Легендарные драки и разборки: большая война в Юрмале с отрезанными головами

В понедельник, 5 апреля 1993 года Латвия вздрогнула: утром, на окраине Юрмалы в местечке Бабите, в 10 км от Лиелупского моста, в лесу — в полусотне метров от дороги были обнаружены зарытые в землю трупы троих мужчин. Все трое исчезли еще 6 марта. У всех троих были черепно-мозговые травмы. 

1993-й год. Большая война в Юрмале с отрезанными головами

«В мае зарплата сотрудников прокуратуры была понижена. Как и все бюджетные организации, прокуратура лишилась доплаты на отопление. Следователи продолжают уходить в коммерческие структуры, где юристы получают на порядок больше при гораздо менее опасной работе. В июне уйдут еще трое. И удерживать их нечем. В прокуратуре не хватает людей…» — это цитата из нашего интервью с начальником прокуратуры ЛР по особо важным делам Эриком Калнмейерсом в мае 1993 года.

Такой был фон к всплеску преступности середины 90-х. И, как мы видим, ничего не меняется в этом мире: в нашем 2010 году снова всплеск преступности, с одновременным понижением зарплат в прокуратуре 🙂

Г-н Калнмейерс рассказал нам тогда, что пока нет ни одного реального доказательства, что именно Александр Гитченко (Гитлер) участвовал в тех 5-8 нашумевших убийствах с отрезанными головами, которые ему приписывают. Имеются пока только косвенные улики… Забегая вперед, скажем, что улики реальными так и не стали: Гитлера убили, а всерьез разбираться с его делом, как вы уже поняли, уважаемые читатели, было особо некому.

В той разборке весной 1993 года силы были неравны изначально. С одной стороны — Гитченко («Гитлер») с соратниками, простой тюремный беспредельщик, а с другой — по тем временам мощная кооперативно-силовая структура «Пардаугава».

В понедельник, 5 апреля 1993 года Латвия вздрогнула: утром, на окраине Юрмалы в местечке Бабите, в 10 км от Лиелупского моста, в лесу — в полусотне метров от дороги были обнаружены зарытые в землю трупы троих мужчин. Все трое исчезли еще 6 марта. У всех троих были черепно-мозговые травмы. Но не они стали причиной смерти. Все они были убиты из ружья. Стреляли в сердце в упор. Очевидно, перед смертью их оглушили. В трупах были обнаружены заряды дроби. Одним из убитых был 18-летний Р., охранник кафе «Зодиак», вторым — работник фирмы «Парагон» Наиль (1955 г. рожд.) и третьим — приехавший из Казани Амир (1959 г. рожд.). Тела погибших были найдены после звонка жене Наиля. Звонивший указал не только место погребения, но и назвал имя человека, причастного к смерти, — Александр Гитченко.

Были обнаружены в Лиелупе и еще два трупа, один из которых расчленили — голова и ноги отсутствовали…

В общем, события в Юрмале оказались настолько кровавыми, что в апреле потребовалась специальная пресс-конференция в Госполиции для журналистов.

Тогдашний начальник криминалки Лаймонис Лиепиньш объяснил все происходящее в Юрмале «войной за сферы влияния».

По его словам, главные действующие лица этой войны были такими: «беспредельщик» Александр Гитченко и «силовые структуры» фирмы «Пардаугава».

Г-н Лиепиньш уточнил также: во время обыска в офисе фирмы «Пардаугава» были обнаружены пневматический пистолет, переделанный под малокалиберные патроны, 28 патронов от пистолета Макарова, восемь электрошоков, самодельный револьвер и самодельные патроны. При осмотре машин, подъезжавших к концерну «Пардаугава», было изъято еще оружие.

Однако вопрос журналистов: «Есть ли конкретные уголовные дела против руководства «Пардаугавы» — повис тогда в воздухе. Дел еще не было.

Все закончилось внезапно — Гитченко из Юрмалы исчез. Можно только догадываться, какие силы были брошены против Гитлера, если он вынужден был немедленно уносить ноги из Юрмалы. След его был потерян. И обнаружился при весьма странных обстоятельствах.

27 апреля на Юрмальском кладбище хоронили человека. Провожавших его в последний путь почти не было. Покойного хоронили в закрытом гробу. Спустя некоторое время появилась информация: похоронили Александра Гитченко.

