Откровения командира сепаратистов: «Без российского оружия мы долго не протянем»

Ровно месяц назад, 23 мая группа неизвестных расстреляла командира бригады «Призрак» Алексея Мозгового, ставшего уже вторым расстрелянным полевым командиром ЛНР после Беднова («Бэтмана»). Дмитрий Окрест поговорил с заместителем Мозгового Алексеем Марковым о переделе власти среди сепаратистов, российских советниках и источниках финансирования боевиков.

 

– Бригада «Призрак» последнее время квартируется в Алчевске недалеко от Луганска. Какая сейчас обстановка в регионе?

 У нас добровольцы приезжают с большими погонами на плечах — есть полковники

– Обстреливают периодически поселок Донецкий [в 20 км от места базирования бригады]. Интенсивность атак нарастает. Если до этого обстреливали из 82-мм минометов, то сейчас атакуют бронетехникой — в ход пошли БТР, танки. Идет активное прощупывание нашей обороны, ну а мы отвечаем. До полномасштабных боевых действий пока не дошло, но думаю это дело ближайших дней.

Сегодня в бригаде есть люди опытные в военном плане, у нас добровольцы приезжают с большими погонами на плечах — есть полковники. Но это не так называемые отпускники — под отпускниками здесь, скажем так, понимают неофициальных военных советников со стороны РФ. Я не могу этого комментировать в силу понятных причин. Скажем так, я не знаю. К нам же едут реальные отпускники: когда у человека на три месяца накопились дни, либо уже демобилизованные.

11156332_1424256301216029_7365069069979403134_n (1)

Марков — крайний слева, Мозговой — второй справа

 — 23 мая — то есть месяц назад — убили командира бригады Алексея Мозгового. На мирное население его гибель как-то сказалась?

 — Жители города сильно всего боятся. Палитра настроений разнообразна — иногда с такой теплотой к нам относятся, но 80% по обе стороны хочет только одного — мира. Дайте им лишь работу и пенсию, воды и работающих магазинов. Сейчас в магазинах хватает продуктов, но хватает ли людям денег на них — не знаю. Людям-то плевать кто будет у власти — республиканцы, националисты да хоть феодализм. Но будущее определяет активное меньшинство, и оно настроено на Новороссию. Все устали от войны, она длится второй год — рассчитывали же на крымский сценарий. Надо понимать: война это война! Это уже не партизанщина, как осенью, когда командиры сами решали, где будут базироваться. Сейчас есть линия фронта, единое командование — нравится ли это кому-то или нет. Мы понимаем, что в отличие других подразделений, привязанных к населенному пункту, мы пойдем вперед. И на Лисичанск, и на Харьков!

 — А как это повлияло на личный состав?

 — Сложно сказать. Некоторые для себя кое-что решили и ушли. Некоторые и вовсе сбежали, не написав даже рапорт. Всего около 40 человек. Они с нами не общались, не объясняли. Фактически это было бегство. Некоторых я понимаю, понимаю почему сбежали. Пользуясь, так сказать, близкими отношениями с Борисычем [Мозговым] чувствовали себя в безопасности, и не вся информация об их деятельности доходила до него.

Тут они поняли, что возникнут вопросы. Ушли и рядовые бойцы, ушел один из командиров. Ну сбежали, так сбежали. С другой стороны, к нам пришло более 70 новичков, в большинстве своем это россияне. Все воспринимают [убийство Мозгового] по-разному: у нас нет упаднического настроения, злость есть, есть желание найти и покарать, но и мысли не было бросить. Сейчас у нас около 700 человек, было больше — еще в начале осени порядка 1800, но часть народа переманили в народную милицию, там зарплата 360 долларов.

 — Откуда у народной милиции деньги на зарплату?

 — Мне они не докладывают, но в республике начала действовать налоговая система. С коммерсантов берут определенный процент, например, для торгующих на рынке разовый взнос 500 гривен. Рубли, кстати, здесь сейчас больше появляются. Деньги идут сразу в Луганск — тратят они на своих, нам же от них ничего не достается.

– А за счет чего финансируется «Призрак»?

В командовании «Призрака» остались лишь российские добровольцы, у которых нет здесь ни родственников, ни личных интересов.

