Ты их в дверь, они — в окно. Как себя обезопасить от мошенников оконного бизнеса которые зарабатывают на пенсионерах

Ты их в дверь, они — в окно. Как себя обезопасить мошенников оконного бизнеса которые зарабатывают на пенсионерах

Эпидемия звонков с предложениями бесплатного ремонта или установки пластиковых окон охватила всю страну. В группе риска самая доверчивая, по мнению ученых, категория — пожилые люди, на которых и рассчитаны особые техники продаж.

«Государственная программа энергосбережения», «социальная служба для пенсионеров ветеранов», «услуга в рассрочку» — оконные аферисты используют слова, действующие на старшее поколение гипнотически. Могут и шифроваться под производителя окон, который якобы «по гарантии» проводит диагностику, как тут не согласиться? Бесплатно же. Аферисты готовы сломать двери и окна, чтобы необходимость ремонта стала очевидной. И пенсионеры расплачиваются — последней пенсией, «гробовыми», «кубышкой», отложенной на лечение, да и просто нервами и здоровьем. «Новая газета» рассказывает о случаях обмана людей оконными аферистами в России, но такие же приемы используют поддобные жулики и в Украине.

Доверчивые лица

Яков Викторович, 88 лет, Саратов

Ущерб: 9500 рублей

Компания: «Экофенстер»

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

«Два дня жил без балконной двери холодной осенью»

Правнучка Тамара Делидон: «К моему прадеду из фирмы «Экофенстер» ходили 3 месяца: представлялись соцподдержкой для ветерана, смазывали окна маслом за 200–300 рублей. Предлагали ремонт, но все было новое, и прадед не соглашался.

А 22 октября 2019 года они пришли и сказали, что балконная дверь сломана и что фурнитуру надо менять, иначе она упадет и зашибет кого-нибудь. Сняли дверь с петель, заключили договор на 37 тысяч, а денег таких не было, и они ушли. Прадед два дня жил без двери холодной осенью, когда на улице было 5–7 градусов. Когда мой дядя пришел и захотел поставить ее обратно, прадед ругался, сопротивлялся — так хорошо его обработали мошенники. А дверь оказалось полностью исправной.

От ремонта мы, конечно, отказались, но потом мошенники пришли снова и раскрутили прадеда уже на 9500 за то, что покрасили облицовку белым цветом, назвав это ремонтом».

Марина Вербская, 55 лет, Златоуст

Ущерб: 32 000 рублей

Компания: ИП Петровский В. И.

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

«Начались холода, и стало все понятно»

 — Представители компании ИП Петровский 18 сентября 2019 года ходили по квартирам и устанавливали балконы со скидками. Я согласилась, мне насчитали около 53 тысяч. Обещали поставить в течение трех недель. Я отдала 32 тысячи частями: первую — сразу, вторую должны были забрать, когда придут делать демонтаж. За деньгами пришли, но к демонтажу не приступили, сказав, что чем быстрее оплачу, тем быстрее все сделают.

Я почитала контракт, и оказалось, что ждать нужно три месяца. Старые окна мы вытащили сами, я звонила в компанию, просила установить. Потом начались холода, и стало все понятно. Молодой человек, забравший деньги, сказал, что это не к нему, и заблокировал наш номер. Балкон так и не установили, сейчас там гуляет ветер.

 

Елена Титова, 54 года, Златоуст

Ущерб: 68 000 рублей

Компания: ИП Петровский В. И.

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

«Все произошло по глупости»

— Все произошло по глупости. В феврале 2019 года позвонили в дверь — молодой человек спрашивал, не хочу ли я поменять окна. Рассказал, что можно в кредит, что приедут и сделают замеры. Через какое-то время приехал другой человек, замерил все окна в квартире. Я живу с мамой, она сказала, что оплатит в своей комнате сама. Ей насчитали 71 тысячу, мне — около 60. Составили два договора. За деньгами они приезжали несколько раз — мы выплатили 68 тысяч. В мае должны были установить, но никто не приехал.

