Охота на нелегальный извоз: таксистов-нелегалов погубят подставные пассажиры
Вскоре за нелегальный извоз начнут взимать драконовские штрафы. Чтобы вывести «грача» на чистую воду, в машину будет подсаживаться законспирированный оперативник и фиксировать факт незаконной предпринимательской деятельности
Мининфраструктры вынесло на общественные слушания законопроект, призванный урегулировать работу такси. Заявленная цель – легализовать рынок таксомоторных перевозок. По данным министерства, сейчас в стране насчитывается 200-250 тыс. такси, 85% из которых работают вне правового поля. Особенно количество нелегальных перевозчиков увеличивается в последний год из-за роста безработицы.
Оборот теневого рынка такси оценивается чиновниками в более чем 25 млрд грн. в год, а сумма, которую мог бы получать бюджет от налогообложения нелегальных извозчиков, – 1,6 млрд грн. Между тем, по информации ГФС, в прошлом году казна получила лишь 31 млн грн., которые заплатили официально зарегистрированные таксисты. В министерстве рассчитывают, что после введения новых правил около 40% "грачей" станут работать легально, а ежегодные налоговые поступления в госбюджет вырастут на 700-800 млн грн.
После принятия проекта финансовые бонусы получат и МРЭО. Все легковые автомобили, которые сейчас используются для перевозки пассажиров на заказ, придется перерегистрировать как такси и получить для них новые номерные знаки желтого цвета. Расходы на такие манипуляции выльются примерно в 500 грн. Так что если все легальные таксисты и хотя бы половина нелегалов решат и дальше остаться в бизнесе, МРЭО заработают на перерегистрации не менее 50 млн грн.
Извозчики, которые все же пойдут на дополнительные траты, переложат их на пассажиров. Да и снижение конкуренции
на рынке позволит им взвинтить цены как минимум в полтора раза
Нововведения сулят неплохую прибыль компаниям, которые производят и продают таксометры, световые плафоны и сигнальные маячки для автомобилей. Согласно законопроекту эти аксессуары будут обязательными для такси. Оборудование одной машины по всем правилам выльется как минимум в 2 тыс. грн. Если легальным извозом по всей стране займется хотя бы 100 тыс. водителей, они заплатят за автоаксессуары 200 млн грн.
Не останутся внакладе и местные власти. Законопроект предусматривает передачу полномочий по организации таксомоторных перевозок органам местного самоуправления (в настоящее время этот вопрос находится в компетенции Мининфраструктуры). Местные чиновники будут устанавливать квоты на количество такси на вверенной им территории. "Более рентабельного товара для коррупции, чем квота, не существует.
Перевозчики побьются между собой в очереди за право первыми дать взятку чиновникам", – прогнозирует президент Ассоциации таксистов Украины Василий Попик. Местные власти также станут выдавать таксистам лицензионные карточки с указанием территории, где будет разрешено работать на конкретном автомобиле.
С их стоимостью и сроком действия в Мининфраструктуры еще не определились: пока обсуждаются сумма в одну минимальную зарплату (1218 грн.) и пятилетний срок. Если это предложение будет принято, то бюджетные поступления от нововведения превысят 120 млн грн. Сейчас лицензионные карточки бесплатно прилагаются к самой лицензии на предоставление услуг по перевозке пассажиров.
Либо сам пассажир согласится дать пояснения, что оговаривалась плата за перевозку по определенному маршруту. Либо в машину будет подсаживаться "подставной" клиент и делать аудио- или видеозапись, фиксируя факт незаконной предпринимательской деятельности", – рассказал "ДС" партнер юридической компании "КПД Консалтинг" Кирилл Казак. В роли подсадных уток придется выступать милиционерам. "Это оперативно-разыскная работа, и заниматься ею могут только правоохранительные органы", – поясняет юрист.
После таких новаций количество такси в стране может сократиться в разы. Извозчики, которые все же пойдут на дополнительные траты, переложат их на пассажиров. Да и снижение конкуренции на рынке позволит им взвинтить цены как минимум в полтора раза. В этом случае минимальная стоимость проезда по Киеву может взлететь с 30 до 45 грн., а тарифы – с 3-5 до 4,5-7 грн. за километр.
Охота на нелегальный извоз
Проблема серых таксистов существует во многих городах мира. Методы борьбы с частными извозчиками разные, но, как показывает опыт, наилучший эффект дают жесткие меры.
В Лондоне существует специальная служба, занимающаяся отловом нелегальных таксистов. Ее сотрудники мониторят объявления, рекламирующие услуги по перевозке пассажиров, а затем передают информацию полицейским. Водители попадаются в ловушку, посадив в машину переодетого полицейского. Штраф за нелегальный извоз – свыше 400 евро.
Беларусь
Бороться с частными извозчиками наши соседи решили радикально. В 2010 г. в Кодекс об административных правонарушениях республики внесли поправки: водителю, впервые задержанному за нелегальный подвоз пассажиров, назначается штраф в 230 евро, а если он попадается снова, автомобиль подлежит конфискации.
США
Достаточно жестко контролируется рынок такси в Лос-Анджелесе: для начала псевдотаксистов штрафуют на сумму до $1 тыс. Если это не помогает и водитель снова попадается, власти могут конфисковать у него автомобиль сроком до 30 дней. По окончании данного периода водителю придется заплатить еще $1 тыс., чтобы получить транспорт назад. Максимальное наказание, которое грозит за нелегальный извоз, – тюремное заключение.
Посредники станут "службами такси"
Только в Киеве насчитывается около 900 служб такси, но лишь 10% из них работают официально. Большая часть этих фирм располагается в обычных квартирах. Два-три диспетчера принимают заказы, прикидывают расстояние по Google Maps или Яндекс. Картам и называют стоимость поездки. Затем сбрасывают информацию на сервер обмена заказами, откуда его снимает водитель. Такие посредники берут себе 10-20% от стоимости заказа.
Согласно законопроекту, чтобы остаться в этом бизнесе, информационно-диспетчерские службы должны зарегистрироваться как субъекты хозяйствования, предоставляющие соответствующие услуги. Они станут заключать договоры с таксистами, которые оформили все документы (лицензии, лицензионные карточки, страхование пассажиров и др.). Подпольные службы рискуют расстаться с 17 тыс. грн., которые придется отдать казне в виде штрафа.
Елена Богун, опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 19 апреля 2015 г. (№16/726)