Мех и грех. Как мошенники греют руки на продаже шуб

«Меховой рынок в стране захвачен иностранными производителями, и сегодня российским потребителям обычно продаются контрафактные меховые изделия — сомнительного качества, часто просто подделки под более дорогой мех». Скандинавские норки пришли на смену мексиканским тушканам…

Несмотря на переменчивые московские зимы, шубы по-прежнему пользуются огромным спросом у дамской части населения. На всем протяжении холодного сезона на популярных нынче в столице ярмарках меха царит традиционный ажиотаж.

Впрочем, называть настоящими, тем более русскими шубами то, что продается на этих ярмарках, у юристов Объединения потребителей России язык не поворачивается. «Меховой рынок в стране захвачен иностранными производителями, и сегодня российским потребителям обычно продаются контрафактные меховые изделия — сомнительного качества, часто просто подделки под более дорогой мех», — говорит председатель Объединения потребителей России Алексей Корягин.

фото: Кирилл Искольдский

фото: Кирилл Искольдский

Скандинавские норки пришли на смену мексиканским тушканам

Сколько сегодня меховых ярмарок в Москве — и не сосчитаешь. Экспоцентр, ЦДХ, Тишинка… На одной только ВВЦ их несколько. К услугам посетителей — бесплатные автобусы. Рекламные плакаты развешаны повсеместно. Кроме того, на каждом углу народ зазывают оценить меховой ассортимент люди с громкоговорителями. Так что мимо пройти будет сложно.

Журналисты «МК» заглянули на пару таких ярмарок. Цены на первой оказались достаточно высокими, но и товар смотрелся прилично. В основном, как уверяли продавцы, здесь были представлены шубы итальянского и греческого производства. На криво пришитых этикетках красовались лично мне ни о чем не говорящие названия фирм на итальянский манер — что-то типа мозетто, панцетто и прочее. Цены на норку начинались от 150 тысяч.

Да и то — на короткие модели из кусочков. Длинные шубы в пол тянули уже не меньше чем на полмиллиона. А миллиона за полтора можно было приобрести даже полушубок из баргузинского соболя. «У нас тут настоящая Италия, поэтому и цены высокие», — через губу заявила продавщица с облупившимися ногтями. Первое, что я нашла в соседней палатке под названием «Меха Флоренции», была греческая шуба. Греция, как уверили меня, тоже что ни на есть настоящая. Да и цены были соответствующими: от 200 тысяч и выше.

Относительно «бюджетными» вариантами здесь называли изделия из скандинавской норки — мол, ее ворс короче и жестче. А вот мягкая на ощупь норка-«канадка» стоит уже раза в два дороже. Как я узнала впоследствии, за скандинавскую норку у нас нередко выдают кролика или выдру. За канадскую, впрочем, тоже…

…На второй ярмарке продукция выглядела значительно более потрепанной, а продавцы готовы были буквально растерзать каждого клиента. «Что это за фирма такая — «Фурлан»?» — разглядывая тусклую «норку», спросила я. Продавец пояснил мне, что фирма-то очень известная, итальянская, да и ударение надо ставить на первом слоге, а не на последнем, как я. Потрепав мех, я обнаружила у себя в ладони целый клок волосков. Зато фурланская «норка» стоила уже по 150 тысяч за длинную шубу. Мне сообщили, что это дешево, но можно и скинуть… Да и вообще, в каждом закутке мне обещали скидки, гарантии, оригинальную Италию или Грецию. И лишь когда я сама сообщила, что мечтаю о китайской шубе, обещали достать и такую — по сходной цене…

 

фото: Кирилл Искольдский

фото: Кирилл Искольдский

 

Хитрая лиса

…Жалобы на товары, приобретенные как раз на таких ярмарках, сейчас входят в верхние строчки рейтинга потребительских обращений в Объединении потребителей России. Например, в сезоне 2011–2012 годов их поступило более тысячи. Главным образом люди жалуются на низкое качество товаров (мех вытягивается, сужается, садится, осыпается) и завышенные цены на них, а также на невозможность предъявить претензию продавцу, которого к моменту появления претензий уже, как правило, на месте не оказывается. Нередко исчезают и сами устроители ярмарок. А еще бывает, что продавцы просто «не узнают» умело впаренный доверчивым покупателям товар.

Последнее ноу-хау — шубы стали продавать в кредит. И это — то еще попадалово. Например, в феврале прошлого года москвичка Аношина О.П. купила лисью шубку за 38 тысяч рублей на меховой ярмарке. Копила на нее деньги пенсионерка долго. По условиям договора она внесла часть стоимости (8 тысяч) в кассу продавца, а на оставшуюся часть оформила кредит (его любезно предоставили прямо на территории выставки). Увы — шубка не подошла даме ни по размеру, ни по фасону.

