Сырно-шоколаднаа война с Россией

Украинская государственная инспекция по вопросам защиты прав потребителей, по инициативе лидера «Свободы» Олега Тягнибока, затеяла проверку российских товаров в своих торговых сетях и выявила нарушения в маркировке продукции семи компаний. Нарушителями признаны производители кондитерских изделий «Красный Октябрь», концерн «Бабаевский», «Рот фронт», «Русский шоколад», сыровары «Лакталис Истра», производители рыбной продукции «Вичунай-Русь» и «Роскон».

И уже вот-вот инспекция начнет изымать продукцию этих предприятий из торговых сетей на территории Украины.

Справедливости ради стоит отметить, что Россия сама научила своих соседей по СНГ вести торговые войны. В разное время они затевались и с Украиной, и с Белоруссией и даже с Казахстаном. Каждый раз о вводящихся запретах и ограничениях не без гордости рапортовал Геннадий Онищенко. Да и сегодня многие украинские бизнесмены жалуются на то, что Россия создает искусственные задержки при прохождении украинскими фурами таможенных процедур.

Но, возвращаясь к украинским санкциям, — скорее всего, это только начало. Очевидно, что Россия сделает ответные шаги. Под угрозой все те же сыры и шоколад, а также пиво, вина, и то, что посерьезней — продукция металлургических заводов и украинского машиностроения. Все это неминуемо скажется на объемах взаимной торговли между странами, о которой обычно так пекутся главы государств во время проведения встреч на высшем уровне.

А ведь Украина до сих пор сохраняет статус главного торгового партнера России в СНГ. По официальным данным, товарооборот между двумя странами за 11 месяцев прошлого года составил $35,92 млрд, причем Россия поставила соседям различной продукции более чем на $21 млрд, а Украина примерно на $14,5 млрд.

Причем даже только «сырно-шоколадными» санкциями Украина скорее навредит сама себе. В 2013 году Россия экспортировала на Украину шоколада на $114 млн, сыра — всего на $18,3, в обратном же направлении товаров проследовало на $316,7 млн и $315,2 млн соответственно. Так что потерять в случае «зеркального» ответа Киев может очень много, даже если пока не брать в расчет продукцию тяжелой промышленности.

Но нужно понимать, что киевские политики сейчас просто обслуживают сформировавшийся общественный запрос. Украинцы массово, без всяких понуканий и призывов, с недавних пор бойкотируют российские товары. На это жаловался даже российский дизайнер Артемий Лебедев. В самом центре Киева стоит его «Шозашоп», но в последнее время он приносит владельцу только убытки. «Наш магазин в Киеве несет убытки, потому что на Украине модно бойкотировать русские товары. Это бред сивой кобылы, сиюминутная обида, которая пройдет», — написал у себя в ЖЖ Лебедев.

В топах онлайн-магазина мобильных приложений для Android Google Play появилось приложение «Бойкот оккупантов», которое призывает украинцев бойкотировать российские товары. Функционал прост: программный инструмент распознавания штрих-кодов определяет страну происхождения товара, если навести на шифр камеру смартфона. Дополнительно в программе есть база данных с указанием украинских компаний, которые принадлежат россиянам. Их продукцию тоже советуют не покупать. Популярность у программы огромная: ее уже скачали сотни тысяч человек.

В любом киевском магазине корреспонденту «Росбалта» ежедневно попадаются на глаза люди, которые придирчиво рассматривают упаковки прежде привычных товаров и отказываются класть их в корзину, если оказывается, что производитель — российский.

Пара тридцатилетних на вид супругов стоит у кассы киевского магазина «Сильпо» и обсуждает, какие жевательные резинки выбрать. «А это Польша? — Да. — Точно, ты проверила? — Да, написано же! — Ок, берем», — вот такой диалог.

Женщина 40 лет, работающая бухгалтером в Киеве, на глазах у корреспондента «Росбалта» долго не могла выбрать шоколад. Сначала ей приглянулась плитка Milka, но ее производитель находится в России. Убедившись в этом, покупательница с видимым раздражением положила его обратно на полку. Следом ее выбор пал на конфеты Bounty, но и от их покупки пришлось отказаться. В итоге разборчивая бухгалтер купила плитку молочного шоколада фабрики «Корона», прописанной в Житомирской области.

«Они на нас войной, душат наши предприятия и наших заробитчан, а сейчас еще хотят и заработать на нас?! — объясняла женщина. — Я вообще удивлена, сколько у нас российских товаров. Когда-то покупала и не задумывалась. А сейчас прозрела. Их очень много, все магазины завалены российским. Но проблем я не вижу: все или почти все из продуктов можно заменить украинскими, польскими или белорусскими товарами».

Страдают от недостатка внимания и магазины брендовой одежды в Киеве, даже «замаскированные» под импортные марки: Chester, Oggi, InCity, Corso Como. Аналогично обстоят дела с продажами косметики и бытовой техники. Чайники Vitek, Scarlett, утюги Rolsen стали продаваться в разы реже, рассказывает продавец-консультант сети City.com. Российские торговые сети киевляне тоже бойкотируют: от «Эльдорадо» до «Техносилы».

Не добавляет оптимизма российским бизнесменам и тот факт, что украинская экономика сейчас лежит в руинах, и население опасается дальнейшего развития финансового кризиса. Миллионы украинцев большие покупки отложили на неопределенный срок. У кого есть деньги, тот предпочитает их придержать на «черный день». И никакого просвета здесь не видно.

Так что сегодня компаниям, занимающимся продажей на Украине российских продуктов питания, одежды и потребительской техники, «ловить» нечего. Украина в ближайшее время будет крайне плохим рынком для российского бизнеса, который вряд ли сможет утешить себя тем, что через пару-тройку лет наверняка все наладится.

Автор: Максим Швейц, Росбалт

You may also like...