Якобы скрывшись от преследователей, он появился в Гомеле у своего приятеля. Во время одной из попоек разразилась ссора, и приятель, недолго думая, застрелил своего собутыльника… Как было на самом деле, сказать трудно.

«Война с Гитлером» была наиболее крупной разборкой за все годы «беспредельных 90-х». Считается, что в ходе боевых действий свою смерть нашли около 15 человек. Однако до суда никаких материалов не дошло.

Год 1995—1996. Резня в «Лиго» и «Ливонские хроники»

Серьезные бизнесмены ходят в малиновых пиджаках — с мобильником напоказ. Он носится в левой руке, слегка отставленной в локте, чтобы все видели. Тогдашний мобильник — это такой прямоугольный ящичек с ручкой и висящей на нем с трубкой, довольно большой по размерам и довольно тяжелый. Современные лап-топы бывают и поменьше… Тот громоздкий и неудобный ящик, сами понимаете, был отнюдь не для простых смертных. Стоил от 300 до 600 латов.

Эра «цветных металлов» уже заканчивается, «попилили» почти все останки «советских монстров». Зато продолждается эра вкладчиков и только-только началась «Латвийская швейцария». Банки плодятся как грибы. Лат — крепок и почти в два раза дороже доллара. Такова позиция несгибаемого президента БЛ Эйнара Репше.

Опорные точки «чаковских» сутенеров в то время были не в Интернете, как сейчас, а в кафе «Майя» (угол ул. А. Чака и Артилерияс) и в кафе «Айя» (угол ул. А. Чака и Гертрудес).

Торговля «стволами» к этому времени уже цивилизовалась. На рынке Латвии появилось несколько частных компаний, занимающихся куплей-продажей оружия и амуниции. Что интересно: занимаются они не только клиентами в Латвии, но и серьезной продажей оружия за рубеж. В период с 1995-го по 2000 год частники экспортируют оружие на 2,013 млн латов.

Характерный штрих: в Латвии в это время появилось и торговое представительсво республики Ичкерия.

Специализация ресторанов и кафе — к тому времени частных — окончательно определилась. Список возможных приключений клиента зависел от репутации и профиля заведения.

Особо стоит упомянуть о таком шумном заведении, как «Лиго» на ул. Бривибас, которое в свое время больше ассоциировалось с полицейскими сводками, чем с бифштексами и пельменями. Там регулярно бились стекла, спонтанно возникали стрельба и мордобой. В январе 1995 года в «Лиго» зарезали двух завсегдатаев — приятелей Клопа (Яниса Кальвы).

Дело было так: 4 января в 18.30 в кафе «Лиго» находилась барменша и двое посетителей — неоднократно судимые Владимир Корныш (1960 г. р.) и Бруно Бандонис (1965 г. р.). Далее, по одной из первых версий, в кафе вошли трое лиц «кавказской национальности». Около 10 минут кавказцы мирно беседовали с Корнышем и Бандонисом, после чего один из якобы южан подошел к барменше и посоветовал: «хочешь жить — спрячься в конуру». Барменша тут же убежала в подсобное помещение, а через какое-то время выглянув наружу, обнаружила, что два ее постоянных клиента лежат на полу бездыханными. Бандонис получил три удара ножом в область позвоночника, от которых умер на месте, а Корныш — один, тоже в позвоночник. Корныш скончался через несколько часов в 1-й городской больнице.

Однако по уточненной версии (наши комментаторы нам указали на нее), кавказцев там не было вообще. Корныша в почку ударил ножом Бандонис. У последнего вырвал нож соратник Корныша. Он же нанес Бандонису множество ножевых ранений. За что позже был судим.

…Не менее знаменитым в то время был и бар «Ливония» в Вентспилсе. Мы там побывали: затрапезный погребок со стойкой и несколькими столами — смотреть не на что. Но тогда он был одним из самых известных заведений Вентспилса. Ибо его хозяин попытался спорить со всесильным городским авторитетом Худо Игнатсом.

В середине сентября 1995-го хозяин бара приехал на своем желтом «порше» в Ригу. Обратно в Вентспилс он уезжал на поезде. В промежутке между этими двумя событиями хозяин «Ливонии» заехал на Домскую площадь, где его вытащили из окна машины, бросили неподалеку, а «порше» угнали.

