ОРД «Вирусы» . «КРИВОРОЖСКИЙ РАСКЛАД»

Начала у этой истории нет. Точнее, оно теряется в периоде «перестройки», когда на просторах СССР появились не только честные кооператоры, но и мастера разворовывания оглушенных реформами предприятий: любители от коррупции, впоследствии ставшие профессионалами. Тогда еще сложно было провести грань между предпринимателем и бандитом, между ветераном рэкет-движения и милиционером. Впрочем, почему «тогда»? Эта грань малозаметна и сегодня.

Предлагаем читателям бизнес-криминальную летопись непростого города Кривой Рог: читайте о мафиозных раскладах, убийствах бандитов и покушениях на бизнесменов, среди которых находим и президентского зятя. Захватывающая дух история…

Эта история начиналась в Кривом Рогу. Город этот интересный: областной центр нереспубликанского подчинения, претендующий в скором времени стать лидером всей Украины по уровню преступности. А все потому, что в этом городе скопилось слишком много вещей, весьма ценимых за рубежом – металла, окатыша, кокса. По большому счету, Кривой Рог, это – горно-обогатительные комбинаты и предприятие «Криворожсталь», криминально-политические войны вокруг которых длятся по сей день. Достаточно вспомнить недавний инцидент между «динамовцами» и то ли нашим, то ли российским предпринимателем Константином Григоришиным с участием ГУБОП МВД и его боевого звена – отряда «Сокол», пакетика с белым порошком и пистолета в оружейной смазке. Можно еще вспомнить сложную политическую биографию бывшего директора «Криворожстали», впоследствии вице-премьера Олега Дубины, по слухам, продолжающего «опекать» комбинат по сей день.

Впрочем, борьба за ГОКи и «Криворожсталь» является движущей пружиной многих политических и криминальных процессов не только Кривого Рога и Днепропетровской области, но и всей Украины. Однако, сегодня разговор исключительно о событиях, происходивших вокруг предприятий Кривого Рога и людях, имевших к ним отношение.

Одновременно с началом перестроечного бизнеса в городе появились ОПГ – организованные преступные группировки. Появились очень быстро и на хорошем уровне, так как почва для их создания сложилась еще во времена Союза. Жители Кривого Рога отлично помнят появившиеся еще в 80-х годах молодежные банды, например «бегунов- молотобойцев». Подростки, в возрасте до 14 лет, то есть до времени наступления уголовной ответственности, носились по всему городу реально с молотками и крушили все, что попало – автомобили, витрины, автобусные остановки. В каждом районе Кривого Рога, растянувшегося на 120 километров, действовало несколько молодежных банд, воюющих с соседями, оттачивающих бойцовский дух в предчувствии крутых перемен. И перемены грянули. Начало 90-х годов стало для криворожцев временем тотального ужаса. В уличных боях ковались настоящие лидеры новых времен, лидеры, выросшие на крови. «Бойцы» для «бригад» набирались легко, среди оказавшихся без зарплаты профессиональных взрывников-шахтеров существовал чуть ли не конкурс на зачисление в «бригаду». В это время в Кривом Рогу выдвигается ряд крупных преступных лидеров, часть из которых уже откинулась в «небесную зону», а часть занимается вполне респектабельным бизнесом. Назовем лишь самые крупные из них.

«Двадцатовские» — группировка названа по названию района, возглавляемая Вадимом «Вальдемаром» Великодным и Виктором Ващенко, соучредителями фирмы с вызывающим названием «Триада». Сфера интересов – металл, рэкет. Ныне «Вальдемар» Великодный вполне респектабельный киевский бизнесмен. Виктор Ващенко безвестно отсутствует – с тех самых пор, как на нем «зависла» организация убийства. Его ищут бандиты, а родные органы так и не удосужились объявить Ващенко в розыск.

Не менее представительной являлась группировка братьев Анатолия и Александра Горпиничей, старший из которых носил кличку «Святой». Мать Горпиничей– бывший секретарь райкома партии. Сфера интересов – металл Криворожского меткомбината, окатыши, рэкет. Бизнесу лидеров ОПГ во многом помогали партийные связи их матери. В конце-концов одного брата застрелили на улице, другого – после мучительной казни – утопили в пруду.

Кроме этих двух мощных группировок, контролировавших большой криворожский бизнес, существовала еще масса средних и мелких группировок, так или иначе входящих в вассальные отношения с «двадцатовскими» и Горпиничами.

