Как коррупция может усилить контроль России над Эстонией

Служба внутренней безопасности Эстонии опубликовала электронную версию отчёта о своей деятельности и оценку угроз национальной безопасности страны за 2016 год. Документ представляет интерес в первую очередь потому, что Эстония, будучи близкой соседкой РФ, зачастую сталкивается с проблемами, которые имеют место или прогнозируются в соседних странх, прежде всего в Беларуси.

 Следовательно, изучение данного опыта является чрезвычайно важным для как для беларуских силовых структур, так и для гражданского общества, если они хотят иметь возможность оперативно реагировать на постоянно возникающие угрозы, а также успешно предотвращать их.

В документе подробно описаны актуальные угрозы национальной безопасности Эстонии – как прямые, так и косвенные. Среди прочего, внимание уделено борьбе с коррупцией, противодействию незаконному обороту оружия и боеприпасов (в том числе возвращению выхолощенному орудию боевых качеств), предотвращению преступлений в среде мигрантов, их социализации и многим другим вопросам. Однако мы остановимся на наиболее важных пунктах данного отчёта, которые могут быть интересными также и в беларуском контексте. В особенности это касается вопросов российской агрессии, пропагандистской политики РФ, действий ФСБ РФ на территории соседних государств, распространения терроризма.

«Кремль пытается купить влияние»

В первую очередь, большое внимание уделяется российской агрессивной политике и вызовам, которые она ставит как перед Эстонией, так и перед регионом. Даётся описание направленностей и методов работы российской пропаганды в Эстонии и других странах Балтии. Отмечается возросшая роль фальсификации истории в целях легитимизации советской оккупации Литвы, Латвии и Эстонии, и, следовательно, восстановления российского контроля над территориями бывшего СССР.

Так, отмечается роль пророссийских GONGO как инструмента влияния: «Кремль постоянно поддерживает и финансирует людей, которые продвигают анти-эстонские пропагандистские нарративы на мероприятиях, проводимых международными организациями. Например, представители Центра информации по правам человека и Российской школы в Эстонии вновь участвовали в ежегодной встрече по теме применения человеческого измерения, которая была организована Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ в Варшаве с 19 по 30 сентября 2016 года. Фонд операций влияния Кремля снова оплачивал их участие.

Эти «независимые представители эстонского гражданского общества», проплаченные за российские деньги, нарисовали картину Эстонии, которая полностью соответствовала ожиданиям спонсора — Эстония нарушает права российских детей на образование на родном языке и имеет «огромную» проблему с людьми без гражданства и т. д.».

Что интересно, в документе ведётся речь и о важной роли коррупционных схем для распространения российского влияния на территории Эстонии. Также внимание обращается на так называемые «объединения соотечественников», которые являются инструментом России для продвижения своих идей и создания сети лояльности за рубежом:

«Кремль также пытается купить влияние. В крайних случаях он предлагает деньги (как правило, скрытым образом) политическим партиям зарубежных стран или важные посты в высшем руководстве компаний, принадлежащих или тесно связанных с российским правительством, бывшим политикам. Различные российские государственные фонды и медиа-компании также финансируют некоммерческие организации за рубежом, в том числе в Эстонии.

Суммы, потраченные в Эстонии, невелики; такая поддержка может быть измерена в сотнях тысяч евро… Однако конкуренция за эти ограниченные ресурсы жёсткая, поскольку нет недостатка в тех, кто хочет получать легкие деньги. Один из способов сделать это — получить лучшую стартовую позицию, позволяющую напрямую общаться с чиновниками, распоряжающимися кремлёвскими фондами. Непосредственная тайна среди пропагандистов из Кремля в Эстонии заключается в том, что некоторые члены Координационного совета российских соотечественников, которым управляет посольство России, получают большую часть грантов, выплачиваемых российскими государственными фондами.

Лучший способ получить гранты — поделиться ими с российскими чиновниками и дипломатами. Характерным примером финансовой схемы Кремля является финансирование публикации «Балтийского мира», в которой есть несколько авторов из Эстонии. Посольство России в Эстонии заплатило 30.000 долларов США на публикацию выпуска 2016 года. Однако публикации в 2016 году не было. К сожалению, такой коррумпированный менталитет влияет на Эстонию. Весьма типично, что деньги используются для якобы предпринимательства в Эстонии с попытками уклонения от уплаты налогов».

