История Крыма-бандитского: «Грузин» беспредельничал под защитой правоохранителей

На протяжении 1994 — 1998 годов в Алуште и Партените действовала организованная преступная группировка под предводительством Валерия Санькова, по прозвищу Грузин. Успешное существование этой банды на протяжении почти пяти лет стало возможным из-за бездействия, а в отдельных случаях прямого попустительства и даже пособничества местных правоохранительных органов. 

Автор: ЮЛИЯ ИСРАФИЛОВА, Первая Крымская

«Сейлемовский» пацан

Валерий Николаевич Саньков, по кличке Грузин (1970 года рождения, уроженец поселка Эрсакон Карачаево-Черкесской автономной области), вошел в историю крымского бандитизма как «сейлемовский беспредельщик». В течение нескольких лет он терроризировал Южный берег Крыма, в том числе поселок Партенит, в котором жил. Поначалу наглый и дерзкий Грузин состоял в бригаде Виктора Ковальчука, занимавшейся рэкетом. Валера, попав в банду, сразу стал бороться за лидерство, и ему это удалось: когда Ковальчука в 1993 году посадили, Саньков занял его место.

В банде Грузина, по информации правоохранителей, состояли 23 человека. Вот основные из них: киллеры Владимир Погорелый (Гудок), Валерий Пахарь (Киевский), Андрей Синяков, Шамиль Хиштилов, Виталий Чайкун. Хранителем оружия банды был Владимир Скрипка, его перевозчиком — Дмитрий Шестаков. Сбором дани с предпринимателей занимались Константин Мисевич и Александр Чернышов, а ее выбиванием из непокорных клиентов — Александр Чайкун, Дмитрий Широков, Николай Бибик, Андрей Серогодский и Александр Пальок. Остальные члены банды были рядовыми бойцами, или, как их называли, «пехотой». Был еще и личный водитель Грузина — Вячеслав Казанцев, который также передавал задания шефа браткам.

Деньги бандиты зарабатывали банальным способом — рэкетом. В курортном городке делать это было очень просто. Бандиты Грузина обложили данью все коммерческие точки: рынок, магазины, торговые палатки, кафе и рестораны, взимая с каждого предпринимателя ежемесячно по 100 — 200 долларов. Тот, кто сопротивлялся, имел крупные неприятности: его избивали, уничтожали имущество и даже убивали.

«Доблестные подвиги»

Список убийств, выполненных руками грузиновских братков, велик. Начал Саньков с конкурентов. Так, к примеру, в начале зимы 1994 года Валера поручил своим киллерам убрать «греческого» бригадира Газимагомедова. 14 декабря около 9 часов утра он вместе со своим водителем Харченко, выйдя из лифта и увидев вооруженных людей, выбежал на улицу. Харченко это сделать не успел, убитый несколькими выстрелами из пистолета ТТ, которые совершил Пахарь. Такая же судьба ждала и самого Газимагомедова. Он нарвался на автоматный огонь, который открыл по нему сидящий в автомобиле Погорелый.

Чуть позже был убит директор спортивной школы каратэ «Спартак» Сивцов. Потом Саньков будет рассказывать следователю, что мотивом убийства стало то, что в Ялте, проезжая на своем автомобиле, он рядом с домом Сивцова неосторожно прижал его к стене, за что последний его избил. Далее по приказу Грузина Скрипка дал Погорелому и Виталию Чайкуну пистолет с глушителем, а вместе с ним приказ убить обидчика. Сивцова расстреляли около часа ночи в подъезде его дома на ул. Чернова в Ялте, выпустив в него всю обойму. Он умер на месте, а два киллера получили «премию» в размере 2 тыс. долларов.

Следующее убийство, добавившее кровавого опыта молодой банде, произошло в июле 1995 года на «романтической» почве. Однажды вечером в середине августа 1995 г. любитель женщин Валера познакомился с девушкой, приехавшей в Крым отдыхать со спутником. Грузин затащил туристку в свой «Мерседес» и повез в один из баров в Гурзуфе. Погуляв до 2 часов ночи, Саньков привез девушку домой, где его встретил ее друг — Сергей Король.

Между мужчинами произошла ссора, во время которой Грузин получил по физиономии. «Пострадавший» приказал своему водителю Казанцеву собрать банду. Король, понимая, что дело может плохо кончиться, посадил девушку в машину и рванул на трассу. Саньков начал его преследовать на БМВ и на большой скорости сбил машину. Шофер потерял управление, и авто с огромной силой ударилось о деревья. Девушка погибла на месте. Скоро на месте автокатастрофы собрались пятеро членов банды, вооруженных пистолетами. Раненого Короля начали зверски избивать ногами, а потом погрузили в багажник, отвезли к берегу в Карабахе и выбросили в море.