Мы отправили претензии в Роспотребнадзор, подали в суд, на который ответчик не явился. Ждем другое слушание. Планируем составить единое обращение с другими пострадавшими.

Ольга Вешина, 58 лет, Златоуст

Ущерб: 43 000 рублей (кредит)

Компания: ИП Петровский В. И.

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

«Мы сели обзванивать банки и брать кредит»

В мае 2019 года ко мне домой пришел мужчина и предложил поставить новые окна, предоставил сертификат немецкой фирмы. Я поверила, потому что у меня старые деревянные окна. Насчитали 37 тысяч за четыре окна. Я сказала, что денег нет, мы вместе сели обзванивать банки и брать кредит. В «Европабанке» оформили, с процентами сумма выросла до 43 тысяч. Давали подписывать много документов, я не успевала читать, просто ставила подписи.

Через месяц приехали монтажники и сказали, что за установку и другие работы надо доплатить 15 тысяч. Забрали все, что было, три тысячи, и уехали. На мои звонки отвечали: то сломалась машина, то много работы, то разобран мост. Это продолжалось все лето, потом я составила претензию в Роспотребнадзор и иск в суд. Кредит пришлось погасить. На суде адвокат ответчика сказала, что я денег Петровскому не давала, они поступили на счет посредника, которая никаких обязательств не несет и не является стороной купли-продажи. И я подписала, что проинформирована об этом. Окна так и не поставили, и я пока не могу доказать, что Петровский получил деньги.

Елена Митенкова, 67 лет, Ярославль

Ущерб: 72 646 рублей

Компания: ИП Петрова Жанна Евгеньевна

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

«В подарок оставили средство для ухода»

— Позвонили, спросили, пластиковые ли окна и давно ли стоят? Окна поддували и плохо закрывались, мы согласились посмотреть. Приехал подрядчик компании KS Комфорт Сервис. Еще на осмотре было понятно, что дорого. Ремонт и профилактика ПВХ изделий вышли на 53 180, сразу такую сумму не могла отдать, поэтому оформили кредит на 36 месяцев — сумма составила чуть больше 72 тысяч. В подарок оставили средство для ухода. Мы не в состоянии были оценить, насколько это необходимо. По сути, мы заплатили за четыре ручки, четыре отлива и откоса, чистку и детали с непонятными названиями.

Валентина Русинова, 84 года, Чайковский

Сумма: 37 000 рублей

Компания: ИП Моряшов И. А.

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

«Надо оплатить сразу, чтобы получить скидку»

Дочь Елена Владимирова: «У мамы сломалась ручка на окне, и по стечению обстоятельств именно в это время ей позвонили и предложили окна, представившись компанией, которая ей эти окна ставила. Мама обрадовалась, не подозревая, что мастера даже не местные, а приехали из Ижевска, что в 90 км от нас.

В мае 2019 года пришел человек по фамилии Прохоров, представившийся работником ИП Моряшов И. А. Воспользовался плохим слухом и рассеянным вниманием мамы, навязал ей ремонт четырех окон во всех комнатах, хотя они были исправны. Насчитал сумму с учетом «скидки» — 43 800 рублей. Прохоров сказал, что надо оплатить сразу, чтобы получить скидку. Несколько раз звонил якобы в офис, чтобы добиться от директора снижения цены. Мама отдала все деньги, имеющиеся в наличии, оставив только 300 рублей на продукты. За остальной суммой он не вернулся.

Вместо него пришел мастер, заменил фурнитуру на одном окне, на чем ремонт и закончился. Мы писали претензию в компанию, но там ее даже не прочли. В офисе сказали, что 37 000 — стоимость ремонта одной створки окна. По нашим подсчетам, реальная стоимость ремонта даже по прейскурантам крупных городов не превышает 12 тысяч. К сожалению, суды не берутся за такие дела, объясняя это тем, что сделка была заключена по добровольному согласию».

