Поминутный обсчёт, помегабайтный обвес: анатомия «специальной тарификации»

Грянул кризис. Столкнувшись с угрозой ухудшения финансовых показателей своих бизнесов, акционеры компаний мобильной связи потребовали от менеджмента изыскать «резервы». Резервы немедленно нашлись в карманах безропотной абонентской массы. Как залазят в карман к украинцам операторы мобильной связи. 

Как и предупреждали бородатые классики марксизма-ленинизма, капитал использует экономические кризисы для наступления на права трудящихся масс. В случае транснациональных компаний, которым принадлежит рынок мобильной связи Украины, популярным инструментом эксплуатации стала т.н. специальная тарификация.

Поговорили десять секунд, а заплатили за двадцать. Или тридцать. Или за целую минуту. Для вас копеечки, а для акционеров — профит! К сожалению, в полной мере подтверждается и другое положение исторического материализма: сосредоточенное на обслуживании интересов крупного капитала украинское государство демонстрирует импотенцию в деле защиты прав наиболее многочисленной группы участников рынка телекоммуникаций — собственно потребителей услуг.

Изменения в законодательстве, принятые в 2003 году, помимо таких новаций, как отмена платных входящих и появление системы межоператорских расчётов, спровоцировали переход отрасли на посекундную тарификацию. Стоит отметить, что ни в действующем «Законе о телекоммуникациях», ни в Правилах предоставления телекоммуникационных услуг нет ни одного упоминания о конкретных единицах тарификации — секундных, минутных или любых иных. Пункт 3 статьи 39 Закона гласит:

В случае, если оператор, провайдер телекоммуникаций устанавливает плату за телекоммуникационные услуги согласно с повремёнными тарифами, то при расчётах с потребителями он обязан учитывать только полные тарифные единицы времени.

Вкупе с п.1 статьи 7 «Закона про метрологию и метрологическую деятельность», гласящем «В Украине применяются единицы измерения Международной системы измерений…, а именно… секунда как единица времени…» это требование было принято трактовать именно так, как мы привыкли — разговоры в сетях мобильной связи должны измеряться секундными интервалами. Однако запрета на тарификацию интервалами произвольного размера законодательство действительно не содержит.

Зато что оно явным образом содержит так это требование округлять стоимость разговора в меньшую сторону, «вниз», до полных минут/секунд и любых иных интервалов тарификации. Именно так в соответствии с общепринятой семантикой русского, украинского или любого иного языка нужно понимать требование учитывать только «полные единицы времени». В случае поминутной тарификации это означает бесплатность любых разговоров длительностью меньше минуты. Почему это требование массово игнорируется всеми операторами — действительно принципиальный вопрос. Госкомсвязи, а затем и НКРС год за годом деликатно избегают поднимать тему законности сложившейся практики тарификации. «Вверх» так «вверх», от абонентов не убудет.

Фактически, практика посекундной тарификации стала общепринятой в результате благоприятного стечения обстоятельств. На этапе стремительного, экспоненциального роста рынка в 2002-2004 годах операторские компании были сосредоточены на привлечении максимального количества новых абонентов. Собственно, именно ради этого в том же 2003 году в Законе о связи была зафиксирована норма о бесплатных входящих.

Поэтому и посекундная тарификация стала стандартом де-факто именно в тот период конкурентной борьбы. Исключений, по большому счёту, было три: международные и междугородние звонки, разговоры в роуминге и услуги устаревших АТС Укртелекома. Нельзя не заметить, что ни первое, ни второе исключение не имеют технической подоплёки. А в случае роуминга, учитывая уровень цен на него, выглядят натуральным хамством.

Пока абсолютное большинство трафика в сетях мобильной связи тарифицировалось посекундно, можно было закрывать глаза на практику его округления в большую сторону. Но в 2005 году на сцене появился турецко-донецкий Астелит, и жизнь абонентов начала становиться всё веселее и веселее. Сверхагрессивная рыночная стратегия компании провоцировала её на такие же сомнительные, на грани фола маркетинговые трюки. В апреле 2006 года компания установила, что для тарификации звонков продолжительностью до 20-ти секунд используется «полная единица времени 20 секунд», в дальнейшем звонки тарифицируются посекундно. В ответ на многочисленные вопросы звучали примерно такие пассажи: «…у нас в компании перед запуском любого тарифа или акции происходит тщательная юридическая оценка. Поэтому со 100% гарантией могу сказать, что закон о телекоммуникациях мы не нарушаем». Конкуренты возмущались но, как это часто бывает, решили «не связываться» — ходивший по краю, планово убыточный Астелит на производил на них впечатление серьёзной угрозы. К тому же рынок рос как на дрожжах и денег хватало на всех.

