и из еще живого мужчины достали сердце, рассматривая, как оно бьется. А в Иркутске была обезврежена банда из девяти малолетних убийц — практически всем им по 14 лет, самому младшему девять. Что невероятно, в банде состояли и две девочки десяти лет.

Сначала малолетние преступники только забирали у потерпевших деньги, однако со временем стали жестоко избивать жертв. В деле банды малолеток фигурируют три страшно изуродованных трупа: над людьми изощренно издевались. Это и натолкнуло сыщиков на мысль, что преступления совершали либо люди с психическими отклонениями, либо несовершеннолетние. Первый раз малолетки потренировались на бомже: ему пробили голову, изнасиловали, забрали все вещи. Несчастный скончался. Подростки забили до смерти еще одного мужчину прямо на улице.

Били не просто так, а с целью нанести как можно больше ран и повреждений, чтобы насладиться видом мучений агонизирующего человека. Тогда же было совершено преступление, которое даже у видавших виды милиционеров вызвало шок. Подростки напали на 37-летнюю женщину, связали ей руки, рот заклеили скотчем. В течение нескольких часов ее избивали и насиловали. Несколько часов спустя после истязаний женщина скончалась от потери крови. Принимали участие в истязании жертвы все: девочки били палками, а 9-летний не только избивал женщину, но и пытался ее изнасиловать.

Потом, когда малолетние бандиты были задержаны, выяснилось, что все они из неблагополучных семей. Психолог, работавший с этими детьми, совсем не удивился тому, что они творили: неблагополучные дети обычно не осознают свое поведение, в момент совершения преступления они вымещают на жертве всю накопившуюся обиду на родителей и всех тех людей, которые им сделали больно.

Герои нашего времени

В 90-е годы досуг малолеток был несколько иного рода. Время диктовало моду, а в криминальные 90-е было модно быть бандитом. И жертвами такой моды становились как неблагополучные, так и вполне благополучные подростки. Чуть ли не каждый старшеклассник мечтал вступить в ряды какой-нибудь крымской ОПГ. Разговоры и споры школьников были только на одну тему: кто круче — «башмаки» или «сейлемовцы»? Образ бандита был для пацанов чуть ли не романтическим: короткая стрижка, кожанка, «гайки» на растопыренных пальцах, золотая цепь на шее, тонированная девятка и ТТ в кармане. Вот он — герой того времени.

Что удивительно, попасть в ОПГ было намного проще, чем в институт. Это только в кино показывают, какую подготовку и проверку должен пройти боец, чтобы его приняли в банду. У нас в Крыму все было намного проще, примитивнее и профессионализмом даже не пахло. Приезжают, к примеру, братки (тоже не совсем взрослые и авторитетные — лет по 20 — 25) на какую-нибудь симферопольскую дискотеку (в середине 90-х, к примеру, был популярен диско-клуб «Космос» возле ж/д вокзала) и присматривают там дерзких и отчаянных пацанов.

Ни одна дискотека не проходила без драки, вот и смотрели бандиты, как проявляет себя молодняк: кто в сторонке стоит, а кто кулаками машет и на большее нарывается. Если пацан хорошо и безжалостно дерется и у него отсутствует чувство страха, можно брать. Такой сделает все, что прикажут «старшие», и, не терзаясь сомнениями, пойдет на любой криминал.

А объясняется это просто: умный никогда не полезет в стихийную и спровоцированную драку (кроме случаев, когда дело касается чести или жизни близких людей). Кулаками махать и бить без разбору, лишь бы только чувствовать хруст чужих костей, будет только безмозглый дурак. И такой дурак, не имеющий своего мнения, принципов, жизненных ценностей и элементарной человеческой жалости, без малейших угрызений совести пойдет на самые страшные преступления по первой же команде.

