ФОРМЕННОЕ ЗАКОНОИЗДЕВАТЕЛЬСТВО. Часть 2

Совместная акция сайтов «Украина криминальная» и «ОБСсайт»МЫТАРСТВА ПО МЫТАРЯМ. Часть 2, юридическая.

При государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (СПД), например, хозяйственных обществ и физических лиц–предпринимателей, в районных госадминистрациях, как правило, требования законодательства соблюдаются. Трудности у СПД-юридических лиц (и физических лиц в Деснянском районе г. Киева) начинаются при постановке на налоговый учет.

Порядок учета плательщиков налогов регулируется Инструкцией о порядке учета плательщиков налогов, утвержденной Приказом Государственной налоговой администрации Украины от 19 февраля 1998 г. № 80. Разделом 4 данной Инструкции предусмотрен порядок взятия на учет юридических лиц и их филиалов, раздел 5 предусматривает особенности взятия на учет физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности.

Так, юридические лица обязаны в 20-дневный срок после получения свидетельства о государственной регистрации обратиться в органы государственной налоговой службы по своему местонахождению для взятия на налоговый учет и подать следующие документы:

– заявление по форме № 1-ОПП;

– заверенные в нотариальном порядке копии устава, учредительного договора с отметкой органа госрегистрации;

– копию свидетельства о государственной регистрации;

– копию справки о включении в ЕГРПОУ (единый государственный реестр предприятий и организаций Украины) с присвоенным идентификационным кодом.

Перечисленные документы подает лично собственник (учредитель) или уполномоченное лицо или назначенный руководитель или главный бухгалтер. Документы принимаются только при наличии паспорта лица, подающего документы, справок о присвоении идентификационных номеров собственников, учредителей (физических лиц), директора и главного бухгалтера. Заявления принимают отделы учета и регистрируют в общем отделе. Проверку паспортных данных и установление местонахождения плательщика налогов выполняют подразделения налоговой милиции.

Физические лица – субъекты предпринимательской деятельности после получения свидетельства о государственной регистрации обязаны в 5-дневный срок обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства для взятия на налоговый учет со следующими документами:

– заявление по ф. № 5-ОПП;

– копия свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности;

– документ, удостоверяющий личность (паспорт).

Сотрудники подразделений по учету плательщиков налогов до взятия на учет субъекта предпринимательской деятельности как плательщика налогов проверяют поданные документы, данные из заявления по ф. № 5-ОПП.

С 1 июня 2003 г. вступили в силу Методические рекомендации относительно организации учета плательщиков налогов в органах государственной налоговой службы Украины, а также Порядок взаимодействия подразделений органов государственной налоговой службы Украины по организации учета плательщиков налогов, утвержденные Приказом ГНАУ от 09.06.2003 г. № 280.

В соответствии с Рекомендациями государственными налоговыми инспекциями устанавливается график приема налогоплательщиков с обязательным учетом дней и часов приема СПД соответствующим органом государственной регистрации. Дни и часы приема должны быть максимально удобными для налогоплательщиков.

Методическими рекомендациями предусмотрен нижеприведенный порядок взятия на учет плательщиков налогов (который отличается от порядка, предусмотренного Инструкцией, причем изменений и дополнений в Инструкцию в связи со вступлением в силу Методических рекомендаций внесено не было).

Налогоплательщик подает документы для постановки на учет в государственной налоговой инспекции по месту нахождения (проживания). Прием плательщиков проводится в помещениях, предназначенных для приема граждан. Сотрудники подразделения учета налогоплательщиков совместно с уполномоченными сотрудниками подразделения налоговой милиции (НМ) осуществляют прием документов для взятия на учет налогоплательщика. При несоответствии пакета документов требованиям нормативно-правовых актов, типовым формам документов пакет документов возвращается заявителю с обязательным обоснованием причин возврата документов и отказа во взятии на учет плательщика. В случае если плательщик требует предоставления письменного обоснования, такое требование должно быть удовлетворено.

Одновременно с приемом заявлений о взятии на учет сотрудники налоговой милиции проводят проверку паспортных данных и собеседование с физическими лицами – субъектами предпринимательской деятельности, учредителями плательщиков или уполномоченными лицами (таким образом, являться лично одному или всем учредителям в НМ не предусмотрено, в том числе с назначенными должностными лицами плательщиков).

Сотрудникам налоговой милиции запрещается требовать от плательщиков документы, не предусмотренные нормативно-правовыми актами для взятия на учет (ГНИ же требуют при взятии на учет ксерокопии паспортов учредителей, ксерокопии трудовых книжек у предпринимателей или справку с работы, иногда фотографии, второй пакет документов для НМ, папки с файлами, конверты с марками, бумагу и т.п., что также не предусмотрено ни Инструкцией, ни Рекомендациями), дополнительный пакет учредительных документов, безосновательно приглашать в подразделение налоговой милиции. При каждом установленном факте таких действий должно быть проведено служебное расследование. В случае поступления жалобы или обращения граждан необходимо информировать Главное управление налоговой милиции ГНАУ.

Стояние в огромных очередях в налоговую милицию для проверки паспортных данных – это облегчение работы НМ за счет субъектов предпринимательской деятельности. Проверка паспортных данных и местонахождения не обязывает учредителей лично являться в НМ.