Также ведётся речь и о экономическом факторе российского влияния. Российский бизнес тесно связан с властными структурами, что позволяет использовать его в качестве инструмента давления на другие государства, где присутствуют интересы и активы бизнес-структур из РФ. Особенно это касается сферы энергетики.

Хотя, конкретных случаев не приводится: «Из-за связи между силовыми структурами России, криминальными кругами и коррупцией, особое внимание мы обращаем на коррупцию, которая может усилить контроль России над нашим государством. Мы отмечаем попытки Кремля использовать деловые контакты и влияние бизнеса в формировании политики Эстонии. В этом контексте важна непрерывность бизнеса и обеспечение энергетической безопасности, так как в этой сфере коррупция может тайно и значительно влиять на энергетическую независимость страны».

«Борьба с антироссийской информационной войной западных стран»

РФ создала в странах Балтии систему интернет-порталов, которые занимаются донесением месседжей российской пропаганды: «Российские медиа-проекты создаются для влияния на русскоязычных людей в зарубежных странах, а также на политику их стран проживания. Хотя желаемый результат часто не достигается, такие попытки не заканчиваются, а скорее становятся более консолидированными.

Деятельность пропагандистских порталов «Baltnews», ориентированных на русскоязычные сообщества в странах Балтии и упомянутых в предыдущих ежегодных обзорах Службы внутренней безопасности, координируется несколькими сотрудниками «России сегодня». Они эффективно управляют работой всего портала и темами, которые он охватывает. Эта работа оплачивается через фирмы, контролируемые «Россией сегодня». Александр Корнилов, руководитель baltnews.ee и baltija.eu, ежемесячно получает переводы в размере 11400 евро от безналоговых компаний. Вышеупомянутые координаторы также регулярно сообщают о рекомендованных темах в офисы «Спутника», официального подразделения «России сегодня».

Описаны и планы по дальнейшей экспансии российской пропаганды не только на территории стран Балтии, но и по всей Европе. Успех данных мероприятий, однако, не считается слишком вероятным. Хотя отмечается высокий уровень финансирования данного направления: «В надежде на увеличение финансирования, baltija.eu (Корнилов), bfro.be (Бельгия, во главе с Сергеем Петросовым) и russkoepole.de (Германия, во главе с Юрием Еременко) планируют совместное создание нового медиа-центра для объединения российских пропагандистов.

В качестве пилотного проекта лидеры вышеупомянутых порталов подписали в ноябре 2015 года соглашение о сотрудничестве «Борьба с антироссийской информационной войной западных стран» в Брюсселе. Петросов и Еременко уже активничают с соцсетях и СМИ, включая различные виртуальные группы/сообщества, объединяющие прокремлёвских людей в ЕС. Петросов неоднократно подчеркивал необходимость расширения сотрудничества и обмена информацией между кремлёвскими единомышленниками.

Проект обоснован утверждением о том, что ЕС и США создают/развивают институты и медиа-ресурсы, чтобы завоевать благосклонность русскоязычных сообществ (в том числе, чтобы успешно интегрировать их в общество своей страны проживания). Прокремлёвский альянс планирует создать в Европе российский медиацентр, состоящий из сетей обмена новостями и совместной мультимедийной платформы. Медиа-альянс рассматривается как децентрализованная сеть. Он будет включать в себя русскоязычные новостные порталы в странах ЕС, которые будут добавлять свои собственные новости в интернет-центр для использования и распространения другими участниками альянса».

Фальсификация истории является одним из главных инструментов российской пропаганды, поэтому масштабная деятельность ведётся структурами, подконтрольными властям РФ: «Операции России по влиянию на страны Балтии в области истории усилилась в начале 2016 года.

Основание Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ), которая в будущем должна объединить исследователей, изучающих историю и современную ситуацию в странах Балтии, является важным знаком этого. Александр Дюков, лидер российского агентства исторической пропаганды, фонда «Историческая память», рассказал об идее создания РАПИ и необходимости в нём уже в 2014 году. У общественности создается впечатление, что фонд был основан по инициативе исследователей, а не для продвижения внешнеполитических и внутренних пропагандистских интересов России.

Почетным председателем РАПИ избран посол Российской Федерации в Литве Александр Удальцов. РАПИ планирует создать собственное научное издательство и редакцию, которую возглавит профессор Балтийского федерального университета в Калининграде профессор Геннадий Фёдоров. В своей деятельности РАПИ использует типичные месседжи российских операций по расширению влияния: дискриминация русскоязычного населения, фальсификация истории, страны Балтии как проблемный регион и т. д.».