А потом грянул кризис. Столкнувшись с угрозой ухудшения финансовых показателей своих бизнесов, акционеры компаний потребовали от менеджмента изыскать «резервы». Оные резервы немедленно нашлись в карманах безропотной абонентской массы. Впереди всех по скользкой дорожке снова устремился неугомонный life:). В середине февраля 2009 года компания сообщила о том, что в тарифах предоплаченной формы подключения вводится новая «полная тарифная единица» — 60 секунд, округляемая, опять-таки, в большую сторону. Иными словами, поминутная тарификация. Известно, что категорически против этого нововведения были настроены все без исключения службы Астелит, от маркетологов до юристов. Однако занимавший тогда пост директора по маркетингу Озджан Эрмиш проигнорировал мнение коллег и настоял на своём.

Ответная волна возмущения, прокатившаяся в Сети и масс-медиа, оказалась слишком большой. Буквально через несколько дней компания сообщила о пересмотре своих планов: интервал тарификации был снижен с 60-ти секунд до 30-ти. В официальных комментариях Астелит это и другие посягательства на права абонентов были заявлены как «компромиссные решения, представляющие собой баланс интересов бизнеса и потребностей наших абонентов. Чтобы избежать прямого удорожания услуг, мы вносим изменения в интервалы тарификации».

Дальше — больше. В июне 2009 года «Киевстар» изменил условия обслуживания в тарифном плане «Всё просто!».

С 1 июня 2009 года в тарифе «Всё просто» меняется принцип тарификации звонков внутри абонентной группы, а также на исходящие звонки, переадрессацию и передачу факсимильных сообщений абонентам «Киевстар», других украинских операторов и сетей фиксированной связи:
Звонки в рамках абонентной группы, 1 секунда, грн: 0,05
Звонки в рамках абонентной группы, 2—60 секунды, грн: 0,00
Звонки в рамках абонентной группы, начиная с 61-й секунды, грн/мин: 0,05

1Давно уже являющаяся стандартом де-факто модель ценообразования «один разговор — один интервал тарификации — одна стоимость интервала» начала расползаться на глазах. Особое раздражение у критиков специальной тарификации вызывала казуистика, которую использовали участники рынка для обоснования своей шаткой позиции. Стало очевидным, что формулировки Закона подвергаются ревизии со стороны участников рынка и должны быть уточнены уполномоченным органами власти.

На фоне инициированной Киевстаром борьбы с "демпингом" и многочисленных обращений абонентов Национальная Комиссия по регулированию связи взялась и за «поминутку». Стоит отметить, что в самой НКРС относительно существа «специальной» тарификации никогда не было ни малейших иллюзий. В своём интервью Telecomer в марте 2010 тогдашний глава Комиссии Серегей Колобов прямо заявил:

…Тарифы могут быть посекундные, тридцатисекундные, поминутные, тридцатиминутные — какие угодно. Но тарифицировать, считать оператор должен так, чтобы абонент никогда не был в накладе. …Я, как оператор, должен учитывать только завершенные тарифные единицы, которые он уже выговорил. Если он не выговорил, то должно отбрасывать в меньшую сторону. То есть если бы весы в бакалейном магазине взвешивали с точностью до 50 граммов, то мои 460 округлили бы, и я заплатил бы за 450 граммов, но не за 500 граммов…

Однако вместо того, чтобы пойти прямым и быстрым путём — инициировать внесение изменений в Правила предоставления телекоммуникационных услуг, — Регулятор выбрал странные окольные пути.

Сначала НКРС разродилась Решением №1551 от 11.06.2009. Сей документ являет собою изумительный образец канцелярской мысли. В качестве «Разъяснения касательно соблюдения операторами телекоммуникаций законодательства Украины во время расчётов с потребителями за предоставленные телекоммуникационные услуги» был предложен следующий текст:

В случае, если оператор, провайдер телекоммуникаций устанавливает оплату за телекоммуникационные услуги согласно с повремёнными тарифами, то при расчётах с потребителями он обязан учитывать только полные тарифные единицы времени только при условии их полного использования потребителем и удерживать повремённую плату за фактическое время получения им телекоммуникационных услуг.

Попросту говоря, Комиссия другими словами пересказала содержание злополучного пункта статьи 39 «Закона о телекоммуникациях», ничуть не прояснив порядок его применения на практике. Позже, в декабре 2009 года Регулятор поддержал законопроект №5377 депутата Анатолия Гриценко. Несмотря на задекларированное намерение обязать операторов округлять время разговоров в меньшую сторону, данный законопроект предлагал всего-навсего заменить в пункте 3 статьи 39 Закона «О телекоммуникациях» слова «при расчетах с потребителями» на фразу «при начислении платы за каждую такую услугу». Как ни странно, г-ну Гриценко этого казалось достаточным для прекращения практики округления при расчётах в большую сторону.

Не может не обратить внимание, как старательно и законодатели, и профильные органы власти избегают наиболее простого и очевидного рецепта решения проблемы. Всего-то необходимо прямо указать, что при расчётах за использованные услуги зафиксированные объёмы (количество тарифных единиц) разговора или сессии передачи данных должны округляться в меньшую сторону до полных единиц измерения, во-первых.

