Криминальные войны: Мамша и его «мыши»

Татарстанские суды завершают рассмотрение первых уголовных дел в отношении участников нижнекамской преступной группировки «мамшовцы». Хотя некоторые из 18 фигурантов еще находятся в розыске, в правоохранительных органах не сомневаются, что в целом «мамшовцы» прекратили существование. 

В криминальной среде «мамшовцы» (под таким названием они фигурировали в милицейских сводках, в народе их называли «мышами») были хорошо известны еще с конца 80-х, но обратили на них внимание лишь в мае 2003 года после покушения на лидера группировки Александра Мамшова по кличке Мамша. Еще пять лет ушло на сбор доказательной базы для возбуждения уголовных дел на участников группировки.

Всего было возбуждено пять дел. «Мамшовцы» обвинялись в причинении тяжкого вреда здоровью, вымогательствах, хищениях и хранении оружия. Судами вынесено уже четыре приговора – в среднем «мамшовцы» получили по 6-7 лет лишения свободы. При этом в правоохранительных органах не сомневаются, что это лишь первая партия «мамшовцев», привлекаемых к уголовной ответственности. Следствию еще предстоит разобраться во всех хитросплетениях их криминальной жизни.

В какой-то мере структура «мамшовцев» была уникальна для Татарстана. В отличие от других группировок они никогда не имели постоянного состава и участие в ОПГ для бригад было добровольным. В разное время в преступное формирование входило не меньше десятка групп: «Е-квартал», «Второшовские», «Тридцатьшестовские», «Бамовские», «Техас», «Площадовские» и другие. При этом участники разных бригад могли даже не знать друг друга.

Главным источником доходов группировки служили хищения продукции «Нижнекамскнефтехима» (кстати, последней каплей, после которой начались аресты «мамшовцев», стала попытка похитить с предприятия продукцию стоимостью 850 тысяч рублей). Кроме того, ОПГ занималась кражами, вымогательствами и «крышеванием» таксистов и проституток.

О лидере группировки Александре Мамшове известно немного: успешный бизнесмен с большими связями правоохранительных органах и госструктурах, по слухам, выдвигавшийся в депутаты в одном из соседних регионов, совладелец бетонного завода в Татарстане, ликероводочного завода в Подмосковье и лесоперерабатывающего производства в Кировской области и в Арабских Эмиратах (где он в настоящее время скрывается).

Очень близкие отношения Мамшов поддерживал с лидерами преступного сообщества «Севастопольские», а также известным набережночелнинским бандитом-коммерсантом Эдуардом Тагирьяновым. В целом группировка вела миролюбивую политику (по крайней мере, в последние годы). И самый серьезный конфликт у Мамшова был только с «вором в законе» Радиком Шафигуллиным и нижнекамским ОПС «Татары».

Об отношениях с «татарами», которым в действительности было за что ненавидеть Мамшова, стоит рассказать подробнее. Изначально обе группировки были в очень хороших отношениях. Основатель «Татар» Иван Стрелков (Стрелок) и Мамшов чурались «воровских» понятий и первоначально группировки им были нужны скорее для расширения сфер влияния и защиты от конкурентов.

Но в 1989 году 29-летний Стрелок все же сел за вымогательство денег у продавцов арбузов на рынке. Стрелков получил 7,5 года заключения. В его отсутствие руководить «татарами» остался авторитет по кличке Пузырь. «Татары» резко криминализовались, так что, вернувшись в 1992 на родину в небольшой отпуск, Стрелок не узнал свое детище, за что и избил Пузыря на глазах участников группировки. Закончилось это низложением Стрелка – в тот же день «татары» обстреляли дверь его квартиры, решив твердо следовать «воровским» идеям Пузыря.

После этого Стрелок уехал досиживать срок, а освободившись в 1997 году, примкнул к «мамшовцам». Мамшов дал ему молодежь, коммерсантов и деньги. Но судьба Стрелка была решена. «Татары» начали охоту на него. Первое время авторитет оставался неуязвим для киллеров, но после трех неудачных покушений Пузырь обратился за помощью к участникам казанской ОПГ «Жилка», с которыми был в приятельских отношениях. Убийство Стрелка исполнил руководитель бригады «жилковских» киллеров Андрей Перевицких (Арнольд). Авторитета выследили в родном селе Тихоново Менделеевского района, где он собирался купить дачу. Под прикрытием трех «татар» Перевицких расстрелял Стрелка прямо напротив здания Совета местного самоуправления. Стрелок скончался на месте, его телохранитель получил тяжелые ранения.

