Дело Бочковского и Стоецкого: сядут ли скандальные экс-чиновники ГСЧС

В среду бывший первый заместитель Государственной службы по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) Василий Стоецкий вышел на свободу после внесения залога в размере 1 182 000 грн. Его бывший начальник, экс-глава ГСЧС Сергей Бочковский вышел из под стражи в ночь на четверг после внесения такой же суммы залога.

 Автор: Вячеслав Хрипун, «Апостроф»

Сергея Бочковского освободили из-под ареста после внесения залогаФото: УНИАН

В МВД, впрочем, не сомневаются, что дело против экс-чиновников ГСЧС, задержанных за коррупцию, имеет перспективы, а в коррупционной цепочке могут быть замешаны высокопоставленные сотрудники Генеральной прокуратуры и Министерства юстиции.

Экс-председатель Государственной службы по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) Сергей Бочковский и его бывший первый заместитель Василий Стоецкий были задержаны прямо на заседании Кабинета министров 25 марта. Заместитель начальника Главного следственного управления МВД Дмитрий Бут сообщил, что они подозреваются в совершении преступления, предусмотренного ч. 5. ст. 191 Уголовного кодекса («присвоение или растрата чужого имущества, совершенные по предварительному сговору в особо крупных размерах»; карается лишением свободы на срок от 7 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности сроком до трех лет и с конфискацией имущества).

Сразу после задержания Кабинет министров уволил чиновников, а затем были уволены и начальники всех областных управлений ГСЧС и Киева. Позднее стало известно, что начальнику службы и его заместителю предъявлено обвинение и по ч. 2 ст. 189 УК («вымогательство, совершенное служебным лицом с использованием своего служебного положения»; предусматривает лишение свободы на срок от 3 до 7 лет).

Как следует из предъявленных руководителям Госсслужбы обвинений, их подозревают в создании нескольких коррупционных схем. Первая схема незаконных заработков состояла в закупке горюче-смазочных материалов для нужд ГСЧС по завышенным ценам у частных фирм «Юкойл» и «Альянс». Фирма «Юкойл», поставлявшая ГСЧС топливо по завышенным ценам, достаточно хорошо известна правоохранительным органам.

Осенью 2014 года она фигурировала среди нескольких других фирм в похожем коррупционном скандале в Министерстве обороны, когда Главная военная прокуратура заподозрила тендерный комитет ведомства в закупке авиационных, корабельных трансформаторных и моторных масел по завышенным ценам. За эти масла чиновники Министерства обороны в мае-июне 2014 года переплатили более 3 750 000 грн.

Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, фирма «Юкойл» зарегистрирована в Святошинском районе Киева, по адресу проспект Академика Палладина, дом 32, офис 434. Ее владельцами являются братья Юрий и Виктор Безлюдные, причем в качестве директора предприятия указан первый из них. Согласно данным сайта компании, сама фирма действительно специализируется на продаже авиационных масел, смазок и жидкостей.

По данным СМИ, за последние семь лет компания «Юкойл» выиграла четверть всех топливных тендеров, проводившихся Госслужбой. Кроме того, фирма выигрывала тендеры на поставку масла и топлива для Министерства обороны и Национальной гвардии. Кому реально принадлежит вторая фирма – «Альянс», следствию еще предстоит выяснить.

Из материалов следствия видно, что у фирмы «Юкойл» есть агентский договор с оффшорной компанией «Fevrier.inc», зарегистрированной в штате Нью-Джерси (США). Согласно договору, «Fevrier.inc» получала в качестве комиссионного вознаграждения 20% от суммы каждой сделки между «Юкойлом» и ГСЧС. Себе «Fevrier.inc» оставляла 6,5% от полученной суммы, а остальные 13,5% перечисляла на счета другой оффшорной компании – «Apply Generation A.G.», также зарегистрированной в штате Нью-Джерси.

Бенефециарами «Apply Generation A.G.», по данным следствия, как раз и являются Сергей Бочковский и Василий Стоецкий, которые вдвоем контролируют 50 тыс. акций фирмы. Согласно данным МВД, «Apply Generation A.G.» открыла в Банке Кипра два персональных счета на имена Сергея Бочковского и Василия Стоецкого, где и аккумулировались средства, полученные от продажи горюче-смазочных материалов. Банковские карты у арестованных были изъяты.

Вторым источником незаконных доходов руководства ГСЧС были ежемесячные поборы с областных управлений службы. Например, только за январь 2015 года руководители ГСЧС получили от своих подчиненных 1 980 000 грн. Часть этих денег передавалась чиновникам других ведомств. В частности, глава МВД Арсен Аваков назвал фамилию некоего сотрудника Генпрокуратуры ‒ Моргун. Кроме того, по словам господина Авакова, в январе неустановленное лицо в Министерстве юстиции получило от Сергея Бочковского и Василия Стоецкого 40 тыс. грн, сотрудник таможне – 60 тыс. грн.

В феврале незаконные доходы руководителей Госслужбы несколько увеличились – им поступило от областных управлений 2 075 000 грнНапример, Винницкое управление ГСЧС «сдало» начальству 50 тыс. грн, Волынское ‒ 40 тыс. грн, Днепропетровское ‒ 120 тыс. грн, управление Киевской области – 100 тыс. грн, а управление столицы – 200 тыс. грн.