На практике же происходит следующее. И стоит, пожалуй, начать с особенностей взятия на учет СПД – физических лиц в Деснянском районе. График приема налоговой инспекции удобен, если после райгосадминистрации вновь зарегистрированный предприниматель сможет стать на учет в районную ГНИ.

Следует отметить, что в этом районе количество предпринимателей, наверное, наибольшее по городу и количество желающих таковыми стать тоже. Но налоговая инспекция и налоговая милиция не скоро разрешит им начать платить налоги в бюджет, зарабатывать деньги, создавать рабочие места. Перед отделом взятия на учет СПД – физических лиц их ожидает объявление следующего содержания: “Взяття на облік СПД – фізичних осіб здійснюється після проходження ними перевірки в податковій поліції(?!) згідно з Наказом Державної податкової адміністрації у м.Києві від 01.07.2003 р. № 297”. С текстом приказа в ГНИ ознакомить отказались, но в устной форме объяснили, что городская ГНА определила такой порядок прохождения предпринимателями налоговой милиции именно Деснянского района. Налоговая милиция по этому вопросу осуществляет прием дважды в неделю в течение двух часов. В помещение людей не пускают (хорошо, если теплая погода). Переговариваются с дежурным через спецустройство в стене. Составляют списки очередников. На каждый прием приходит несколько десятков “новеньких” СПД, с ужасом выясняют, что перед ними еще человек 70-80, записанных две-три недели назад. Таким образом, попасть на проверку можно в лучшем случае через 2 недели. А где гарантия, что при проверке налоговой через несколько лет не будет наложен штраф за несвоевременную постановку на учет (как предусмотрено законом, в течение 5 дней)?

Таким образом, облегчая работу налоговой милиции, предприниматели сталкиваются с искусственными препятствиями, бюрократией, неуважительным отношением к себе со стороны сотрудников государственной налоговой службы. После замечания по поводу неудовлетворительной организации приема СПД сотрудник НМ отказал в дальнейшем приеме.

Стоит отметить, что ГНИ Деснянского района сделала два шага назад в этом отношении, отказываясь принимать документы, необходимые для постановки предпринимателя на учет, от доверенного лица последнего на основании нотариально удостоверенной доверенности. Такая практика существовала года два назад в ГНИ тогда еще Минского района. Сегодня в ГНИ Оболонского района доверенные лица беспрепятственно выполняют возложенные доверителями задачи, поскольку законом не запрещено иметь представителя в подобных вопросах.

В Печерской райгосадминистрации большие очереди, прием ведется медленно. Налоговая инспекция требует от юридических лиц комплект документов со штампом налоговой милиции на каждом документе (включая нотариально заверенные копии доверенностей уполномоченных лиц). Хотя ГНАУ в своих нормативных документах по вопросу постановки на учет СПД обязывает сотрудников налоговой милиции делать отметку определенной формы и содержания лишь на заявлении ф.5-ОПП. Если же по невнимательности или какой-либо другой причине хоть на одном документе будет отсутствовать такой штамп, на учет Печерская ГНИ не поставит, а потребует еще раз посетить налоговую милицию, чтобы поставить ненужный и лишний в данном случае штамп. Сколько это займет времени, чиновников не интересует. Хорошо, что в последнее время прием в налоговую милицию в Печерском районе проходит довольно оперативно. Осень 2002 г. и зиму 2003 г. можно вспоминать только с содроганием, когда запись на прием производилась по телефону за 1 – 1,5 месяца вперед. Самодеятельностью данной инстанции в этом районе следует считать, учитывая требования закона, необходимость заполнения формы заявления специально для налоговой милиции и то, что документы задерживаются в лучшем случае на 2-3 дня, а не на один.

Несколько слов о работе с СПД – физическими лицами Голосеевской ГНИ. Обычно очень большие очереди, медлительность инспекторов, ненужное бумаготворчество, истребование от предпринимателей различных лишних документов, справок, отчетов и пр. Особенно интересно требование к предпринимателю предоставить объяснительную записку о том, каким образом он будет осуществлять предпринимательскую деятельность. Не предоставишь – можешь не получить необходимый патент, свидетельство плательщика единого налога и т.п.

Еще один этап регистрации СПД – физических и юридических лиц – получение разрешения на изготовление печати и штампов. Работа разрешительной системы стала централизованной, упрощенной, отлаженной. Но и здесь не обходится без нарушения законодательства: при подаче документов доверенным лицом у него отбирается оригинал доверенности. Если приложить к документам нотариально заверенную копию, документы не примут (хотя в соответствии с законодательством Украины оригинал имеет право истребовать лишь доверитель). Впоследствии у доверенного лица, вынужденно сдавшего оригинал доверенности, возникают проблемы с представлением интересов доверителей при оформлении документов в других инстанциях, поскольку без оригинала доверенности лицо не является уполномоченным. Таким образом, разрешительная система, не имея на то никакого права, досрочно прекращает срок полномочий доверенного лица.

И еще несколько слов о налоговых инспекциях, которыми практикуется и такое. На основании нотариально удостоверенной доверенности документы принимают, но выдача справки ф.4-ОПП и свидетельства плательщика НДС производится лишь директору, учредителю или главному бухгалтеру, хотя в доверенности прямо предусмотрено право доверенного лица на получение указанных документов. Что по сути есть дискриминация, нарушение волеизъявления доверителя и прав доверенного лица.

Леся СТАТКЕВИЧ, Сергей МИХАЙЛОВ, г. Киев.

You may also like...