Не отставали от своего вожака по части пролития крови на любовном фронте и другие члены банды. В октябре 1996 года девушки братков поругались со своими знакомыми: супругами Савгир, Наздраевым и Глушко. Обидчикам бандитских джульетт решили отомстить, организовав на них нападение. Семеро братков подошли вечером к дому на ул. Виноградной в Алуште, вытащили из него супругов Савгир и начали избивать металлическими трубами, выбивая адрес другого «злодея» — Глушко. Затем мужа и жену запихнули в машину и увезли к памятнику Героям войны на ялтинской трассе.

Туда же скоро привезли Глушко, и вновь началось побоище. Оно продолжалось и когда несчастных, сняв с них все ценное, привезли в подсобное помещение «Гриль-бара» в Партените. Затем полуживых людей заперли в одном из вагончиков на автостоянке «Стандарт», оставив на «попечение» работника стоянки — некоего Кутько. Всю ночь с 12 на 13 октября этот бандит продолжал избиение. Все кончилось тем, что он так затянул веревку на шее Глушко, что задушил его. Утром приехали «грузиновцы», забрали труп и закопали в лесу у села Запрудного. Супругам Савгир повезло больше — их через некоторое время отпустили.

25 июня 1996 года Бибик и Широков решили ограбить и убить жителя Партенита Сапарова. Найдя его в баре «Мальборо», они вывели жертву на улицу и начали избивать ногами, стараясь бить по голове. Скоро человек потерял сознание. Вытащив у него из кармана деньги, они потащили Сапарова к морю. Здесь ему затолкали в рот кляп, сделанный из рукава его собственной рубашки, и выбросили в море, понимая, что совершают убийство.

Также по команде Валеры Грузина в 1997 году в селе Залесье Симферопольского района были убиты Каталинов и Борку, в 1995 году в Киеве — Мурлыкин и Резник, в 1997 году в Харькове — гражданин Кравченко, в 1996 году в Умане — Воронов, в 1997 году в Кривом Роге — Сергиенко.

Как известно, роковым для Грузина оказалось убийство в декабре 1997 года председателя правления института «Крымагропроект», гендиректора АО «Динатос» Сергея Прокопьева. 15 декабря 1997 года Погорелый и Скрипка доставили к месту будущего преступления двух киллеров: Пахаря и Чайкуна, а сами отъехали в условленное место. Обязанностью двух других бандитов было подвезти киллерам оружие и ждать их в «Ниве» на улице Жукова.

Получив два пистолета, те спустились вниз по улице и спрятались в темном углу рядом с домом Прокопьева на ул. Новаторов, ожидая его приезда. Когда Прокопьев подъехал к дому и стал выходить из машины, они выскочили из укрытия и открыли стрельбу. Получив несколько пуль в область груди, Прокопьев скончался. Зато повезло его водителю Павленко. У стрелявшего в него Чайкуна заклинило пистолет. Пока он возился с оружием, водитель спрятался за колесом авто, притворившись, что убит. Выяснять, так ли это на самом деле, времени уже не было.

Бросив по дороге оружие, киллеры подбежали к «Ниве», там переоделись, чтобы затем сжечь одежду. Потом они пересели в микроавтобус с Погорелым и Скрипкой и отправились в Угловое, где их ждал главарь банды. Домой в Партенит, чтобы запутать милицию, бандиты поехали по горной дороге. В пути Саньков выдал «премию» киллерам — по 2500 грн. каждому.
Понятно, что Валера Грузин не имел никаких личных претензий ни к Прокопьеву, ни к другим не последним людям Крыма и Украины. Убийства высокопоставленных лиц были явно заказными.

Менты пособничали?

О «подвигах» страшной банды знали все, в том числе и милиция. Более того, чуть ли не наполовину ОПГ Грузина состояла из бывших и даже действующих правоохранителей. Говорят, одни были внедрены в банду самими ментами, дабы сливать последним информацию, другие попросту занимались криминалом, используя профессию в корыстных целях.

К примеру, таковым оказался член ОПГ Грузина Андрей Т-в. Сначала он работал в налоговой, потом в милиции, а затем был за мечен в том, что облагал обменные пункты Симферополя данью. Когда высшему начальству Т-ва поступила информация о том, что сотрудник такого важного милицейского ведомства является членом банды Валеры Грузина, Т-ва пустили в разработку. Арестовали его в аэропорту, когда он пытался продать автомат и патроны. На допросах выяснилось, что он уже давно занимался реализацией оружия.