Вот такие малолетние отморозки и нужны были бандитам. Так, к примеру, в 1995 году в банду «башмаков» попали двое 16-летних симферопольцев, проживавших на Москольце, после того как на дискотеке на глазах у всех забили насмерть ногами 17-летнего парня только лишь потому, что тот был из другого района. Убийцы не понесли заслуженное наказание — постарались обеспеченные родители. В тюрьму отправился их товарищ из малообеспеченной семьи, который в тот вечер тоже наносил удары чужаку.

После того как малолетка попадал в банду, его около двух недель (не больше) проверяли на вшивость. Здесь было два критерия: чтобы не трусил и чтобы не «крысил». По первому пункту проверка была классической: пацана брали на задание, где отводили ему роль главного исполнителя. Он должен был либо кому-то голову отбить, либо совершить разбойное ограбление, либо пойти на убийство. Не отступил — молодец, зачислен.

Испугался — пуля в лоб, так как отпустить пацана бандиты уже не могли, много знал. А вот проверка на «крысятничество» была более творческой: давали, к примеру, молодому автомобиль и разрешали покататься на нем весь день. Сбывалась мечта идиота: кожанка, «гайки», цепь и тонированная «девятка». Куда-нибудь под сиденье засовывали деньги, да так, будто они случайно выпали из чьего-то кармана. Соблазн взять потерянное был велик, и тот, кто поддавался ему, становился «крысой» и не проходил проверку.

Кстати, и об «увольнении» из банды «по собственному желанию» тоже ходят мифы: мол, свободу можно купить, хоть она и недешево стоит — или выполни сложное задание, или откупись большими деньгами. В наших ОПГ все было намного проще: из банды был только один путь — на Абдал. Нет, в единичных случаях можно, конечно, было договориться, но только если в банду был принят родственник «старшего» либо его хороший знакомый.

В остальных случаях член ОПГ, захотевший изменить свою жизнь, попросту пропадал без вести. Так, к примеру, до сих пор не известно, что случилось с молодым «сейлемовцем» по прозвищу Харя. До поры до времени он был дерзким бойцом, а потом, как это обычно бывает, захотел жениться, обзавестись семьей и, естественно, отойти от криминальных дел. Когда он рассказал об этом «старшим», те сделали вид, что согласны его отпустить, но на самом деле отдали киллеру приказ убрать Харю — отпускать нельзя, слишком много знает.

У «башмаков» их было больше

Если сравнивать две крупные крымские ОПГ — «Башмаки» и «Сейлем», то у первых юных отморозков было намного больше, чем у вторых. К примеру, известны такие молодые бойцы «Сейлема», которые попали в банду сразу после школы, как Александр М., по кличке Мороз, 1975 года рождения, Виталий К., по кличке Малый, 1978 года рождения, Олег Д., по кличке Сметана, 1978 года рождения, Николай Г., по кличке Голубь, 1977 года рождения, Леонид К., по кличке

Майкл, 1977 года рождения.

А у «башмаков» молодняка было намного больше. Вот только некоторые из них: Александр А., по прозвищу Ежик-младший (в ОПГ также состоял его старший брат Сергей А., по прозвищу Ежик, 1967 года рождения, подозревался в причастности к убийству Евгения Поданева), Юрий А., по прозвищу Афанасий, 1980 года рождения, Андрей К., по прозвищу Князь, 1975 года рождения, Сергей Л., по прозвищу Лысый, 1980 года рождения, Игорь П., по прозвищу Игорь-Длинный, 1975 года рождения, Алексей П., по прозвищу Леша-Длинный, 1976 года рождения, Дмитрий Ш., по прозвищу Шабан, 1981 года рождения, Игорь Ш., по прозвищу Шарик, 1976 года рождения, Игорь Ш., по прозвищу Нос, 1977 года рождения.

Вышеперечисленные криминальные личности, которым на момент 90-х исполнилось по 16, 17, 18 и 19 лет, были рядовыми бойцами ОПГ «Башмаки». А вот их более «талантливые» сверстники сумели «прославить» свои имена и оставить их в криминальной истории Крыма. К примеру, Виктор Ф., по прозвищу Лысый, 1975 года рождения, уроженец Симферополя, совместно с небезызвестным нашему читателю Колей-Молдаваном был причастен к убийству Грумацкого в г. Бельцы Республики Молдова. Изначально Лысый работал в детективном агентстве «Алекс» под крышей «Сейлема», а затем перешел в ОПГ «Башмаки».