– Во многом это добровольные взносы от местных бизнесменов, которые прекрасно понимают, что «Призрак» для предпринимателей — это гарантия спокойствия и их нормальной жизнедеятельности. Мы специально не занимались статисткой, кто сколько готов дать — ну вот привозит человек два ящика тушенки или сто литров бензина, будем выяснять за сколько купил? У нас даже стояла банка для пожертвования. Помогают частные лица, компании, крупные бизнесмены из России. Есть пожертвования из-за рубежа, но будем откровенны — у нас нет своих производств. В командовании «Призрака» остались лишь российские добровольцы, у которых нет здесь ни родственников, ни личных интересов.

 Нам сейчас полностью перекрыли гуманитарку — один раз лишь пришла фура от [главы Фонда помощи Новороссии] Глеба Корнилова. Пробивались люди на маленьких бусиках, но у нас 700 человек, которых нужно кормить хотя бы раз в сутки. Несколько ящиков тушенки на многих не хватает. Сократили число пунктов, где раздавали еду, не можем поддерживать школы и больницы. Медтехникой помогаем, но не в тех объемах. Сами на голодном пайке. В Луганске позиция такая — вся гуманитарка пребывает туда, где и распределяется централизованно. Но от гумконвоя мы не получили ничего!

 — То есть действуют люди, которые перехватывают гуманитарку? А это разве в условиях военных действий нельзя назвать предательством?

 — Скажем, такие сведения действительно есть. Но если бы здесь сражались одни ангелы и рыцари без страха и упрека, то ситуация была другой. Но тут куча разных людей — есть добровольцы, приехавшие сражаться за светлое будущее, а есть бывшие криминальные элементы, которым в условиях гражданской войны ищут удобное место, чтобы самим приподняться.

 — 1 января при попытке задержания силами спецподразделения МВД ЛНР был убит командир группы быстрого реагирования Александр Беднов, больше известный как «Бэтман». Вы понимали, что ситуация может повториться и с вами?

 — Я с Сан Санычем был хорошо знаком — виделся за полторы недели до его гибели, говорили про всякие разные вещи. Честно говоря, для это нас было таким же неожиданным ударом. Не то, чтобы мы принимали на себя эту роль, но понимали [после убийства], что такое могло произойти с Борисычем. Это было именно убийство, несмотря на то что говорят про Бэтмана. То что ему предъявляли — да половину этих обвинений, будем откровенны, могут применить к любому полевому командиру. Никаких доказательств с тех пор я не так и услышал!

betmen-komandir-betmena-ya-zanimayus-voynoy-foto_1

Полевой командир Беднов («Бэтман»)

 — Насколько я понимаю официально Беднов был убит силами ЛНР. В конечном итоге это помогло лишь украинской стороне? Убийство Мозгового — кем бы оно не было совершенно — также только на руку Киеву?

 — Это выгодно не только украинской стороне, хотя им выгодна потеря таких харизматичных и толковых командиров. Выгоду приобрели и политические силы в ЛНР, опасавшиеся авторитета Беднова. Претензии к командирам были со стороны политических сил. У Беднова ведь был такой авторитет, он шел на выборах со своим движением, его неоднократно пытались запретить, во время регистрации в избиркоме даже дошло до стрельбы. Тем не менее на выборах он выступил, при всех неравенствах к доступу к СМИ он получил хороший результат.  Его могли рассматривать как политического конкурента, в военном-то отношении он был лояльным. Аналогично и Мозговой. «Призрак», несмотря на громкие политические заявления Алексея Борисыча, всегда участвовал во всем, в тот же штурме Дебальцово.

11113822_579674822174690_7717368932725087620_n

 – Как выглядит ваша идеальная Новороссия?

 Россия, скажем так, не сильно заинтересована в создании какого-либо народовластия в ДНР или ЛНР

-Я не романтик, я человек практичный. Я прекрасно знаю что, то, чего мы хотим, и можем —  это две большие разницы. Если удастся  построить здесь государство или общество, основанное на принципах народовластия и социальной справедливости, то это будет отлично. Механизм простой — иерархическая система советов. Когда избиратели в самом низу выбирают представителей в районные советы, депутаты районных советов избирают городские.

Понимаю насколько сегодня это звучит утопично. Но Россия, скажем так, не сильно заинтересована в создании какого-либо народовластия в ДНР или ЛНР — это хорошо видно на примере Осетии, Абхазии. Они будут вкладывать сюда деньги, присылать своих советников. Но правительству — властвующему классу — идея народовластия так же сильно претит, как и украинской хунте. Например, я принимал участие в организации в Алчевске «Антифашистского форума».