Особняком в «криворожском раскладе» стояла и стоит национальная группировка ассирийцев. Жители Кривого Рога почему-то настойчиво называют их «греками». Лидер – Нисан «Ута» Асингеров, бывший известный картежный «катала» и бильярдист. Своей кличкой мафиозо обязан утиной походке. Имел первую в городе 24-ю «Волгу», а затем и первый «Мерседес». Является «национальным героем» ассирийцев за действенную помощь любому представителю этой национальности. Очень авторитетен в криминальных кругах, фактически является потомственным лидером местных ассирийцев. На могилу отца «Уты» каждый год в день рождения и смерти приезжал помолиться покойный ныне уголовный авторитет «Матрос», занимавший наивысшее положение в криминальной иерархии. Асингеров с начала 90-х годов активно «кормил ментов», в частности был большим другом начальника Криворожского ГУВД Александра Волкова. При помощи «Уты» последний построил себе шикарный дом. В ходе оперативной разработки коррумпированных сотрудников криворожской милиции был зафиксирован следующий разговор между Волковым и Утой:

– Здравствуй, дорогой!

– Привет.

– Слушай, нужно еще пару ящиков той плитки, не хватило. Ты зашли сегодня, хорошо?

– (долгая пауза) Слышишь, ты меня за…бал уже. Возьми ручку и запиши все что тебе нужно сразу. А то ты каждый день звонишь, твоя жена звонит, за..бали уже. И пи..денышу своему скажи, чтобы не гонял пьяным на иномарке. Задавит кого-нибудь, у тебя же проблемы будут.

– Да какая там иномарка, восемь штук всего.

Впрочем, Волков в долгу не оставался. Запись другого разговора свидетельствует о том, что подчиненный Волкова, заместитель начальника уголовного розыска Михайлюк по требованию «Уты» собирался арестовать невиновного человека на трое суток для того, чтобы горячий ассириец мог соблазнить в это время его жену. Такой вот бартер. «Ута» помогал, или точнее содержал не только Волкова.

Жить бы криворожским ОПГ и жить в мире да согласии, но известно, что процесс первоначального накопления капитала, равно как и всякое иное искусство, требует жертв, и лишь для некоторых первоначальное накопление становится и окончательным. Жить в городе становилось все сложнее. Ежедневно в Кривом Рогу кого-то убивали. Расстреливали, взрывали, рубили модными японскими мечами-катанами. В 1994 году, пытаясь организовать противодействие бандитам, в город на восемь месяцев был откоммандирован руководитель отдела «К» (по борьбе с коррупцией) УСБУ по Днепропетровской области Василий Шабловский. Попытка не удалась. Убийства продолжились.

В мае 1994 года «Святой»-Горпинич решает подмять под себя «двадцатовских» и требует с Ващенко крупную сумму. Ващенко платить отказывается и по команде «Святого» последнему наносят 6 ножевых ранений и сильно избивают. Вскоре окрыленный успехом «Святой» пытается «нагнуть» криворожского бизнесмена Леонида Вульфа. 28 августа 1994 года «Святого»-Горпинича расстреливают из автомата – аккурат возле дома Вульфа. В этот же день следователь прокуратуры Жовтневого района Головко возбуждает уголовное дело по факту убийства, а уже 5 сентября выносит постановление о привлечении в качестве обвиняемого в совершении этого убийства Вульфа Леонида Борисовича, избирает ему меру пресечения в виде заключения под стражу и объявляет его в розыск.

Здесь необходимо краткое отступление. В то лихое время было сложно провести четкую грань между начинающим предпринимателем и законченным бандитом. Зачастую, для того, чтобы защитить себя и свою семью бизнесмену приходилось брать в руки оружие. У крупных предпринимателей уже появлялись неформальные службы безопасности и телохранители. С другой стороны, у бандитов появлялись собственные предприятия и стремление легализоваться. ОПГ «Святого» по сути своей была бандой: активной, агрессивной, стремящейся подмять под себя, «прибить» и обложить данью как можно больше частных предпринимателей. Леонид Вульф, человек с двумя высшими образованиями, по свидетельству знающих его людей начинал как предприниматель и хотел заниматься бизнесом, а не бандитизмом. Но вынужден был взять в руки оружие.

Четкая картина убийства «Святого» не известна по сей день. Ясно лишь то, что «Святой», узнав, что бизнес Вульфа и его компаньона Шульмана резко пошел в гору, решил этот бизнес подчинить себе. Суть бизнеса Вульфа и Шульмана, как и суть любого крупного бизнеса в Кривом Рогу заключалась в торговле металлом. Для этого был учрежден целый ряд фирм. Так, например, в оффшорной зоне, на острове Невис была создана компания «Еврокоммодитес», через которую в Израиль и многие другие страны стали уходить весьма серьезные объемы металла. Годовая прибыль «Еврокоммодитес» в лучшие времена составляла десятки миллионов долларов.