Глава ГСЧС Сергей Бочковский и его бывший первый заместитель Василий Стоецкий (слева на фото) были задержаны прямо на заседании Кабинета министров 25 мартаФото: УНИАН

Источники «Апострофа» в МВД, знакомые с материалами дела, полагают, что у уголовного производства по обвинению руководства ГСЧС,‒ «хорошие перспективы». «Я давно не видел столь четких доказательств, как в этом деле. Если следствие и прокуратура не будут “тормозить”, то обоих служащих вполне можно посадить»,‒ рассказал собеседник «Апострофа». По его словам, причина провала обоих чиновников состоит в их «самонадеянности».

«Здесь все относительно просто, начальники додумались до того, что оформили банковские карты Банка Кипра на свои имена, а так опытные коррупционеры уже давно не делают, они просто создают массу подставных фирм и открывают счета на подставных лиц или, в крайнем случае, на родственников, чтобы запутать следы»,‒ рассказал собеседник «Апострофа». По его словам, пагубной оказалась и привычка подозреваемых вести соответствующую бухгалтерию: «Теперь эти записи будут прямо использоваться против них, благо почерковедческая экспертиза четко все установит, а указанные в ней люди будут обязательно допрошены и, скорее всего, спасая себя, дадут нужные показания».

Что касается задержания служащих на заседании Кабинета министров, то среди милиционеров есть мнение, что власти решили устроить показательный процесс. «За более чем год работы новой власти не было ни одного сколько-нибудь громкого приговора. Как правило, задержанных приходилось либо отпускать за недоказанностью вины, после чего следствие тянется месяцами, либо они сбегали от нас. А тут представился такой отличный случай»,‒ считает источник «Апострофа».

28 марта Печерский районный суд Киева арестовал Сергея Бочковского и Василия Стоецкого на два месяца и установил залог в размере 1 182 000 грн, который они могли внести, чтобы выйти на свободу. Впрочем, добиться ареста удалось не с первого раза. 27 марта представитель прокуратуры Андрей Шевченко сам отозвал из заседания ходатайство об избрании подозреваемым меры пресечения в виде содержания под стражей. Как пояснил прокурор журналистам, на тот момент «прямых доказательств вины задержанных не было». По его словам, трудности возникли потому, что фирмы, данные о которых получило следствие, находятся за границей, и четко отследить все транзакции средств было непросто.

Как пояснил собеседник «Апострофа», близкий к следствию, подобная заминка была вызвана тем, что в документах с данными о счетах служащих отсутствовала прямая связь между ними и счетами, на которых лежат деньги. «В данных о персональных банковских счетах обоих чиновников, как и на изъятых у них банковских картах, действительно фигурируют их фамилии, но на всех сопроводительных документах стоят фамилии и подписи совсем других людей, даже не граждан Украины. С точки зрения следствия, не очень понятно, что их всех связывает вместе»,‒ рассказал источник издания.

В такой ситуации, по его словам, следствие, которое ведет Главное следственное управление МВД решило использовать дополнительный козырь – заявления четырех руководителей областных управлений Госслужбы о вымогательстве у них денег Сергеем Бочковским и Василием Стоецким, которые они написали вскоре после публичного задержания своих руководителей. Так в уголовном производстве и появилось обвинение по ч. 2 ст. 189 УК. Для повторного ходатайства в суд пришлось сменить представителя прокуратуры, а глава МВД Арсен Аваков даже попросил Генерального прокурора Виктора Шокина оставить расследование в компетенции МВД. «Я с удовольствием выполнил эту просьбу»,‒ сообщил господин Шокин 31 марта.

Тем не менее,1 апреля из-под стражи был освобожден Василий Стоецкий, представители которого смогли собрать необходимую сумму залога, хотя ему все равно необходимо являться к следователю и в суд. Его бывший начальник пока остается за решеткой. В ночь на четверг под такую же сумму залога был выпущен и Сергей Бочковский, хотя народный депутат Антон Геращенко в своем профиле в Facebook ранее написал, что сначала перечисляемые в качестве залога средства были заблокированы Государственной службой финансового мониторинга до проверки источника их происхождения.

Адвокат Сергея Бочковского Игорь Федоренко полагает, что задержание его подзащитного произошло незаконно. «Согласно Уголовному процессуальному кодексу, подозреваемому должно предъявляться постановление следственного судьи о задержании, но на заседании Кабинета министров ничего подобного сделано не было, следователь сослался лишь на норму ст. 208 УПК, хотя согласно ней, задержание возможно лишь в том случае, если лицо застали прямо на месте совершения преступления. Содержание под стражей опасно для здоровья моего подзащитного, у него больная почка, сахарный диабет»,‒ рассказал «Апострофу» господин Федоренко. По данным СМИ, Сергей Бочковский немедленно направился в больницу для лечения диабета.

Следует отметить, что это уже не первое громкое задержание в ГСЧС. 14 мая 2014 года при получении взятки в размере 1 млн грн сотрудники СБУ задержали еще одного заместителя Сергея Бочковского – Александра Недобиткова, однако в настоящее время он находится на свободе, а расследование дела продвигается достаточно медленно.

 

You may also like...