Профессия – магазинный вор

Воры бывают разные. Одни шарят по карманам, другие грабят квартиры, третьи орудуют на вокзалах, четвертые – занимаются угоном личного автотранспорта граждан. Об этих группах воровского братства мы хорошо наслышаны. Но, оказывается, не они находятся сегодня в фокусе внимания правоохранительных органов нашей страны, хотя борьба с ними ведется довольно серьезная, а представители новой, все более популярной и набирающей силу в Соединенных Штатах воровской “профессии” – “профессии” магазинных воров, которых величают у нас в Америке “boosters”. Не имея под рукой словаря местных блатных терминов, я так и не понял, почему они заслужили такое прозвище. Впрочем, разве это столь важно? Многие из нас очень заблуждаются, думая, что большинство жуликов, время от времени задерживаемых у дверей предприятий торговли, представляют основной контингент магазинных воров. На самом деле вред от подростка, стащившего модную футболку, или богатенькой голливудской киноактрисы Вайноны Райдер, которую, я могу ей поверить, бес попутал, пустячный. Главную опасность для владельцев розничной сети представляют не воры-одиночки, а шайки профессионалов, число которых в последние годы растет как снежный ком.

Согласно данным, опубликованным в газете Staten Island Advance, визит одного опытного магазинного вора в супермаркет может обернуться для его владельцев потерей товара на пять тысяч долларов! А представьте себе величину ущерба от шайки злоумышленников (обычно в “налете” участвуют пятеро соучастников). В среднем “пятерка” наведывается за день в десяток магазинов и сколько она наворует там, подсчитать несложно.

Чаще всего добычей воров становится детское питание (в некоторых супермаркетах родители днем с огнем не могут найти на полке баночки с нужной им формулой – украдены подчистую), сигареты, лекарства, косметика, станки для бритья, батарейки, а также продукты питания, например, замороженное мясо. Безусловно, перечнем этих товаров “магазинщики” не ограничиваются. Логика воров понятна: легче всего выносить компактные и относительно дорогие изделия и продукты.

Куда же они все это девают, не торгуют же на улицах уворованным? Правильно, для этих целей к услугам boosters довольно разветвленный “черный рынок”. Пройдя через который, краденые товары нередко вновь оказываются на полках, с которых их умыкнули нечестные на руку граждане.

Трудно поверить, но оборот рынка украденных бандами boosters товаров составляет сегодня от 10 до 13 млрд. долларов – целая индустрия! По данным экспертов из Food Marketing Institute (организация, представляющая интересы американских бакалейщиков), заработок преступника, орудующего в магазинах и супермаркетах, составляет более 100 тысяч долларов в год. Воры довольны, а вот нам, рядовым потребителям, привыкшим платить через кассу, приходится из собственного кармана компенсировать владельцам магазинов потери, оплачивая свои покупки по более дорогой цене.

О том, как орудуют шайки boosters, поведала во время судебного заседания пойманная с поличным “атаман” одной из них г-жа Мисти Вашбаух-Симмонс.

Мисти – фигура прелюбопытная. Грабить магазины ее заставила не нужда, а, так сказать, семейная традиция. Этим выгодным “бизнесом”, по ее словам, занимались еще мама с папой, щедро делясь своим богатым опытом с дочуркой. После таких “университетов” грех было не заняться тем же, сделав shoplifting (умыкание товаров из магазинов) своей основной профессией.

До того как она оказалась в руках правоохранительных органов, Мисти возглавляла воровскую бригаду, промышлявшую в универсамах сети Wal-Mart в 14 штатах. Под началом 30-летней “атаманши” находились как ее родственники (своего рода маленький семейный бизнес), так и принятые в шайку люди со стороны.

“Для членов моей “бригады”, – рассказала Мисти на суде, – воровство в магазинах было полноценной работой с рабочим днем, который длился с 6 утра до 9 часов вечера. Ежедневно мы наведывались в десяток магазинов. В субботу и воскресенье давали себе передышку”.

Как мило, пятидневка с двумя выходными. Не хватает только профсоюзной организации, которая бы стояла на защите рядовых boosters.