Единицами измерения установить секунды и байты, во-вторых. Наконец, в третьих, в рамках одного разговора или сессии передачи данных все тарифные единицы должны иметь одинаковую единую стоимость. При таком подходе операторы сами будут заинтересованы использовать как можно меньшие тарифные единицы. Да и возможностей для казуистики не остаётся. Эти требования не обязательно вводить в действие Законом, достаточно прописать их в Правилах предоставления телекоммуникационных услуг. Этот документ утверждает Кабинетом министров и не требует согласования с парламентом.

Зимой 2010 года ряды любителей спецтарификации пополнил ещё один оператор. «Украинские Радиосистемы» предложили оригинальный рецепт, как обойти требования законодательства. С 21 января во всех тарифных планах для абонентов предоплаченной формы обслуживания, кроме линейки «Максимальный», тарифицируются только 1-я и 31-я секунды каждой минуты разговора в размере половины указанной стоимости минуты. По мнению представителей компании, это новшество остаётся в рамках закона:

Тарифицируются только 1-я и 31-я секунды каждой минуты. Следовательно, средств за неиспользованные интервалы мы не берем… Из трех вариантов — повышение тарифов, введение платы за соединение или изменение тарификации — мы выбрали последний

К этому времени утомившиеся от показушной борьбы с поминуткой члены НКРС решили окончательно умыть руки. В своих комментариях относительно правомочности введения «Билайном» 30-ти секундного интервала тарификации, Регулятор дал следующий ответ:

Увеличение интервала тарификации звонков оператором связи не противоречит действующему законодательству в области связи и является внутренним решением самого оператора. Операторы имеют право использовать выбранные ими интервалы тарификации, но при условии, что плата снимается только за использованные абонентом тарифные единицы.

При этом никаких санкций за то, что операторы снимают плату за неполностью использованные тарифные единицы, как не было, так и нет. Впрочем, беспомощность давно уже является визитной карточкой отраслевого «регулятора». Принятое ещё в апреле 2009 года Решение №1469 прямо запрещает практику указания цен на услуги мобильной связи без учёта 7,5% отчислений в Пенсионный Фонд. Логично — ценник в любом магазине включает в себя НДС. Почему в случае мобильной связи должно быть иначе? Однако операторы попросту игнорируют это требование. Комиссия же предпочитает этого не замечать.

3
Воодушевлённые попустительством органов власти, операторы второго эшелона пустились во все тяжкие. На сегодняшний день окончательно перестал стесняться поминутной тарификации life:). Практически у всех операторов услуги передачи данных тарифицируются интервалами от 50 до 100 Кбайт. Сомнительный «рекорд» принадлежит «Билайну» — помегабайтная тарификация в тарифном плане «Клик». Пока что удерживаются от введения поминутки Киевстар и МТС. При этом только вторые заявляют о том, что данная практика противоречит законодательству и является неприемлемой. Представители же крупнейшего участника рынка предпочитают не связывать себе руки подобными утверждениями и настаивают на том, что операторы имеют право самостоятельно определять свою тарифную политику.

Что у нас в сухом остатке на сегодняшний день? Продолжается ползучая ревизия одного из немногих реальных достижений прошлых лет, зримого и значимого отличия украинского рынка мобильной связи от соседних стран. То, что посекундная тарификация нигде не прописана, не может служить оправданием — другое завоевание 2003 года, норма прямого действия об округлении в меньшую сторону и вовсе никогда не выполнялась.

Уполномоченные присматривать за рынком чиновники — известные поимённо, — дают понять, что им эта проблема совсем не интересна. Сами же участники рынка разделились на два лагеря. В одном предпочитают выжидать, не оспаривая — вдруг самим пригодится! — но и не перенимая до поры данную практику. Представители альтернативного направления давно уже забили на приличия и обсчитывают своих абонентов, как умеют, называя это «вынужденным компромиссом».

О пределах подобных компромиссов можно судить по опыту других стран. Интервалы тарификация передачи данных размером в 25—50 Кбайт плавно растянутся на 100—250 Кбайт с принудительным округлением каждый час. Или даже полчаса, если динамика роста выручки покажется акционерам недостаточной. А что? Главное — избежать «прямого подорожания», вам же объяснили! Снова вернутся всевозможные виды «платы за воздух» наподобие абонплаты за номер, услуги автоответчика или других пока что бесплатных опций. Среди них вполне могут стать платными такие услуги, как уведомление о доставке SMS.

Всё, что остаётся нам, абонентам, это агрессивная конфронтация с «оптимизаторами» и любителями «компромиссов». Как показывает опыт, в случае достаточно массовых протестов со стороны абонентов менеджмент компаний действительно может пойти на попятную. Да, придётся снова тратить своё время на тяжбы. Но по-другому пока — никак.

Как писал в своё время Маркс, «капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличие достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение; при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает ногами все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы…»

Автор: Роман Химич, Telecomer

You may also like...