И здесь мы вынуждены сделать еще одно отступление. Сейчас фирмы «Еврокоммодитес» не существует. Однако, бывший партнер Вульфа – Вадим Маратович Шульман дело не загубил, но даже преумножил. Однако – без Вульфа. По свидетельству Вадима Рабиновича, Шульман сегодня является одним из самых богатых людей Украины. При том, что Вадим Маратович свыше пяти лет является гражданином Израиля. Сам он скромно представляется членом Совета директоров ОАО “Днепропетровский металлургический завод им. Петровского», а иногда – просто менеджером этого предприятия.

В период существования «Еврокоммодитес» вместе с Шульманом в этой компании работал весьма интересный человек – Семен Григорьевич Аксендлер. Характеристика последнего от газетаы «Грани-плюс»: «С легкой руки Павла Вялова орденок (Святого Станислава) на грудь и ленту через плечо получил Семен Григорьевич Аксендлер, представлявший в Украине интересы компании “Редбюри”. В свое время, Сема Аксендлер работал в государственной администрации Николаевской области и возглавлял там департамент внешнеэкономических связей. Протежировал ему бывший в то время губернатором Анатолий Кинах. Он же год спустя в Аксендлере разочаровался и с тех пор вспоминает о нем, как о “морально нечистоплотном” человеке». Интересно, что фирма «Редбюри», руководимая Шульманом и Аксендлером, занимается сегодня оптовой торговлей и производством уголь-кокс-металл, нефтью и нефтепродуктами. Является акционером многих предприятий металлургической отрасли, в том числе ОАО «Днепродзержинский КХЗ» и ОАО «Баглейкокс». Является поставщиком коксующегося угля для Днепровского металлургического комбината (ДМК) и для Днепропетровского металлургического завода (ДМЗ).

К числу достоинств руководителей «Редбюри» нельзя также не отнести близкое знакомство еще по Днепропетровску с нынешним министром внутренних дел Юрием Смирновым. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что «Редбюри» спонсирует “Фонд ветеранов МВД Украины”. Но вернемся в 1994 год.

Итак, Горпинич наехал на Вульфа и Шульмана. Естественно, что «Святой» представлял не только себя, но и стоящих за ним серьезных торговцев металлом, для которых необходимо было уничтожить конкурента – Вульфа. Но Вульф отказался подчиняться Горпиничу и привселюдно «послал» «Святого». Горпинич в ответ пообещал Вульфу скорую и мучительную кончину. С этого момента Вульф ходил только в сопровождении своего друга – Сергея Швеца. 28 августа вечером домой к Вульфу нагрянул «Святой». В дом зашел один, однако на улице его ожидал сообщник с гранатой. В доме между Вульфом и Горпиничем вспыхнула ссора. Так как дома находилась жена Вульфа, мужчины вышли на улицу, где «Святой» крикнул своему сообщнику: «Рви его!» Сообщник замешкался, вполне обоснованно смекая, что граната разнесет не только Вульфа, но и его с Горпиничем. И в это время, как считает следствие, находившийся на улице Швец разрядил в Горпинича рожок автомата Калашникова. Вульф с места преступления убежал. На похоронах брата младший Горпинич поклялся в ближайшее время «похоронить» убийц брата. Однако, вскоре он сам ляжет, но не в соседнюю могилу, а на дно пруда. Будет убит и Швец, но его могилу так и не найдут.

Вскоре после начала следствия по делу об убийстве «Святого» к следователю Головко приходит друг Вульфа Сергей Швец. Швец предлагает Головко свою помощь в розыске убийц и занимается тем, что развозит повестки свидетелям по делу об убийстве Горпинича. Что, согласитесь, смотрится забавно, если учесть, что именно Швец является главным подозреваемым в убийстве «Святого».

В начале 1996 года исчезает Сергей Швец. Вскоре было совершено покушение на Ващенко. Через пять дней железными прутами неизвестные избивают Шульмана. Война продолжается.

Летом 1996 года в Киев, в Министерство Внутренних Дел приезжает предприниматель Юрий Панкратов. Панкратов – фигура интересная сама по себе. Давно и неизлечимо болен. Друг Швеца, Вульфа и Шульмана. В 2000-м Шульман предложит Панкратову убить своего конкурента на рынке металла Виктора Пинчука, зятя Леонида Кучмы. Шульман предлагал Панкратову «убрать» Пинчука мотивируя это тем, что «тебе уже не страшно, все-равно умирать, а семью обеспечишь». Панкратов откажется и подаст соответствующее заявление в СБУ. Когда Шульман понял, что его план ликвидации Пинчука провалился – он срочно уехал в Израиль. Причем, по словам покойного народного депутата Анатолия Ермака, «окно» ему обеспечивал секретарь Совета национальной безопасности и обороны Владимир Горбулин. Из Земли Обетованной Шульман по телефону «разруливает» ситуацию с Пинчуком убеждая последнего, что информация о том, что он готовил покушение на Пинчука – не более чем слухи, тому нечего бояться и нет повода держать зло на Шульмана…

Станислав Речинский

(Продолжение следует)

You may also like...