Что такое дневные «ходовые огни» и как противостоять гаишникам (документ)

Нету особой необходимости напоминать водителям, что согласно последним изменениям в Правила дорожного движения (п. 9.8) с 01 октября по 01 мая на транспортных средствах, передвигающихся вне населенных пунктов, должны быть включены т. н. дневные ходовые огни, а при их отсутствии в конструкции транспортного средства – ближний свет фар.

 Невыполнение данного правила грозит существенным штрафами (425-510 грн.).

Однако, десятки ведущих мировых производителей автомобилей произвели и производят сотни (если не тысячи) моделей транспортных средств на любой вкус. Зачастую не только потребители, но и менеджеры автосалонов или мастера на техстанциях не могут толком пояснить, где в том или ином автомобиле находятся дневные ходовые огни и чем они отличаются от «габаритных огней», или т. н. «подфарников» или «противотуманных фар» или еще каких диковинных внешних световых приборов, по задумке конструкторов, возможно, имеющих дизайнерское предназначение, но установленных на заводе-изготовителе или «самопальным» способом, путем установки «готовых наборов» в многочисленных нишах и «загуголинах» бамперов.

Мы даже не будем брать во внимание «самопальные» световые приборы и законность их установки (это будет темой отдельного расследования), но обратим лишь внимание на изучение вопроса «что такое дневные ходовые огни».

А ведь вопрос решается (должен решаться) максимально просто: каждое техническое средство имеет свои параметры, и путем исследования соответствия физических показателей и их соотношений мы и приходим к ответу. Так, напомним, было в случае с необходимостью определения специальных технических средств негласного сбора информации и дальнейшим анализом безопасных способов их приобрести или, например, с определением принадлежности световых приборов к категории «спецсигналов».

С этой целью мною был сделан запрос в Центр безопасности дорожного движения и автоматизированных систем Министерства внутренних дел Украины, ответ которого прилагается.

 

Письмо центра
Письмо центра
Письмо центра
Письмо центра
Письмо центра

 

Итак, каждый водитель может самолично попытаться установить и разобраться, что именно из обилия светящихся девайсов можно (и нужно) отнести к дневным ходовым огням.

Для прояснения вопроса, походу, придется потратить не один час времени, задействовав специальные знания в области светотехники, электротехники, физики, спектрального анализа и даже геометрии на уровне последних курсов профильных ВУЗов. Европейские бюрократы, которые разрабатывали технические параметры применения дневных ходовых огней – постарались на славу, детально описав все требования, «простым и ясным» языком.

Каждому стало понятно и доступно, например, что белый «спектральный» свет дневных ходовых огней, может иметь предел в сторону зеленого спектра в границах (Y ≤ 0,150 + 0,640 Х (Y ≤ 0,440), и, например, если вместо 0,440 по нижней «границе» имеет параметр, скажем, 0,442 – то дневной ходовой огонь не соответствует стандартам и не может использоваться.

Ну и самое главное – практические применение полученных знаний. Каждому водителю советуем распечатать этот материал (письмо Центра) и возить с собой в автомобиле. Если на трассе некий ГАИшник остановит и будет пытаться склонить к уплате штрафа (или эго эквивалента) путем тезисов «это не дневные ходовые огни, это подфарники (габариты, противотуманки)» – демонстрируем письмо и вежливо предлагаем мотивировать, какой именно технический параметр (или его несоответствие) смутил ГАИшника и понудило «кидать предъяву».

Попутно можно предложить описать все соображения о несоответствии техническим параметрам в протоколе (если не уймется), а равно поинтересоваться, почему на посту нету хотя бы спектрометра (дабы измерить хотя бы простейший параметр – отклонение предела волны в сторону зеленого (или другого света). Ну и можно позадавать кучу других вопросов, предложив вместе почитать европейские директивные документы (упомянутые в письме) или способ измерения силы света каждого дневного ходового огня на входящей оси не менее 400 кд или площади видимой поверхности не более 200 см2…

Таким образом, скрытая задача нововведений «сделать все, чтобы водитель, выезжая за город ясным зимним днем забыл включить фары – стал виноват и «влетел» на деньги» кардинально решается абсолютно в другую сторону. Готов спорить, что вряд ли найдется ГАИшник (разве что какой самоубийца), который посмеет «умничать» и настаивать на штрафе в условиях «подкованности» водителя, вооруженного техническими знаниями, официально процитированными и одобренными Генерал-майором МВД Будником Сергеем Ивановичем.

Кстати, параметры дневных ходовых огней могут использоваться не только в описанный нами способ, но и немного в другом русле. Если происходит какая авария (столкновение) – то потерпевший может вполне апеллировать «я не заметил автомобиль второго водителя, потому как он ехал без дневных ходовых огней, давайте проверим параметры тех приборов, которые были включены, они не те, что надо».

Ну и существует еще масса способов применения полученных технических знаний о качестве дневных ходовых огней, что зависит от конкретной ситуации, фантазии, уровня интеллекта пользователей и других параметров.

Но в любом случае – берегите себя на дороге. Будьте осторожны. Давайте все помнить, что Правила дорожного движения написаны кровью и практически каждый их пункт логично и разумно предопределен. Потому выполняйте Правила, но и не позволяйте, когда бредовыми, невыполнимыми, двусмысленными или неясными требованиями Вас пытаются «обыдлить» и «сорвать денег» (которые лучше не отдавать «на сторону» (не важно, в бюджет или в виде взятки), а потратить на качественное топливо, хорошую «резину» по сезону или лишний раз поменять тормозные колодки).

Удачи на дороге!

 

Алексей Святогор, адвокат, специально для «УК»

You may also like...