Нина Бирючкова, 78 лет, Рязань

Ущерб: 46 400 рублей

Компания: «Экофенстер»

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

«Против воли сняли и разобрали балконную дверь»

Внучка Татьяна Золотова: «В июле 2019 года в квартиру моего отца, за которым ухаживает бабушка, пришел мужчина и убедил ее в том, что если не заменить уплотнитель, то окно выпадет. Потребовал 71 000 рублей, но денег у нее таких не было. Тогда он уговорил довезти ее до места, где она их возьмет, они поехали к ней домой, где она отдала все имеющиеся деньги — 46 400.

Мужчина обещал приехать за оставшейся суммой утром. Вместо него приехали двое мастеров, которые заменили четыре метра уплотнителя и пять ручек. Против воли бабушки сняли и разобрали балконную дверь, ждали деньги. Не получив ничего — уехали. Дверь уже ставили мы с мужем. На звонки они не отвечали, и мы написали заявление в полицию. В офисе нам не предоставили даже прайс и не стали объяснять, что и сколько стоит.

После того как местное телевидение сделало о случившемся репортаж, оконщики предложили урегулировать ситуацию. Вернули 6 тысяч, установили жалюзи на два окна. В суде сказали, что судиться бесполезно, ведь бабушка добровольно подписала договор».

Тамара Трудова, 75 лет, Волгоград

Компания: ИП Ахметьянов М. Р. «Экофенстер»

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

«Села на подоконник и держала окно спиной до утра» 

— Мне звонили не меньше десяти раз, напирали на то, что профилактика уже оплачена и что они просто обязаны ее сделать. В ноябре пустила их сотрудника, он несколько минут посмотрел окна и ушел, а в декабре вновь сказали, что окна не в порядке и что нужно их чинить.

Мастер пришел 28 декабря, снял окно на кухне с петель, попросил тряпку, вытер пыль и поставил обратно. В 11 вечера того же дня окно внезапно стало падать внутрь, я его поймала. Оказалось, мастер повесил его только на нижнюю петлю, болты с верхней валялись внизу. Не знала, что с ним делать и кого просить о помощи, было полное ощущение безысходности. Села на подоконник и держала окно спиной до утра. Хорошо, что на улице было не минус тридцать, а всего минус один градус.

Позвонила утром оконщикам, пришли два человека и сказали: «Как хорошо, что вы его поймали. Тогда все обойдется дешевле, чем если бы разбилось». Утверждали, что ремонту подлежит не только окно, но и балконная дверь в комнате, иначе та тоже рухнет, ведь ставились они в одно время.

Показывали ужасные фотографии — женщины с порезанными руками, которые ловили окно, и как окно упало на маленького ребенка. Убеждали: «Если вы не сделаете, уедете, бандиты к вам в открытые окна залезут».

Разыграли спектакль: кому-то звонили, говорили, что пенсионерка, нужно уменьшить цену, а потом вдруг закричали от радости — мол, получилось выбить скидку. Сказали, что решат проблему сегодня же, иначе я половину января буду без окна.

После бессонной ночи не могла спорить и подписала договор на 37 500 за ремонт фурнитуры на окне и балконной двери. Они заменили какую-то металлическую пластинку в окне, и все. Дома нашла только 30 тысяч, остальные 7500 договорилась отдать после получения пенсии в январе. При этом установка нового окна мне обошлась дешевле — в 20 тысяч. В январе мне звонили, напомнили о долге, но друзья в соцсетях меня уже отругали и не разрешили никого впускать.

Сотрудники компании приходили, стояли у двери и требовали, я им пригрозила вызовом полиции — ушли. Еще много раз звонили: якобы должен прийти какой-то контролер и все проверить. Не пускаю больше никого.

В полиции мне сказали, что для них это лишняя работа, у них есть план, и только если я дам им какой-то процент, тогда будут заниматься моей проблемой.

Тот «ремонт» даже сделан был некачественно — подоконник теперь все время влажный, а ручки туго открываются.