Первая попытка положить конец банде Грузина была предпринята правоохранителями лишь летом 1997 года, когда началась тотальная война против «Сейлема». Санькову тогда удалось сбежать, открыв стрельбу по милиционерам. Взяли его только через год в селе Найденовка Красногвардейского района.

Почему же на протяжении нескольких лет правоохранители закрывали глаза на деятельность ОПГ Грузина? И этому есть прямые доказательства, причем их список более чем внушителен. Так, к примеру, 17 августа 1994 года на городском пляже Партенита в автомобиле Санькова работниками милиции был обнаружен и изъят пистолет вальтер и 6 патронов к нему. 27 августа того же года по данному факту было возбуждено уголовное дело. А 27 сентября следователем алуштинского ГО старшим лейтенантом М. расследование было приостановлено в связи с «неустановлением лица, совершившего преступление».

14 августа 1995 года было возбуждено уголовное дело по факту вымогательства личного имущества гражданина Турчина, совершенного Грузином и Гудком. 27 февраля того же года старший следователь по особо важным делам следственного управления ГУ МВД Украины в Крыму майор милиции П. с согласия бывшего прокурора Алушты Ч. прекратил расследование.

22 августа 1995 года следователь алуштинского ГО капитан милиции Ш. возбудил уголовное дело по факту гибели в ДТП гражданки Бойко, о котором мы писали выше. 7 декабря по согласованию с бывшим прокурором Алушты капитан милиции прекратил данное дело на том основании, что водитель «Фольксвагена» Король превысил скорость, не справился с управлением и совершил наезд на дерево, в результате чего Бойко получила телесные повреждения, от которых скончалась на месте.

Даже несмотря на то, что, как известно, после ДТП Король был избит неустановленными лицами, вывезен на берег пансионата «Береговой» в Алуште и убит, расследование ДТП было прекращено. И только 14 октября 1998 года прокурор Алушты вынесла постановление об отмене постановления о прекращении уголовного дела, так как при расследовании уголовного дела о преступной деятельности банды Грузина выявлено, что гражданка Бойко была изнасилована бандитами, спасаясь от которых Король развил высокую скорость движения. Лишь после выстрела преследователей автомашина свернула влево и разбилась о дерево. Именно тогда Бойко получила смертельную травму, а Короля бандиты утопили в море.

В июне 1996 года членами банды Грузина в Партените было совершено убийство гражданина Сапарова. По данному факту алуштинским следователем С. 26 июня 1996 года было возбуждено уголовное дело, которое 14 ноября 1996 года по указанию бывшего прокурора Алушты Ч. было прекращено. Правда, 4 июня 1997 года, когда на Грузина началась милицейская охота, данное постановление было отменено новым прокурором Алушты, приобщено к уголовному делу о банде Грузина и направлено в суд.

При этом следователь алуштинского ГО С. 16 июня 1997 года был уволен из органов в связи с привлечением к уголовной ответственности. 14 июня 1997 года два работника алуштинского ГО, выполняя постановление следственных органов, пытались задержать Санькова, при этом активное сопротивление милиционерам оказал член банды Шатохин.

Прокуратурой Алушты 21 июня 1997 года по данному факту было возбуждено уголовное дело, Шатохин был задержан и арестован. Но 25 сентября того же года начальник отдела по надзору за следствием прокуратуры АРК М. вынес постановление об изменении меры пресечения на подписку о невыезде. А в итоге суд вынес Шатохину оправдательный приговор.

20 января 1997 года водитель Шатохин совершил ДТП, в результате которого пострадал Вирников. 30 января того же года следственным отделением алуштинского ГО по данному факту было возбуждено уголовное дело. А 14 мая 1997 года следователь алуштинского ГО подполковник милиции П. с согласия бывшего прокурора Ч. прекратил дело с передачей Шатохина на поруки.
Но правоохранительная «лафа» для Санькова закончилась в 1998 году — его все-таки арестовали.

Правоохранителям удалось доказать около 40 эпизодов преступной деятельности банды, в том числе 5 умышленных убийств, 2 покушения на умышленное убийство и еще 32 преступления — грабежи, разбой, вымогательство. Самые кровавые бандиты, Валерий Саньков и Валерий Пахарь, были приговорены к высшей мере — пожизненному заключению. Однако, как известно, Грузину не пришлось долго «париться на нарах» — он умер в камере (вернее, в этом ему помогли). Наверное, слишком много знал. И о сотрудничестве с правоохранительными органами тоже.

You may also like...