Бензиновый сговор

Очередной скачок цен на бензин эксперты как всегда объяснили загадочными «мировыми тенденциями». В январе стоимость самого популярного – 95-го бензина вплотную приблизилась к отметке 8 грн. Эксперты, как они это часто и делают, стали объяснять рост цен подорожанием нефти. Однако это только часть правды…

По оценкам консалтинговой компании «А-95», около 90% украинского рынка топлива обеспечивается за счет импортных поставок.
Но если наш рынок топлива так чутко реагирует на изменение цен на мировом рынке, почему тогда стоимость бензина в Украине не снижалась, когда нефть дешевела?

Единственный период последовательного снижения цен на бензин в Украине – это вторая половина 2008 года, точнее, время с августа по декабрь, когда топливо подешевело на 17% – с 6,62 грн до 4,89 грн за литр. Однако падение цен на нефть было более глубоким, да и началось на два месяца раньше. Если в июне 2008 года один баррель нефти стоил $143, то в декабре черное золото подешевело уже в четыре раза – до $34,45, то есть на 500%. Да, мы все знаем, что гривна тоже обесценилась – доллар стоил 4,5 грн, а в декабре и до 10 грн доходило. Но если расходы на покупку доллара повысились в два раза, то нефть, которая за эти доллары покупается, подешевела более чем в четыре раза.

Другой яркий пример – это ситуация с ценами в июне 2009 года. Так, с середины июня цены на бензины марки А-95 в Средиземноморье Европы упали на 21%. А в Украине бензин с таким же октановым числом подорожал с 6,4 до 6,7 грн за литр. «Такое впечатление, что дорогой бензин из Европы к нам везут на самолетах, а дешевый – на волах», – иронизировал летом экс-министр топлива и энергетики, народный депутат от фракции Партии регионов Юрий Бойко.

Кто на рынке

Всего в стране шесть крупных нефтеперерабатывающих заводов. Три из них принадлежат группе «Приват» – это «Укртатнафта» (Кременчуг, Полтавская область), «Галичина» (Дрогобыч, Львовская область) и «Нефтехимик Прикарпатья» (Надвирна, Ивано-Франковская область). Еще два – Одесский НПЗ российской компании ЛУКОЙЛ и Лисичанский НПЗ российско-британской компания ТНК-BP. Кроме того, крупным производителем нефтепродуктов является государственный Шебелинский газоперерабатывающий завод.

Нескольким ведущим игрокам договориться о совместных действиях не так уж и сложно. Нет документальных подтверждений сговора трех частных компаний («Приват», ЛУКОЙЛ, ТНК), но в новостях неоднократно сообщалось о том, что Антимонопольный комитет много раз штрафовал небольшие региональные компании за сговор на рынке продажи топлива. Так, в мае прошлого года были оштрафованы две крымские компании – «Атан-Крым» и «Тес-Авто». Всего в прошлом году АМК расследовал 43 дела о нарушении конкурентного законодательства на рынке нефтепродуктов.

Другими словами, мелкие компании легко умеют договариваться об одновременном повышении цен. Поступают ли так крупные игроки? Судя по официальной информации, умеют. Только об этом становится известно не тогда, когда они продают сверхдорогое топливо миллионом простых водителей, а если пытаются обмануть более солидных клиентов.

В декабре 2008 года, когда цена на нефть уже упала более чем в четыре раза, Антимонопольный комитет решил выяснить, почему не дешевеет авиационное топливо. Выяснилось, что три крупных компании «удерживали в аэропорту «Борисполь» цены на авиатопливо на высоком уровне, в то время как мировые цены стабильно снижались». В этот раз Антимонопольный комитет решил по-настоящему оштрафовать торговцев.

Все три заправщика самолетов аэропорта должны были в сумме заплатить 245 млн. грн. Совместное украинско-голландское предприятие «Кребо» (Кременчуг Полтавской обл.) – 125 млн. грн, ООО «ЛУК-Авиа Ойл» (Борисполь Киевской обл.) – 20 млн. грн, «Укртатнафту» – 110 млн. грн. Чем закончилась эта история, не известно. По крайней мере «Укрататнафта», которая входит в группу «Приват», не хотела платить штраф и собиралась судиться с Антимонопольным комитетом.

Что мешает оштрафовать?

История с Бориспольским аэропортом доказывает, что крупные игроки рынка топлива вполне могут договариваться об одновременном повышении цен. Однако такие действия чреваты не только возмущениями потребителей, но и ростом цен на все остальные продукты, что уже крайне невыгодно властям. Почему тогда торговцев топливом не заставят понижать цены? Просто потому, что многие из них стали настолько влиятельны, что с ними вынуждена считаться любая власть, независимо от цвета политической символики и предвыборных лозунгов.

"По нашим оценкам, «Приват» за год нарастил свою долю с 21–22% до 29–30% по количеству АЗС.

Это влияние всегда было сильным, а сегодня оно просто доминирующее, рынок всецело зависит от позиции “Привата”», – говорит директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. Более того, по его мнению, упомянутая группа может использовать манипуляцию ценами на нефтепродукты и в политических целях.

Однако в период между двумя турами выборов торговцы топливом вряд ли будут использовать свое влияние для извлечения сверхприбылей, считает Сергей Куюн. По его словам, в ближайшее время 95-й бензин не будет стоить дороже 8 грн за литр. Той же группе «Приват» вполне хватает побед на остальных деловых фронтах.

К примеру, почти весь прошлый год компания «Укрнефть», управляемая «Приватом», продавала нефть по ценам, намного дешевле мировых. Просто потому, что таким образом днепропетровской группе нужно было обеспечить конкурентное преимущество своим нефтеперабатывающим заводам и автозаправочным станциям. И хотя, по оценкам экспертов, государственная «Укрнефть» не досчиталась из-за этого более $1 млрд., никто не обвинял компанию или ее управляющих в чем-либо противозаконном.

Один только Антимонопольный комитет начал расследование ее деятельности. «Это исследование (о группе «Приват». – «Левый берег») является очень сложным, но я планирую в ближайшее время огласить первые результаты», – говорил исполняющий обязанности главы комитета Александр Мельниченко еще в ноябре прошлого года.

Называть вещи своими именами Мельниченко не позволяла высокая должность. Более откровенно о торговцах топливом высказывался в прошлом году председатель Хмельницкого областного территориального отделения Антимонопольного комитета Украины Виталий Олуйко. По его словам, большинство АЗС идут путем наименьшего сопротивления: владелец создает дочернее предприятие, которому передает все свои заправки, и потом их арендует. Конечно, арендную плату предварительно закладывает в стоимость горючего.

«Как вам «остаповобендеровская» схема?! За границей это классифицируется как недобросовестная конкуренция и соответственно карается», – возмущался тогда чиновник. Судя по всему, все, что осталось государственным работникам, – это возмущаться нечестными схемами. А водителям – слушать очередные сказки о повышении цен на нефть из-за подорожания бензина на украинских заправках.

 

Влад Головин, ЛБ 

You may also like...