Артур, менеджер «ГК ПРО», стаж — 2 недели

«Нет моральных принципов — можно зарабатывать неплохо»

— Обучали нас сначала этапам продажам, устройству оконных конструкций, потом начинались полевые выезды с самыми продающими менеджерами, которые учили техникам запугивания. Сторонний колл-центр назначал «бесплатную диагностику», скидывал адрес, мы приезжали и смотрели окна.

По стандарту говорили: «У вас ручка зашаталась, может заклинить — выйдете на балкон и зайти не сможете! Ой, окно перекосило, створки просели — может лопнуть и упасть на улицу!» Наш руководитель учил, что, если люди пожилые, надо давить на то, что сегодня-завтра их окно выпадет и убьет кого-нибудь. На любые доводы, что у пенсионеров денег нет, отвечал одинаково: «Они на похороны копят, вот пусть с этих денег и платят».

Особенные менеджеры совершали продажи от 100 тысяч и более за регулировку и замену уплотнителя на паре окошек и балконе.

Андрей (имя изменено), мастер, снабженец

«Компания по ремонту окон»/«Экофенстер» (Омск)

«Один отвлекает старика, другой окно ломает»

— Сначала фирма называлась «Компания по ремонту окон», потом сменили ИП, переименовались в «Экофенстер». У них тогда, год назад, было уже 20 городов с главным офисом в Казани, куда и отвозили прибыль — около 3–4 миллионов в месяц. Вся работа строилась на том, что «обували» стариков — в основном бабулек.

Колл-центр обзванивал, раздавал адреса менеджерам — они должны были хотя бы 5 тысяч с клиента сделать, минимум три адреса в день.

Они часто видеоролики показывали со словами: «Знаете такого-то соседа, а у него окно выпало, чуть ребенка не убило». Мастеров даже пытались заставить продавать, но я с клиентом даже не разговаривал, а когда чернуха началась, уволился. Менеджеры тогда, как и сейчас, чтобы продать, отдирали фурнитуру. Один отвлекает старика, другой окно ломает.

После смены названия менеджеры ездили по старым адресам и говорили: «Зря вы с той конторой связались, они вас обманули, сломали все, мы сейчас переделаем».

Больше всего удивляло, что одни и те же люди попадались по много раз, отдавая суммы по 15–20 тысяч. Накрутка была огромная: гребенку-ограничитель закупали по 70, продавали за 700 рублей, уплотнитель — по 10 рублей за метр, а продавали по 200 рублей. Если объем маленький делали — штрафовали на тысячу, а то и на пять тысяч.

Кирилл Николаевич, 27 лет, Санкт-Петербург

Стажер оконной компании

«И тут выяснилось, что вакансии экспедитора нет»

— Увидел вакансию «экспедитор-помощник», приехал на собеседование, а там было человек десять соискателей, многие с сумками — только приехали с вокзала. У нас спрашивали, хочет ли кто-то зарабатывать больше, и не взяли мужчину, который сказал, что ему и так нормально. Дальше нас разбили на две команды и отправили стажироваться с наставником. Со мной были еще трое соискателей — плотник, курьер и еще один экспедитор. Пока шли по улице, я представлял, как в офисе бизнес-центра нас распределят по должностям…

И тут специалист компании подводит нас к жилому дому и сообщает, что нужно предлагать окна и пожарную систему. Я решил посмотреть: наставник стучался в двери и предлагал бесплатный ремонт и диагностику, раздавал визитки. И тут мой коллега спрашивает: «Мы такой х***ей заниматься будем? Мы пришли на экспедитора!» И тут выяснилось, что вакансии экспедитора нет. Обидно. Мы с коллегой ушли, а двое мужчин-узбеков остались, потому что компания обещала предоставить общежитие.