«Симбиоз между спецслужбами некоторых недружественных иностранных государств и киберпреступниками»

Отдельным пунктом описывается работа ФСБ РФ в отношении Эстонии как на территории государства, так и за его пределами: «Будучи спецслужбой, ФСБ собирает информацию об Эстонии в различных областях. Его особенно интересуют внешняя и внутренняя политика, силы обороны и обороноспособность. Силовые структуры и их персонал также находятся в зоне внимания. Должностные лица правительства Эстонии, а также журналисты и предприниматели, следовательно, являются одной из основных целей ФСБ. ФСБ также постоянно интересуется жителями приграничных районов, которые часто выезжают в Россию.

ФСБ уделяет особое внимание всем иностранным посетителям Российской Федерации, которые попали в поле зрения ФСБ из-за их работы, привычек или слабостей, и поэтому становятся потенциальными объектами на основе предыдущей информации. Деятельность ФСБ облегчается в ситуациях, когда житель Эстонии нарушил закон во время своего визита в Россию или имеет другие административные проблемы — такая ситуация используется для приближения к людям и для повышения давления и вербовки их с позиции силы.

Люди, совершившие преступление на территории Российской Федерации, являются особенно легкими объектами, и они могут быть принуждены совершить преступление против Эстонии за обещание помилования или смягчение наказания. Служба внутренней безопасности советует всем, кто находится в Российской Федерации, быть особенно внимательными и незамедлительно информировать Службу внутренней безопасности в случае возникновения каких-либо проблем. Консул Эстонской Республики может помочь гражданам Эстонии в случае необходимости».

Здесь же приводятся два случая задержания контрабандистов, которые сотрудничали с ФСБ РФ и передавали сведения о дислокации и перемещении эстонских войск в пограничной зоне, а также работе правоохранительных органов.

В области кибербезопасности Эстония уже сталкивалась с угрозами со стороны предположительно российских спецслужб. Отмечается высокий уровень подготовки кибератак, а также сотрудничество спецслужб РФ и киберпреступников для достижения необходимых им целей: «Мы не менее уязвимы, чем другие страны. В 2016 году в Эстонии также были предприняты попытки получить доступ к информации высокопоставленных лиц.

Атаки были чрезвычайно искусно выполнены с технической точки зрения с использованием поддельных электронных писем и ранее неизвестных технических методов. Учитывая механизмы функционирования кибератак, ясно, что нападений нельзя полностью избежать, но их необходимо идентифицировать, а ущерб от них необходимо минимизировать. Особенно опасным является симбиоз между спецслужбами некоторых недружественных иностранных государств и киберпреступниками, что в некоторых случаях можно охарактеризовать как действия преступной группировки.

А именно, несколько неразличимый характер российских спецслужб и киберпреступников является уникальным сочетанием преступных и правительственных структур. Поэтому российские спецслужбы и киберпреступники часто используют одно и то же вредоносное ПО и работают друг с другом. Такие операции особенно угрожают важнейшей инфраструктуре, поскольку одни и те же группы часто действуют с целью саботажа, разведки или получения прибыли, нанося ущерб агентствам, оказывающим жизненно важные услуги в киберпространстве».

«Угроза терроризма близка к Эстонии»

В отношении международного терроризма констатируется, что и Эстония становится целью для террористов. Также отмечается возросшее влияние фактора саморадикализации, что усложняет борьбу с террористической угрозой и требует повышенного влияния по отношению к средствам пропаганды экстремистских идей: «Для Эстонии террористический акт, совершенный в Ницце 14 июля прошлого года, имеет особое значение, так как это привело к первым известным жертвам из Эстонии, связанным с современным терроризмом. Хотя преступник Мохамед Лахуайе-Булел, как известно, не имел связей с террористическими организациями или экстремистским прошлым, его радикализация и интерес к террористической пропаганде были определены позже».

Терроризм в Эстонии пока не является серьёзной угрозой, однако отмечаются контакты местных мусульман с представителями радикальных исламских группировок, деятельность которых является запрещённой: «Даже сегодня представители исламистских организаций, пропагандирующих фундаментальный ислам, посещают Эстонию, пытаясь распространить своё толкование ислама. По большей части эстонские мусульмане скептически относятся к таким исламским миссионерам, но некоторые считают, что такое толкование ислама им подходит.