Спустя неделю в баре «Ливония» сотрудники Полиции безопасности задержали городского авторитета Х. Игнатса и двух его коллег. Задержание сопровождалось дракой, поломанной мебелью и проломленным черепом, а через несколько дней — статьями в местной прессе «о бесчинствах полиции». По некоторым данным, полицейские в тот раз помешали Худо получить с одного из своих «подопечных» около 2000 долларов.

После этих событий бар на какое-то время затих. Но через два месяца под залог в несколько десятков тысяч латов был выпущен на свободу Худо Игнатс, и у хозяина бара дважды пытались угнать новую машину.

В марте 1996-го «Ливония» в буквальном смысле прогремела вновь. В два часа ночи в задней кирпичной стене бара раздался взрыв, результатом которого стала дыра размером два метра на полтора. Жертв не было, если не считать охранника, который некоторое время пребывал в шоке. Как он заявил чуть позже, на вопросы полиции отвечать не будет — у него контузия…

Год 1998. Стрельба в «Сените»: ранен Клоп

Это год российского дефолта: латвийская «пищевка» имеет проблемы, безработица подросла. Но в стране — стабильность, за доллар дают 0.576 лата. И по рейтингу ООН 98-го Латвия занимает третье место среди стран Центральной и Восточной Европы по объему привлеченных инвестиций — 169 долларов на одного жителя страны. Вопрос только, куда же вкладывались эти деньги? Прошло 12 лет — и что же мы имеем…

Самое громкое ЧП того года случилось вечером в воскресенье 13 сентября на ул. Базницас. В одном из номеров при кафе «Сените» была назначена встреча для серьезного разговора. Список приглашенных: авторитет Янис Кальва (Клоп), его «младший партнер» Александр Ксендзов (Муля), Айгар Логинов (Гарайс), Николай Стефанович (Стефан), Хенрийс Ливманис (Хан), Гунар Зейлюкс и Виктор Романов.

В повестке дня значился разбор конфликта, случившегося между Клопом и Ханом в клубе «Пепси-форум».

И вот, Кальва с Мулей входят в «Сените», Кальва берет ключ от отдельного кабинета и выходит на улицу — вход в кабинет расположен с внешней стороны. И тут — вместо переговоров начинается стрельба. Один из нападавших был вооружен автоматом Калашникова, а другой — пистолетом ТТ. Кальва ранен в грудь, руку и голову, а Ксендзов — в грудь, горло и обе ноги. После стрельбы преступники бросили оружие в ближайшей подворотне и скрылись. Обойма автомата была пуста, в ТТ патроны еще были.

Результат: Ксендзов скончался на операционном столе, Кальва — выжил. Именно после этого у него появился белый Lincoln Town Car с именным номером LUCKY (счастливчик).

Чуть позже Клоп нам дал интервью с прояснением деталей конфликта. Приведем из него два фрагмента (цитируется по газете «Час» от 13. 11. 98):

«— Тот человек, с которым у меня вышла ссора из-за покушения, был пьян и приставал к женщинам. Пришлось поставить его на место… Потом была встреча в «Сените». Кстати, вы тогда неправильно писали, что, пытаясь добежать до машины, я спрятался за телефонную будку. Никуда я не прятался. У меня нет какой привычки — прятаться. Стрельба велась в помещении, стреляли прямо мне в лицо. Выбираясь наружу, я успел отдать какому-то мальчику «мобильник», чтобы тот вызвал «скорую». И потерял сознание на асфальте. При чем тут будка?»

В заключение Кальва попросил сообщить читателям: он не занимается торговлей оружием, наркотиками и проститутками. У него вполне легальный, риелторский бизнес. Кстати, покойный Ксендзов тоже был риелтором, его партнером.

«Наша фирма находит помещения, берет их в аренду, а затем перепродает право аренды другим лицам. Но мне всячески пытаются в этом помешать. Например, нам отказались открыть счет в Hansa-bankа, а мотивировали это тем, что я буду через этот счет отмывать грязные деньги. Но, несмотря на это, мы открыли счет в другом банке и сейчас успешно работаем. Кроме того, мы создаем в настоящее время профсоюзы…»

Чуть позже были названы подозреваемые в убийстве Ксендзова и покушении на Кальву: Хенрийс Ливманис, Гунар Зейлюкс, Виктор Романовс, Николай Стефанович и Айгар Логинов. Но Ливманис и Романовс ушли в бега. Зейлюкс был застрелен в апреле 1999 года. И только дела Стефановича и Логинова дошли до суда. Однако в ходе следствия им удалось вменить только одно: недонесение.