Богдан Д., по прозвищу Бодя, 1974 года рождения, уроженец пгт Форос, подозревался в причастности к убийству жены Олега Дзюбы и трех ее охранников на «горбатом мосту» в Симферополе. Симферополец Сергей С., по прозвищу Брюс, 1975 года рождения, был исполнителем убийств Андреева О.П., Чудинова А.В. и Марука И.А. О последнем убийстве наша газета уже писала. Игорь Марук был убит 28 декабря 1996 года в кафе «Искра» по приказу Коллеги.

Также «1К» писала об Алексее М., по прозвищу Макарон, 1977 года рождения, уроженце с. Надеждовка Чаплинского района Херсонской области. Макарон, еще будучи 16-летним юношей, вместе с Борисом Майдой участвовал в ряде заказных убийств. В частности, в убийстве Ивана Поддубного в 1996 г., в убийстве симферопольского предпринимателя по имени Павел, который был застрелен Макароном из пистолета ТТ и зарыт Майдой. А потом дорожки Майды и Макарона разошлись, когда Боря начал воевать с «башмаками». За предательство Макарона ранили ножом в горло люди Майды, но рана была несмертельной. Чуть позже, в 1999 году, Макарон, разозлившись на бывшего шефа, принял участие в убийстве родственника Бори Майды Петра Иванова на летней площадке кафе «Космос» в Симферополе.

И наконец, самый красивый бандит — Сергей Крапивин, по кличке Крапива, 1975 года рождения, уроженец г. Москвы, тоже начал свою криминальную деятельность чуть ли не сразу после школы. Прославился Крапива тем, что несколько лет «держал» железнодорожный рынок и таксистов. Но сгубило красавца влечение к женщинам. После того как Крапива начал встречаться с женой одного экс-депутата, он стал получать предупредительные угрозы в свой адрес. А 30 мая 2004 года Сергея Крапивина нашли застреленным в Симферополе возле дома, в котором он тогда проживал.

Были весьма молодыми и известные «башмаковские» (ныне покойные) киллеры Сергей Колесник, по прозвищу Сорок-Восьмой, 1973 года рождения, и Григорий Посунько, по прозвищу Гриня, 1974 года рождения. Начинали эти симпатичные парни из благополучных семей с того, что работали в бригаде Бориса Майды вместе с Макароном.

Именно Колесник и Посунько вывезли раненого Петра Иванова из «Космоса» и привезли в с. Пионерское, где тот впоследствии был убит. Двух неразлучных киллеров также подозревают в причастности к убийству Евгения Поданева, жены Олега Дзюбы, в расстреле «греческого» бригадира Ивана Иорданова, двойном покушении на товарища Майды Александра Е., по кличке Профессор, и даже в убийстве самого Бариса Майды. Как известно, посмертную славу Гриня и Сорок-Восьмой обрели, когда, вымогая деньги по приказу «башмаков», были убиты в офисе одной известной аптечной фирмы.

Когда крымские ОПГ набирали в свои ряды молодняк, они делали ставку именно на подростковую отчаянность последних. Наверное, отчасти поэтому «башмаков» считают самыми большими беспредельщиками на всей территории Украины. Да, вчерашние школьники действительно бесстрашно шли на любое дело, даже убийство. Однако все же на киллеров они не тянули — не хватало профессионализма. И поэтому криминальные дела «башмаков» зачастую были провальными, что вызывало иронию у тех же «сейлемовцев». Мол, молодо-зелено… Жаль, что все вышеперечисленные пацаны пошли по бандитскому пути. Практически все они ныне мертвы. А могли бы жить, детей растить. Одно слово — скорожители.

You may also like...