По всей видимости, не желая ввязываться в криминальную войну, Мамшов не стал мстить за Стрелка, тем более что «татары» также успокоились, а спустя два года двое неустановленных автоматчиков расправились с Пузырем (убийство остается нераскрытым).

Позже уже другой товарищ Мамшова Эдуард Тагирьянов попытался расправиться с одним из лидеров «Татар» Сухим. В 2003 году Сухой попытался «крышевать» Тагирьянова, который строил в Нижнекамске казино. В ответ через несколько недель «тагирьяновские» киллеры совершили покушение на Сухого, убив при этом его водителя-телохранителя.

В это же время на «Татар» с идеей ликвидации Мамшова вышел российский «вор в законе» Радик Шафигуллин по кличке Татарин (в Татарстане известный как Чича). Он попытался взять под свой контроль Нижнекамск и организовать здесь «воровской» общак. Однако Мамшов заявил, что ему вполне достаточно уже имеющегося «смотрящего» за городом Валеры Деревянного (которого он поддерживал) и Татарин здесь лишний.

В результате Чича стал уговаривать «Татар» ликвидировать Мамшова, объявив, что именно Мамшов организовал покушение на Сухого. «Татары» согласились, но не сразу, памятуя, что у Мамшова есть покровители в лице самого влиятельного татарстанского криминального сообщества «Севастопольские».

Убить Мамшова должны были киллеры кузнецкой ОПГ «Агафоновские» (поддерживавшей Татарина). «Татары» лишь обеспечили их оружием и транспортом, выделив два автомата и два автомобиля. На одном из авто киллеров привезли на улицу Корабельная, где жил Мамшов. Там их уже ждал другой автомобиль с фальшивыми номерами. Утром Мамшов, как обычно, вышел из дома и уселся вместе с двумя телохранителями в машину, чтобы отправиться на работу. Однако на выезде со двора дорогу перекрыл автомобиль с киллерами и они открыли огонь из автоматов. Отстрелявшись, киллеры оставили автоматы в машине, облили ее бензином, подожгли и уехали на второй машине. Как оказалось, погибли только телохранители Мамшова, а сам он отделался ранениями, с которыми и попал в больницу (откуда вскоре сбежал).

Ответить «мамшовцы» не успели, поскольку «татар» начали арестовывать. Зато с уходом «татар» они стали полностью контролировать хищения продукции с «Нижнекамскшины» и «Нижнекамскнефтехима». Впрочем, «мамшовцы» и до того неплохо «кормились» на нефтехимии, но на паях с «татарами». Разница между ними была лишь в том, что «мамшовцы» действовали подкупами и уговорами, а «татары» – угрозами.

В 2000 году «мамшовцам» удалось взять под «крышу» коммерсанта по кличке Фикса, который занимался хищениями продукции «Нижнекамскнефтехима». Фикса подкупал сотрудников предприятия, изготавливал поддельные документы, нанимал водителей с автобойлерами для вывоза похищенного. У коммерсанта как раз возникли проблемы с другими ОПГ, поэтому он довольно охотно согласился работать с менее кровожадными «мамшовцами».

В результате совместные хищения нефтепродуктов стали еще успешнее. «Мамшовский» куратор сопровождал нанятые автомашины до ворот «Нижнекамскнефтехима», после чего передавал водителям поддельные документы и ожидал загрузку, а затем охранял их в дороге. Причем если при выезде из города их останавливали милиционеры, он звонил кому-либо из лидеров группировки и те решали вопросы на месте.

Впрочем, проблемы все же возникали. Иногда о готовящемся хищении в милицию сообщали конкурирующие группировки, иногда их удавалось пресекать службе безопасности предприятия. Начальника смены охраны одного из цехов, мешавшего в хищении продукции, «мамшовцы» вынуждены были ликвидировать.