Это было самое начало «эпохи риелторов». Цены на недвижимость росли, но еще умеренно.

Год 2000. Солнцевские и убийство Валерия Берлина (Цыгана)

В пятницу, 14 января 2000 года, в 20.30 около своего подъезда в Иманте был застрелен известный криминальный авторитет Валерий Берлин (известный также как Цыган). «Теперь в Риге остались только двое лидеров такого же высокого ранга: Иван Харитонов и Борис Райгородский, — писала тогда газета «Бизнес@Балтия». Чем фигура Валерия Берлина по-своему уникальна? Неожиданно длинным шлейфом публикаций в бизнес-изданиях. Что и понятно: Валерий Берлин относил себя уже к новой эпохе — он активно вкладывался в легальный бизнес. К моменту гибели ему принадлежала таксофирма, парк которой составлял 19 машин. В ближайших планах его было возведение своего павильона на Центральном рынке. Более того: ему приписывали бунт против московских авторитетов с отчислениями во «всесоюзный общак».

Валерий Берлин был дважды судим: в 1983 г. за кражу (4 года — условно) и в 1989 г. за вымогательство (получил 6 лет, но отбыл только 3 года). В 1993 г. вместе с Харитоновым учредил фирму Amstrig, в 1994 г. вместе с Юрием Полковниковым — Baltika termo.

Первый раз его пытались убить в 1997 году — в подъезд подкинули 2 кг пластиката (что можно назвать взрывчаткой в особо крупных размерах). Результат: телохранитель Юрий Суботьяло получил легкие ранения, друг детства Вячеслав Костырев оказался просто оглушен, а Цыган был тогда серьезно ранен — он лишился одного глаза и чуть было не потерял слух.

На это событие откликнулась даже российская газета «Коммерсантъ»:

«Генеральный прокурор Латвии Янис Скрастыньш выступил с сенсационным заявлением. По его данным, солнцевская преступная группировка пытается заставить местных бандитов ежемесячно платить в ее «общак». Судебный процесс над харитоновской бригадой тянется уже целый год… Тем временем уполномоченный Харитона Валерий Берлин (Цыган) солнцевским платить перестал. По данным латышской полиции, Берлин принадлежал к бандитам «новой формации».

Он считал, что пора отказываться от традиционного рэкета — доходного, но опасного вида преступной деятельности, а также от каких-либо выплат Москве. Высвободившиеся средства Берлин намеревался вкладывать в контрабанду нефтепродуктов, алкоголя, сигарет. Осевшие в Москве Полковников и Шестаков, далеко не последние люди в солнцевской группировке, были не согласны с политикой Валерия Берлина.

Разбираться в Ригу поехал Юрий Полковников: он был хорошо знаком с Берлиным, когда-то у них даже был совместный бизнес — фирма «Балтика-термо», через которую они пытались скупить в Риге бывшие армейские склады и наладить через порт транзит хлопка из Средней Азии. Но переговоры результатов не дали. Берлин попытался обратиться за помощью к известному в России «авторитету» Леониду Билунову (Макинтошу), проживающему в Венгрии.

По слухам, Макинтош приезжал в Латвию на разборку, но уехал ни с чем. В начале января 1997 года Валерия Берлина взорвали радиоуправляемой миной при входе в подъезд его дома… В ГУОП МВД России, куда корреспонденты «Коммерсанта-Daily» обратились за комментарием, сообщили, что Юрий Полковников им хорошо известен. В последние годы он стал видным членом солнцевской организованной преступной группировки, в которой курирует прибалтийское направление. Впрочем, сейчас все встает на свои места».(Цитируется по «Коммерсантъ» от 18.03.97).

Погиб Валерий Берлин в пятницу, 14 января 2000 года. Это был день рождения его младшей дочери — ей как раз исполнилось 18 лет. Отмечался праздник в кафе Spiekeris. Глава семейства уехал с торжества пораньше и направился домой, на пр. Курземес, 126.

Он поставил свой джип Grand Cherokee на стоянку за домом и отправился к подъезду. Но — не дошел. На углу дома Берлина встретил киллер — последовало несколько выстрелов с классическим «контрольным» в голову. Ему был на тот момент 41 год.

Игорь ИЩУКkriminal.lv

You may also like...