Что касается деятельности, направленной на Эстонию, то стоит упомянуть исламскую организацию из Саудовской Аравии «Аль-Вакф Аль-Ислами», о которой говорилось в предыдущих ежегодных обзорах Службы внутренней безопасности. Хотя в 2013 и 2014 годах интерес и деятельность «Аль-Вакф Аль-Ислами» в Эстонии снижались, с 2015 года контакты между людьми, связанными с «Аль-Вакф Аль-Ислами» и эстонскими мусульманами, снова стали нарастать. Основываясь на некоторых публичных источниках, можно сделать вывод о том, что временное снижение интереса к Эстонии могло быть вызвано связыванием «Аль-Вакф Аль-Ислами» с поддержкой распространения экстремистского ислама. Например, летом 2014 года деятельность «Аль-Вакф Аль-Ислами» была запрещена в Косово».

В документе упоминаются и случаи, связанные с терроризмом непосредственно на территории Эстонии. Нельзя сказать, что это слишком серьёзные случаи, однако сам факт их наличия в небольшом государстве уже говорит о многом. Также сказывается факт наличия границы с Российской Федерацией, для которой терроризм сейчас является актуальной проблемой: «Угроза терроризма близка к Эстонии, о чём свидетельствует тот факт, что, хотя несколько лет назад Службой внутренней безопасности не расследовались уголовные дела, содержащие термин «исламский терроризм», к 2016 году было уже несколько таких уголовных дел».

Что немаловажно, террористическая угроза рассматривается эстонской Службой внутренней безопасности комплексно. И терроризм на востоке Украины абсолютно правомерно приравнивается к исламскому терроризму: «30 июня 2016 года Эстония экстрадировала гражданина Эстонии Владимира Полякова в Украину. Генеральная прокуратура Украины подала заявку на его выдачу для уголовного разбирательства. Поляков подозревается в участии в террористической организации.

В июне 2014 года он стал членом террористической организации «Луганская Народная Республика». Предполагается, что в периоды 13.06.2014-09.07.2014 и 15.11.2014- 26.11.2014 Поляков выполнял задачи, поставленные руководителями террористической группы, включая охрану незаконно занятых объектов и незаконно задержанных лиц. Согласно постановлению Правительства Республики от 21.12.2015 было принято решение о выдаче Владимира Полякова. Попытки Полякова оспаривать выдачу закончились в Верховном суде 17.06.2016, когда апелляция Полякова в кассационном порядке не была принята, и приказ правительства о его экстрадиции в Украину вступил в силу».

Хотя отмечается, что именно Россия создала террористические организации на востоке Украины, а также занимается их поддержкой. Говорится и о прямом военном присутствии РФ на территории Украины.

«Некоторые беженцы нарушают эстонские законы»

В докладе отмечается, что мигранты, прибывшие в Эстонию, немногочисленны и не несут большой угрозы национальной безопасности страны. В то же время, не видно больших успехов по их интеграции в общество, а сами они склонны к нарушению общественного порядка: «В 2016 году первые переселённые беженцы прибыли в Эстонию в соответствии с планом действий по миграции ЕС, и к концу года в Эстонии было расселено 89 человек. Что касается каждого из этих людей, Служба внутренней безопасности провела предварительную оценку возможных угроз национальной безопасности Эстонии.

Проверка также включает в себя интервью с беженцами в Греции и Турции. Не все респонденты достигли Эстонии, многим из них было отказано в размещении в Эстонии, а некоторые отказались от своих заявлений на пребывание в Эстонии в ходе этого процесса. Было много особых причин для отказов, но они были в основном вызваны ложью в опросах лиц, имеющих фундаментальные взгляды, склонных к экстремистскому исламизму, которые не соответствуют нашему правопорядку и связаны с экстремистскими группами.

Несмотря на жёсткие проверки, среди беженцев, проживающих в Эстонии, некоторые из них не представляют угрозы для национальной безопасности, но тем не менее нарушают эстонские законы (то есть совершают преступления). Были отмечены случаи хищения и случаи психологического и физического насилия, которые не приемлемы в эстонской системе ценностей».

Таким образом, Эстония в данный момент сталкивается с новыми для себя вызовами в сфере национальной безопасности. Однако мы видим, что силовые структуры страны имеют адекватное понимание ситуации и стараются сохранить контроль во всех сферах с целью предотвратить распространение уже имеющихся угроз и не допустить появления новых. Остаётся надеяться, что данный отчёт Службы внутренней безопасности Эстонии будет тщательно изучен и принят к сведению не только внутри страны, но и за её пределами.

Источник: Belarus Security Blog 

 

You may also like...