Эксперты: «ломаться в окнах нечему»

Евгений Латыпов, владелец магазина оконной фурнитуры

— Я с 2008 года продаю фурнитуру и сопутствующие элементы для установки оконных окон, наши клиенты — монтажники, работающие по частным заказам. Мы и особенно наши клиенты страдают от этого, потому что после мошенников люди боятся заказывать ремонт, если что-то действительно случается. Этот сегмент связан с обманом: резинка-уплотнитель стоит 5–7 рублей, ее разве можно продавать за 200? Этим занимаются фирмы-осколки от установщиков: любой может «обслуживать и ремонтировать» окна, посмотрев ролики в интернете. Что нужно помнить:

  1. Поломка фурнитуры случается крайне редко. Чтобы ее сломать, нужно специально окно выдергивать. Людей уверяют, что с окном нужно что-то делать, но выпасть оно ни при каких условиях не может, если этому не способствует сам потребитель.
  2. Потребителю кажется, что из окна дует. У нас 98 % домов с плохой вентиляцией, но окно не должно быть глухим. Регулировка, подтягивание резинок ситуацию не улучшит.
  3. Многое вы можете сделать сами. Изменить положение зацепов на летний или зимний период можно самим с помощью шестигранника. Ручку поменять — открутить два винта, цена ее — пара сотен в строительном магазине. Масло капать, смазывать и вовсе необязательно.

Люди думают, что окна обязательно надо обслуживать, но это не автомобили, они этого не требуют. Окно — это как мебель. Никто же не приходит к вам, не предлагает подтянуть шкаф?

Алексей, мастер

— У фурнитуры есть цикл работ — 10 000 открываний для ручки и всего остального. Если ручка проворачивается, а механизм у окна обычный поворотно-откидной, вы сами можете ее починить. Мошенники часто навязывают то, что не нужно, либо делают не так, как нужно. На днях ездил на замену резинки к клиенту — ему поставили не ту, а взяли 6500. Хотя работа по замене резинки стоит рублей 500.

Многие пострадавшие даже не знают, что они пострадавшие, — им кажется, что они заплатили реальные деньги.

Сколько моих клиентов говорили, что им бесплатно, якобы по программе для пенсионеров что-то сделали, а потом ничего не делают, имитируют какие-то работы или ставят фурнитуру еще хуже.

Почему пожилые в группе риска и что с этим делать?

Мария Гантман, геронтопсихиатр, главный врач клиники MHC

— У каждого 10-го человека старше 60 лет развивается деменция разной степени тяжести. Например, при болезни Альцгеймера или после инсульта. Сначала это может быть незаметно: человек справляется с бытовыми задачами, но становится ведомым: ему трудно критически воспринимать информацию, регулировать свои эмоции. Парадокс в том, что он может очень подозрительно относиться к близким (считать, что дочь хочет выжить из квартиры или ворует пенсию) и при этом становиться необычайно доверчивым к случайным незнакомцам.

Если речь идет о профилактике трат, часто приходится контролировать доступ к крупным сбережениям. Важно понимать, что забирать у дееспособной мамы паспорт, другие документы или деньги незаконно. Можно контролировать расходы родственника, только если он через суд признан недееспособным, а вы через органы соцзащиты — опекуном.

Если человек уже заплатил деньги и переживает, ему может понадобиться помощь психолога или врача. Жертвы мошенников могут быть в депрессии, у них может возникать или усиливаться бред преследования.

Это огромный стресс, они часто годами переживают это как большое насилие.

Примите тот факт, что у вас может не получиться объяснить пожилому человеку, что он в группе риска, потому что у него снижена критика к своему состоянию. У самого человека с ухудшением памяти может быть впечатление, что с ним все в порядке. Он будет говорить: «Да, соседа обманули. Но я-то понимаю, что к чему». Человеку свойственно преувеличивать свою стойкость к обману.

Многие пожилые намеренно не рассказывают о своей покупке родным, потому что понимают, что те могут их остановить. Мошенники очень качественно внушают пожилым людям, что покупка очень важна, и те скрывают свои планы, пока не понимают, что их обманули.

Меньше ругайте и критикуйте родных — это повысит вероятность, что они поделятся проблемами, когда что-то случится.

Если они уже отдали деньги мошенникам — скажите, что сожалеете, что так получилось, и понимаете, как вашему близкому обидно. Не нужно говорить, что вы предупреждали, даже если вы это действительно делали.

Автор: Арден Аркман «Новая газета»

Читайте также: