ОСАГО: филькина грамота. Катастрофа в автостраховании: полисы уже вообще не гарантируют выплат

По Украине ездят сотни тысяч водителей с полисами ОСАГО, которые не более чем «бумажка». На рынке стало нормой не выплачивать компенсации, притом в сложной ситуации оказываются именно пострадавшие, а не виновники ДТП.

 В то же время, Госфинуслуг и МТСБУ — органы, призванные следить за страховым рынком, пока ничем не могут помочь. Положенные компенсации до сих пор не получили еще по полисам обанкротившихся в 2009 году страховых компаний.

Между тем на сложностях с получением страховых премий уже вовсю наживаются факторинговые фирмы, которым активно «сливают» свои обязательства нерадивые страховые компании. Сложившиеся условия работы рынка ОСАГо выгодны всем, кроме пострадавших. Они и расплачиваются сейчас за всех и даже не могут потребовать возместить ущерб с виновника ДТП, если у него есть некий полис виртуальной страховой компании.

Но, по информации «Деловой Столицы», законодатели готовят глобальную реформу на отечественном рынке «автогражданки». На прошлой неделе стали известны ее ключевые постулаты. Они содержатся в обнародованном законопроекте об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, который парламентский комитет по финансам и банковской деятельности разрабатывает совместно с Моторным (транспортным) страховым бюро.

Цель документа — пресечь тотальный демпинг на рынке, из-за которого сегодня разоряются страховщики, а также умерить аппетиты факторинговых компаний, планирующих зарабатывать на долгах компаний-банкротов.

По Украине ездит 250 тыс. водителей с полисами обанкротившихся компаний

Ключевая новация, предполагаемая законопроектом, — создание спецфонда, в который будет перечисляться часть премий, полученных при продаже договоров обязательного страхования гражданско-правовой ответственности автовладельцев. Механизм будет работать по аналогии с тем, что уже внедрен для «зеленой карты». Все страховщики, эмитирующие и продающие полисы международной «автогражданки», с 2013 г. перечисляют до 50% полученных премий в фонд Моторного бюро. Из этого денежного мешка потерпевшие впоследствии получают выплаты. Схожую схему планируют прописать и для внутренней «автогражданки», где ситуация с выплатами близка к критичной.

«Все средства, которые до сих пор применялись Нацкомфинуслуг и МТСБУ для борьбы с демпингом на рынке, оказывались неэффективны. Выход один — «связывать» часть премий по этому виду в фонде Моторного бюро либо на депозитах. Эта мера заставит компании снизить комиссии, которые они платят посредникам, и улучшит платежную дисциплину», — рассказала «ДС» президент Лиги страховых организаций Украины Наталия Гудыма.

Многие страховщики сейчас работают с колес. До 40–50% премий по ОСГПО они отдают агентам, продающим договоры «автогражданки». Оставшаяся часть идет на выплаты клиентам. Как только продажи полисов падают, компании остаются фактически без денег и прекращают выплаты потерпевшим. Из-за работы по такой схеме разорился уже не один украинский страховщик.

Только за последние полтора месяца Нацкомфинуслуг временно остановила действие всех лицензий у нескольких продавцов «автогражданки»: НФСК «Добробут», СК «Лафорт», СК «Райп», «Городской страховой компании», чьи долги перед потерпевшими исчисляются миллионами гривень. И если не принять экстренных мер, этот список может пополниться еще тремя-четырьмя страховыми компаниями.

«На этом виде страхования не должны зарабатывать посредники. Его экономическая суть — компенсация ущерба пострадавшим. А мы сейчас имеем ситуацию, когда компании-посредники, выкупившие долги неплатежеспособных страховщиков, платят пострадавшим 30–50% причитающихся средств, а сами получают прибыль.

Причем такую деятельность могут осуществлять менеджеры, доведшие горе-страховщиков до банкротства. То есть они не только остаются безнаказанными, но еще и зарабатывают на этом. Прежде чем объявить СК банкротом, они за хорошие деньги продают портфели договоров ОСГПО факторинговым компаниям, получая таким образом «вознаграждение» за неправильное ведение бизнеса», — негодует Наталия Гудыма.

Нынешняя процедура получения выплат из гарантийных фондов МТСБУ сложна и неэффективна. Так, потерпевшие до сих пор ожидают выплат по долгам СК «Страховые традиции», АСК «Вексель» и СК «Галактика», разорившихся еще в 2009–2010 гг. Поэтому многие из них готовы переуступить долг коллекторам, получив взамен хотя бы часть причитающейся суммы.

Самым активным игроком, скупающим долги по ОСГПО, является факторинговая компания «Маркс. Капитал». Договорившись с акционерами компаний-банкротов «УЭСК» и «Интертрансполис», она проводит частичные выплаты по их обязательствам, компенсируя потерпевшим от 30 до 50%. Впоследствии кредитор планирует взыскать 100% компенсации из фондов Моторного бюро.

Похоже, что «Маркс. Капитал» будет разбираться и с долгами СК «Лафорт». После закрытия этой компании все претензии от страхователей было поручено принимать ООО «Финанс Лайн» (по слухам, оно работает в тандеме с «Маркс. Капитал», осуществляя для нее юридический ассистанс).

Автор: Евгения АНДРЕЕВА  Деловая столица

Читайте также: