Реформа ЖКХ: коллектор дешевле ремонта?

Центральные и местные власти не справляются ни с реформой ЖКХ, ни с долгами потребителей, поэтому для их возврата привлекают коллекторов. Но, опасаясь народного возмущения, стараются это не афишировать. Ведь потребителям вряд ли понравится, что деньги тратятся на услуги коллекторов, а не на ремонт домов и замену коммуникаций.

 Пестрый рынок

Пока МинрегионстройЖКХ ищет гранты для реформирования жилищно-коммунальной сферы, она продолжает уверенно разваливаться. В отрасли накапливаются долги – по данным Госстата, сегодня они составляют почти 11 млрд. грн. При этом за первые полгода 2011 г. население погасило менее 100 млн. из этой суммы.

Решить проблему с должниками предприятия ЖКХ не в состоянии – у них нет ресурсов, навыков и времени. Поэтому для этой работы все чаще привлекаются коллекторские компании. Тем более, рынок банковских кредитов оскудел, и коллекторы теперь берутся за любые долги. Крупных компаний, специализирующихся на ЖКХ сфере, в Украине всего несколько, большинство составляют небольшие региональные компании или фирмы-однодневки, которые, как утверждают крупные участники рынка, из-за неумения работать проваливают весь рынок.

Тем не менее, к коллекторам за помощью уже обратился ряд крупных предприятий в разных регионах страны. Последнее громкое соглашение «Киевэнерго» заключила с «Универсальной коллекторской группой» («УКГ») и «М. Д. Групп». Сумма договоров не оглашалась, но годом ранее «УГК» уже заключила договор с «Киевэнерго» на взыскание 15 млн. грн. долгов.

Кроме того, как рассказывает исполнительный директор «УКГ» Роман Донник, компания работает с «Львотеплоэнерго», «Кировоградтепло», а также с теплопоставщиками в Днепродзержинске, Макеевке, Алчевске. В портфеле компании ЖКХ долги занимают до 90%, но такая ситуация нетипична для коллекторского рынка, обычно этот сегмент составляет не более 10-15%.

По местной воле

Помимо «УКГ», как рассказывает исполнительный директор Ассоциации участников коллекторского бизнеса Украины (АКБУ) Артем Кучин, специализируются на ЖКХ долгах компании «Дельта М» и «Пристав». Но многое в этом деле, по его словам, зависит от позиции местных властей. «Местные власти боятся обращаться к коллекторам, опасаясь социального возмущения», – говорит он. А если и обращаются, то всячески пытаются это скрыть.

«На практике очень часто имеют место случаи, когда сами органы местного самоуправления навязывают предприятию сотрудничество с определенными коллекторскими компаниями (так было в г. Лозовая Харьковской области, сотрудничество с «Украинским центром недвижимой собственности), или руководители коммунальных предприятий хотя бы в устном порядке получают «добро» от исполкома на заключение договора с коллекторами с целью снять с себя вину за «самодеятельность», – рассказывает юридический консультант по вопросам ЖКХ Андрей Осадчий.

Например, начальник управления ЖКХ Днепродзержинского горсовета Михаил Пидгурский не захотел подтвердить информацию о том, что местное теплоэнерго сотрудничает с коллекторами. Он лишь сообщил, что «есть предложения» и добавил, что одному из коммунальных предприятий, обслуживающему жителей, те задолжали 25 млн. грн. Можно предположить, что имелось ввиду КП «Днепродзержинсктеплосеть», которое отвечает за отопление всех районов города, кроме так называемого Соцгорода, который обсуживает ООО «Теплосервис». Что как раз и подтверждают в «УКГ».

Во «Львовтеплоэнерго» сообщили, что переговоры с коллекторами велись, но детали не уточнили. Зато во «Львовводоканале» подтвердили, что работали со столичной компаний «Икспоинт» и намереваются продолжить сотрудничество, поскольку долгов накопилось около 100 млн. грн.

Правда, уточнили, что эффективней всего срабатывает перекрывание воды, хотя оборудование, позволяющее это делать, обходится дорого и его пока не хватает. В то же время, как рассказывает А. Осадчий, в долговых предупреждениях «Икспоинта» указано, что несвоевременное выполнение обязательств должником негативно отразится на его платежной истории, что значительно ухудшит деловую репутацию, уменьшит или полностью исключит возможность получения товарного или денежного кредита, получения товара на условиях лизинга, а также получение льготных условий расчетов на получаемые услуги.

Также, как рассказал А. Осадчий, ЮК «Приоритет Права» (руководство которой является бывшими работниками департамента государственной исполнительной службы Минюста) предлагает сотрудничество коммунальщикам за вознаграждение в виде скидок от стоимости оказанных услуг или стоимости индивидуального заказа на реализацию услуг. А «Украинский центр недвижимой собственности» с 2006 г. сотрудничает с коммунальщиками Киевщины.

Без суда

Впрочем, случается, что коллекторы работают с мелкими предприятиями, такими как ЖЭКи или объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), хотя это менее выгодно и удобно. «С некоторыми ЖЭКами работаем, были у нас киевские ОСМД, в Днепропетровске было несколько ЖЭКов», – рассказывает Р. Донник.

Правда, по его словам, проблема здесь заключается в том, что деньги, которые требует ЖЭК, зачастую не соответствуют качеству предоставляемых услуг. «Например, однажды мы требовали от должника вернуть 1,5 тыс. грн., а он предложил нам посмотреть на обшарпанный подъезда, выбитую дверь и горы мусора» – рассказывает типичный случай коллектор.

Оказаться «на мушке» у коллекторов рискуют те, кто задолжал коммунальщикам более 500 грн. – это минимальная сумма за одного должника, которую обычно готовы брать на обслуживание коллекторы. Причем она, как объясняет Р. Донник, обязательно должна быть подтверждена документально.

Методы, применяемые коллекторами для работы с ЖКХ должниками, чаще всего ограничиваются бумажными письмами, поскольку в получаемых списках обычно указан только адрес – даже без домашнего телефона. Не у всех коллекторов есть ресурсы и технические возможности выяснять номера всех телефонов, тем более, рабочего и мобильного. В то же время, как объясняет Р. Донник, если просто отправить письмо, нельзя будет узнать о реакции должника на него. «На письмах много не заработаешь и долгов много не погасишь», – говорит он.

Не удивительно, что половина возвращенных долгов, как рассказывает А. Кучин, для рынка считается хорошим показателем. «Обычно коллекторы ориентируются на 20-40% погашения из всего пула», – признается он. Тем более, такие дела коллекторы еще не доводили до судов – обычно клиенты такую услугу не заказывают, предпочитая судиться сами.

Автор: Наталья Тарасова, UGMK 

You may also like...