Такое бывает. Через несколько дней женщина вернула товар продавцу. Покупательницу уверили, что сумму, оплаченную наличными в кассу магазина, вернут ей наличными же. А вот сумма в размере предоставленного кредита будет перечислена торговой организацией в банк на ее счет для погашения кредита. Аношина ушла, полностью уверенная в том, что кредит закрыт. Но через несколько месяцев ей начали поступать звонки и эсэмэски из банка с требованием… уплатить перед ним задолженность. Продавец, как хитрая лиса, из которой сделали шубу обманутой клиентки, к тому времени давно испарился…

А вот москвич Старостин А.В. проявил покупательскую настороженность и, приглядев шубу для супруги к годовщине свадьбы, обнаружил, что на этикетке не хватает информации, которая должна быть по закону всенепременно. А именно: о составе меха, изготовителе, месте изготовления, об уходе за ней… Когда он попросил продавца предоставить товарно-сопроводительные документы на шубу стоимостью 150 тыс. рублей, ему отказали в грубой форме. Куда там: не сообщили даже название юридического лица, которое этими шубами торгует. В администрации ярмарки с потенциальными покупателями на эту тему говорить тоже отказались.

Юристы отмечают, что требования положений Закона «О защите прав потребителей» на таких ярмарках не соблюдаются повсеместно. «Исходя из многочисленных жалоб потребителей, они не имеют возможности воспользоваться предоставленными им законом такими правами, как вернуть или обменять товар в течение 14 дней с момента покупки, предъявить претензии по качеству товара, не могут привлечь к ответственности продавцов, обратившись с жалобой в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или в суд, так как им не предоставляют надлежащей информации о продавце. К тому же Росздравнадзор не имеет возможности проводить проверки таких ярмарок из-за того, что проводят их в течение очень короткого времени», — говорят юристы Объединения потребителей России.

— Сегодня в России почти не осталось скорняков, меховая промышленность практически уничтожена, этот рынок захвачен иностранными поставщиками и производителями, а Москва наводнена контрафактными шубами. Российскому производителю меховых изделий в столицу пробиться почти невозможно. В итоге потребитель получает некачественный товар по завышенной цене, а государство в части налогов не получает ничего. Ситуация удручает тем, что столица превратилась в центр контрабандной торговли меховыми изделиями, где они и реализуются в основном через выставки-ярмарки, — говорит Алексей Корягин.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ: Чаще всего за норку выдают кроличий мех, который служит максимум три сезона. Волшебное превращение происходит с помощью эпиляций, стрижки, окрашивания и ощипывания. Иногда имитация настолько успешна, что от норки подделку не отличит даже опытный эксперт.

Прекратите «пушистый грабеж»!

…Защитники потребителей уже давно и иногда даже успешно пытаются бороться с «выставками-ярмарками» меха. Проводят на них общественные проверки, требуют документы (которых, как правило, нет), подают исковые заявления в суды. Однако пока кардинально ситуация не меняется. Наступил новый сезон — и люди наступают на старые грабли.

Покупают шубы неизвестного происхождения без документов (обычно даже правильного чека покупателям не выдают!), а потом не могут вернуть выброшенные на ветер деньги. «Большинство шуб, продающихся на таких ярмарках, не сертифицированы должным образом, чаще всего это вообще контрафакт. Более того — практически все ярмарки проводятся незаконно, так как для их проведения требуются специальное разрешение и соответствующий правовой акт правительства Москвы, чего у большинства предпринимателей не имеется.

А некоторые бизнесмены откровенно врут, утверждая, что они занимаются продажей шуб «при поддержке правительства Москвы». И, к сожалению, на них очень сложно повлиять с правовой точки зрения. Пользуясь тем, что ярмарка проходит всего несколько дней, людям впаривают что угодно, делают якобы скидки, а на самом деле продают по заоблачным ценам китайское и турецкое барахло», — продолжает Корягин.

Не так давно одним из судов г. Москвы было вынесено заочное решение в пользу объединения потребителей, которые обратились с иском к такой ярмарке. Представители ее в суд так и не явились. А впоследствии чихать хотели на исполнительный лист суда, предписывающий срочно расставить по ярмарке стенды с указанием координат всех продавцов и данными администрации, снабдить все шубы сопроводительными документами и больше не вводить потребителей в заблуждение. Точнее, организаторов выставки-ярмарки уж и след простыл — исполнять решение суда просто некому.

Тем временем общественные контролеры продолжают собирать материалы для московской прокуратуры и судов. «Только совместными силами мы можем победить тот беспредел, который творится в Москве. Поэтому мы призываем москвичей сообщать нам обо всех фактах нарушения закона на таких ярмарках», — просят члены объединения потребителей.

Как выбирать мех

Для начала понюхайте изделие. Если оно фабричное, ничего неприятного вы не почувствуете. А вот если издает резкий и неприятный запах, перед вами — самопальный товар.

Сомните часть изделия рукой. При разжатии кусочек должен вернуть первоначальную форму. В мехе не должно быть ни впадин, ни проплешин, а при поглаживании против шерсти волоски ломаться не должны. И, уж конечно, они не должны сыпаться при потряхивании изделия.

Автор:  Екатерина Пичугина, «Московский комсомолец» 

You may also like...