Тайванчик: «…К российскому человеку слово «мафия» вообще неприменимо»

Его имя упоминается в десятке публикаций, связанный с так называемой «русской мафией» . Для прессы его имя уже стало нарицательным. Итак, знаменитый «Алик» – Алимжан Тохтахунов. Журналисты неизменно именуют его не иначе, как «Тайванчик». 

Криминальный авторитет, торговец оружием, «правая рука» знаменитого «Япончика». Да что там! Якобы Алик – был его самое доверенной лицо, «смотрящий» в Европе. Да и про самого Алика не раз писали как о «воре в законе», вознося на вершину криминальной иерархии.

Он давно устал отвечать на обвинения. Ни разу не судимый ни в СССР, ни в России, сегодня – он один из самых известных лиц в московской «богемной тусовке», меценат, поклонник большого спорта, неизменно помогающий сразу нескольким федерациям. Но скандал, несколько омрачивший репутацию «любителя спорта», многим все еще памятен. Это случилось во время Олимпиады в Солт-Лейк-Сити, в США в 2002-ом году.

Именно тогда агенты ФБР, прослушивающие телефоны Алимжана, установили несколько странные, на их взгляд, «беседы» с неким «Шевалье» (скорее всего, московским спортивным меценатом, убитым несколько лет назад, Шевалье Нусуевым). В этих, кстати, весьма личных телефонных переговорах речь шла о…распределении мест на пьедестале почета в женском фигурном катании и танцах на льду.

ФОТО: ИЛЬЯ ПИТАЛЕВ
22 июля 2003 года Алимжан Тохтахунов, более известный как Тайванчик, вернулся в Россию, чтобы достойно отдохнуть от почти годичного сидения в итальянской тюрьме. ФОТО: ИЛЬИ ПИТАЛЕВА / Коммерсант

Обвинив Тохтахунова в подкупе судей, а затем еще и попытавшись «свалить» на него и «отмывание денег» русских преступных группировок, спецслужбы сразу двух стран – Италии и США на весь мир отрапортовали о победе над «русской мафией». Правда, спустя несколько месяцев Алика, арестованного в Европе, пришлось отпустить. Доказательств его вины ни по одному из предъявленных обвинений так и не было найдено. Запретив Алику въезд на территорию США и несколько европейских государств, «правосудие» успокоилось. И вот Алик уже несколько лет живет в Москве…

– Вы вкладываете огромные деньги в развитие российского спорта. Разве Вам как бизнесмену это выгодно? Отдача есть?

– Конечно, нет. Это для меня потерянные деньги. Но важнее помочь спорту. Десятки федераций бедствуют. Поэтому есть несколько меценатов, поверьте, нас, таких, очень мало, которые понемногу помогают. Я даже не хотел бы рассказывать, кому конкретно и сколько. Деньги-то относительно небольшие. Пусть спортсмены сами о нас говорят. Я содержу Фонд ветеранов футбола, помогаю инвалидам много. Я же вырос в футбольной среде, сам долго занимался спортом, меня все футболисты знают, и знают, что в помощи я никогда не откажу. Кроме того, наши финансовые компании – спонсоры «Кубка Кремля» по теннису. Всем, кому могу, помогаю. А отдача может быть только одна – медали на Олимпиадах и чемпионатах мира.

– А кто еще вкладывает деньги в российский спорт сегодня? Назовите хотя бы двоих наиболее крупных частных инвесторов?

– Мало кто, конечно. Но я назову. Роман Абрамович, Владимир Потанин. Мы все понимаем, что это выкинутые деньги, но берем на себя перед государством эту ношу. И она, кстати, весьма почетна. Что касается бизнеса, то можно, конечно, нанять хорошего менеджера, чтобы, так сказать, превратить эти инвестиции в выгодное предприятие. Но я знаю только одного человека, который так сделал.

– Роман Абрамович. Но ведь он не купил сборную Чукотки по футболу, а стал владельцем «Челси»?

-Поэтому я и говорю сейчас, что для него это и бизнес, и благотворительность одновременно. Он искренне любит футбол. Поверьте мне. А став владельцем «Челси», он внес огромный вклад в популяризацию футбола во всем мире, и у нас в России – в том числе. Кроме того, он купил для нашей национальной команды тренера Гуса Хиддинга. Ведь именно Абрамович оплатил его контракт. Кто бы еще это смог сделать!

– А государство пока не способно такие проблемы самостоятельно решать?

– После того, как рухнул Советский Союз, когда весь спорт был централизованно организован и финансово поддержан на самом высоком уровне, рухнула и это система связей. Поэтому теперь в богатых регионах, например, в Омске, где есть сильная хоккейная команда, есть таланты, бизнес старается помочь. А как Вы думаете, разве мы бы поднялись на такие вершины в теннисе, на которых сейчас находимся, если бы не частные инвестиции, и не помощь, в частности, Вашего покорного слуги? Было время, когда просто достойные люди приходили и просили – помогите спорту. И я помогал. Хотя повторюсь, если говорить о бизнесе, то это выкинутые деньги.