Мужчина (ранее работавший в дежурной части Нижнекамского УВД), став начальником смены охраны, по неофициальным данным, заявил «мамшовцам», что они будут ему платить за хищение продукции. Поначалу «мамшовцев» это устраивало. Но потом начальник смены попытался повысить плату, а получив отказ, пригрозил «мамшовцам» проблемами с милицией. И в итоге в июле 2004 года автомашины «мамшовцев», вывозившие похищенную с предприятия продукцию (стоимостью более 300 тысяч рублей), были задержаны. В ответ один из лидеров «мамшовцев» приказал избить начальника смены так, чтобы он попал в больницу, а потом еще и сжечь его дачу. Однако «торпеды» перестарались – начальника смены подкараулили около его дома на улице Вахитова и забили битами, после чего он скончался в больнице…

Одно из самых серьезных обвинений, выдвинутых против «мамшовцев», связано с расстрелом участников группировки «Бродвеевские», в ходе которого два человека были убиты и четверо ранены. Летом 1996 года коммерсант «мамшовских» взял у своего коллеги, работавшего под «крышей» «бродвеевских», металлические трубы, пообещав расплатиться автомобилем «Нива». Но затянул оплату. А потом попросил «мамшовцев» надавить на кредитора. Между братками было несколько «стрелок», но договориться они так и не смогли.

В результате на сборы «бродвеевских» нагрянули пятеро вооруженных «мамшовцев». Они должны были «наехать» на оппонентов и в случае чего пострелять в воздух. Но вместо этого открыли огонь на поражение. Один «бродвеевский» был убит на месте из помпового ружья. Другие бросились врассыпную. Получив ранение, еще один «бродвеевский» попытался спрятаться в подъезде. За ним последовал «мамшовский», однако обнаружил, что в его «маузере» кончились патроны. Тогда он выбежал на улицу, взял у сообщника ПМ и добил раненого. Через неделю «бродвеевские» ответили «мамшовцам» обстрелом, инициировавшего разборку коммерсанта. Мужчина отделался испугом и вскоре уехал из Нижнекамска. Задержать удалось только одного из «мамшовцев». В 1997 году суд приговорил его к 10,5 года лишения свободы. Второго поймали спустя 12 лет.

В другой раз «мамшовские» перестарались, когда один из их лидеров по кличке Каратист приказал наказать своего шурина. У Каратиста была сестра, страдавшая психическим заболеванием. «Мамшовский» решил устроить ее жизнь и сосватал за нижнекамского коммерсанта. Но болезнь женщины от него утаили. Естественно, без приема необходимых лекарств у нее возникли осложнения. Между супругами начались регулярные скандалы. На претензии Каратиста шурин лишь отвечал, что его обманули, не рассказав о психическом заболевании жены. В конце концов он избил ее и в сентябре 2002 года отправил в психоневрологический диспансер. На следующий день на него напали двое «мамшовцев». Сначала они били коммерсанта по голове бейсбольной битой. А когда она сломалась, металлическим прутом…

Едва не закончилась убийством попытка трех «мамшовцев» наказать двух бывших товарищей за выход из группировки. Зимой 2001 года они заставили их есть в свою машину, избили, причем одному нанесли ножевое ранение в живот. Затем мужчин посадили в багажник, а потом несколько часов держали запертыми в подвале…

В настоящее время пятеро «мамшовцев» находятся в розыске. В том числе все лидеры группировки. С началом расследования Мамшов скрылся. По данным правоохранительных органов, он находится в Арабских Эмиратах. Впрочем, даже если беглеца задержат, предъявленные ему заочно обвинения вряд ли потянут на реальный срок. В сентябре 2008 года, когда решено было провести задержание авторитета, оперативники нашли лишь его Lexus. Личный водитель Мамшова пояснил, что босс скрылся за границей. Впрочем, в салоне автомобиля обнаружили 2,6 грамма гашиша и гранату РГО (в связи с этим он сейчас и разыскивается). В настоящее время материалы на розыск Мамшова переданы в Интерпол.

Андрей Шептицкий, Россия, ВиД

You may also like...