По признанию Мисти, каждый член банды выносил из супермаркета за одну ходку товара на три тысячи долларов. Действительно, профессионалы, ничего не скажешь. Чтобы не попасть в руки полиции с таким большим количеством ворованного товара, не имея на него чеков и накладных, воры переправляли его в магазинчик своего главаря по почте.

Сегодня таких “бригад”, сообщает нам Food Marketing Institute, насчитывается по всей стране не меньше тысячи, хотя далеко не все из них такие крупные, какой была преступная группа Вашбаух-Симмонс.

Методы ограбления магазинов у воров отнюдь незамысловатые. Некоторые из них выносят товар, заменяя на нем этикетки с ценой, которые они изготавливают заранее. Большинство же действуют еще проще: срывает защитную сигнализацию с изделий и упаковок, пряча их во внутренних накладных карманах, специальных поясах или мешках.

С американскими магазинными ворами лично мне сталкиваться не приходилось, но в свое время, работая в одном из книжных магазинов г. Киева, мне не раз попадались “расхитители социалистической собственности”, проявлявшие изобретательность и смекалку, чтобы пронести мимо кассы несколько томиков. Кое-кто умудрялся и больше. Как сейчас, помню одну даму, которая приспособила для этих целей специально сшитый мешок, который закреплялся у нее между ног. Вычислили мы ее по очень уж грациозной походке…

Может быть, такой же мешок используют и ее американские коллеги. В интервью Staten Island Advance эксперты из Food Marketing Institute рассказали о так называемых boosters boxes, которые изготовляются из специального материала, позволяющего хозяевам мешков не опасаться сигнализации.

По словам сотрудника института, Джека Хайеса, в арсенал воров входят также способы отвлечения внимания работников магазина и его охраны, благодаря которым их сообщники выносят товар незамеченными. Пользуются они и специальными жестами и мимикой, подобно глухонемым, “переговариваясь” таким образом во время “операции”.

Но неужели современная видеотехника, сигнализация и охрана бессильна против воров? Выходит, что так. Соглашаясь ответить на вопросы представителей Food Marketing Institute, boosters отметили, что процент их товарищей, задерживаемых на месте преступления, невелик. Зато заработки очень даже приличные. Так что риск себя оправдывает, считают они.

Одной из причин, позволяющей ворам чувствовать себя довольно вольготно, говорят эксперты, является слабая связь между торговыми предприятиями, которые из-за серьезной конкуренции редко делятся информацией, в том числе связанной с методами борьбы с профессионалами-boosters.

В последнее время многие супермаркеты и магазины ужесточили правила возврата товаров, особенно если покупатель не может предъявить чек. Однако понятно, что эти меры вряд ли способны остановить воров, которые похищают крупные партии товаров вовсе не для того, чтобы нести их обратно в магазин. Деньги делаются иными способами.

К услугам магазинных воров – скупщики краде ного, которые платят жуликам 10-15 процентов стоимости вынесенного из магазина товара. Вроде бы не так много, но стороны довольны.

Скупщики краденого, указывают эксперты Food Marketing Institute, – зачастую вполне добропорядочные владельцы магазинов, торгующих товарами по сниженным ценам. Поэтому наличие у них на складах залежей товаров, хранимых не в фирменных ящиках, подозрений не вызывает. Как не вызывают подозрений и пищевые изделия с просроченным сроком годности или поврежденными упаковками. Благо, сегодня магазинов, торгующих подобным ассортиментом, пруд пруди.

Скупщики краденого – лишь одно из звеньев в преступной цепи. Часть попавшего к ним в руки товара хорошего качества они сами перепродают компаниям, которые занимаются вторичной упаковкой товаров (repackagers/redistributors). Большая часть товара на складах этих компаний получена законным путем, меньшая – от скупщиков. С изделий, полученных от них, работниками базы-склада изымаются все следы их былой принадлежности, чтобы затем вновь поступить в розничную торговлю. Ирония судьбы, но среди партий товаров, закупленных супермаркетами, средними и мелкими бакалейными магазинами, попадаются и те, которые были из них украдены…

Михаил Трипольский

russian-bazaar

You may also like...