– Может быть, поэтому, когда говорят о благотворительности в спорте, многие подчас подразумевают обычную «отмывку» капиталов?

– Я вообще не понимаю этот термин «отмывка». Вот я все свое состояние заработал сам. Весь свой бизнес я создавал «с нуля». И теперь меня на Западе, например, пытаются обвинить в «отмывке» денег. Но у них ведь ничего не вышло. Вообще я считаю, что эти мифы раздуты западными спецслужбами. Там о нас до сих пор такое пишут!

– Я читал, например, что даже такого выдающегося спортсмена, борца, неоднократного Олимпийского чемпиона, как Михаила Мамиашвили, европейская пресса обвиняет в том, что он якобы первым в России наладил какие-то контакты с японской «Якудзой»…

– На Западе до сих пор не понимают, что к российскому человеку слово «мафия» вообще неприменимо. Нет у нас мафии, в том числе, и спортивной. У нас другая система координат, другие правила. У нас, например, как считается? Есть «уважаемые» люди. На таких «уважаемых» людях, которые завоевали свой авторитет своими благими делами, поступками, строится весь бизнес, все отношения они решают. Ну, и при чем здесь мафия? Она у них там – в США, в Италии. Но я не знаю, почему они о нас так думают. Вероятно, им выгодно Россию так себе представлять. Но я туда уже пять лет не езжу.

– Вас в какие страны не пускают сегодня?

– Я даже не знаю точно. Никуда, наверное, уже не пускают. Хотя, может, куда-нибудь и пустят. Мне все равно. Я в Америку в жизни не поеду, даже если они меня умолять будут. Я никуда отсюда не собираюсь. Моя Родина здесь, мой бизнес и друзья тоже здесь. Зачем мне туда ехать? Там против нас идет продуманная, спланированная пропаганда. И не только в области спорта. В других областях – то же самое. Мы просто не все знаем. Вы представляете, когда я сидел в итальянской тюрьме, меня следователь про фигурное катание вообще ничего не спрашивал. Я ему говорю – «Вы за что меня задержали? Якобы за подкуп судей, так поговорите со мной о фигурном катании». Он мне отвечает – «а я в фигурном катании вообще ничего не понимаю». Вот и весь разговор.

– Для Вас этот скандал в Солт-Лейк-Сити уже в прошлом?

– Конечно, все забывается. Люди общаются здесь со мной, они видят, чем я занимаюсь. Благотворительность роль играет очень большую. Ну и не всю же жизнь вспоминать ту глупую историю, которая к тому же ничем не закончилась. Ну, подумаете, как я мог каких-то спортивных судей там купить, я же не знаю ни одного. Но я уже устал доказывать правду. Важнее то, что их обвинение на корню развалилось.

– А вот после загадочной смерти тогдашнего Вашего «телефонного собеседника» Нусуева ( убит при выходе из собственного ресторана в начале 2006-го года – АК.) опять участились слухи о «спортивной мафии»?

– Его гибель – это трагедия. Шевалье очень много сделал для спорта. Его смерть со спортом никак не связана. Это все из-за ресторанного бизнеса.

– Машину, в которой находился сын Президента ЦСКА Евгения Гинера, несколько лет назад расстреляли из автомата. К счастью, все остались живы. Но опять пошли слухи…

– Евгений Гинер – это уникальный человек. Создать такую команду, с таким прекрасным главным тренером и человеком как Валерий Георгиевич Газзаев, команду, которая сегодня одна из сильнейших в Европе, ему памятник надо поставить. А у нас, к сожалению, репортеры все время ищут следы мафии. А знают журналисты, что сегодня содержать такой сильный футбольный клуб стоит около 50 миллионов долларов в год? Это же очень сложный бизнес. И не каждому по карману. А хоккейный клуб «стоит» около 25 миллионов. И не дает при этом отдачи. Кстати, помните, про хоккеистов то же самое говорили. Что тоже, мол, с мафией связаны. У кого-то друзья якобы не те, у других – «крыша» какая-то. А ведь это кампания такая в американской прессе была. Цель – сбить цену на «русский легион». И все очень просто объясняется. Так что нужно больше о спорте говорить и о тех, кто ему сейчас, слава Богу, помогают!..

– Если Вы не занимаетесь бизнесом в области спорта, тогда Вы любитель, который просто помогает отечественному спорту. В убыток самому себе. И так же будете продолжать?

– Это мой крест. Долг перед государством. Я добровольно его несу и так же собираюсь продолжать. А денег сам себе заработаю. Мне самому многого не надо.

Андрей Калитин, StopCrime

You may also like...