Приехало 150 человек из 16 стран, было 30 активистов местных  коммунистических организаций. Первоначально он должен был проходить в Луганске, но не секрет, что там сидят, так сказать, советники Москвы. Они рассказывают и московским хозяевам, и луганским властям, что именно они главные, что через них все решается. И вот в мае мимо них проходит крупное мероприятие. В итоге они активно мешали проведению форума, пытались не пустить возможных конкурентов на политическое поле — оно тут достаточно бедненькое, кроме движения [нынешнего главы ЛНР Игоря] Плотницкого здесь особо никого нет.

– Даже многие сторонники Новороссии назвали убийство Бэтмана переделом власти в непризнанной республике, а вы как считаете?

 — У меня другое мнение по этому поводу — я изнутри побольше знаю, но не могу об этом сейчас рассказать, но я могу практически со стопроцентной уверенностью сказать, что российские спецслужбы здесь не при чем. Бэтман был самым лояльным командиром — он первым вошел в народную милицию. Он не имел своих интересов. Да, у него был авторитет, было политическое движение, составившие конкуренцию на выборах Плотницкому.  

Бэтман сохранял независимость, но он не был угрозой для властей, реальной угрозой. Конечно кто-то в республике мог воспринимать его как нынешнюю или будущую власть. Но тем, что происходит в республике, недовольно большинство. Особого восторга по поводу руководства ЛНР я не видел, может мне просто не везло, но мы прекрасно понимаем, что в условиях войны любое руководство лучше анархии. Поэтому любых планов противодействия не было, никаких фрондерских настроений у нас не было.

image_big_77893

Полевой командир Мозговой

 – А разве убийство командира «Призрак» — это не возможный пример того самого противодействия попыткам народовластия?

 — Я не опираюсь на догадки. Но в чем я уверен , так это в том что диверсионно-разведовательная группа «Тени» — это недоросли, это стопроцентный симулякр. Они только в фейсбуке и существуют, где рассказали об убийстве Мозгового. И удивляет, что люди, называющие себя журналистами, готовы воспринимать это всерьез хотя бы в качестве гипотезы.

 По словам самого Мозгового, ему предложили высокий пост в руководстве республики

Мозговой не был для них [России] непосредственной угрозой. Бригада не могла совершить переворот и построить народную республику. Сейчас здесь никто не мог быть такой угрозой. Не представлял никакой угрозы Мозговой ко времени своего убийства и по отношению к руководству ЛНР. Более того, последние недели шел активный переговорный процесс о легализации бригады. Шли переговоры о том, что Борисыч уйдет в легальную политику.

Было создано общественное движение «Возрождение народа». В ночь перед убийством мы сидели в штабе и пили шампанское за успех всех наших начинаний. День действительно был очень успешен — мы получили с Минюста документы на регистрацию движения, был решен вопрос со статусом бригады. По словам самого [комбрига, незадолго до убийства] Мозговому предложили высокий пост в руководстве республики. Наконец-то все наши проблемы сложились так удачно, чтобы были разрешены. Мы шутили на эту темы, говорили, что у нас впереди безоблачное будущее и никаких препятствий больше не будет.  Поэтому покушение меньше чем через сутки было не просто шоком, оно было настолько нелогичным, настолько непонятным, что до сих пор очень сложно, что… но не хочу делать гипотезы!

 — А что вы думаете о заявлениях спикера парламента Новороссии Олега Царева, что «проект Новороссия закрыт»? Можно ли назвать это предательством со стороны России тех, кто воевал на Юго-Востоке?

Не надо было обещать людям помощь и поддержку, чтобы потом бросить в разгар войны

 — Скажу откровенно, Царев авторитета не имеет, он там никто. На политику Кремля повлиять мы не можем, но без поддержки России будет трудно. Тем не менее мы готовы продолжать делать то, чем заняты. Можно ли назвать это предательством? Да, конечно, можно, если это действительно позиция России. Царев же не сам по себе озвучивает такие вещи — скорее транслирует мнение Кремля или кого-то из высокопоставленных лиц, он все-таки не такая крупная фигура. Значит не надо было обещать людям помощь и поддержку, чтобы потом бросить в разгар войны. К украинцам уже, конечно, никто не пойдет — уже слишком много крови пролилось. Это как в Осетии или Абхазии. Можно сколько угодно мирить их с грузинами, но они сами не вернутся. Но может быть и силовой захват, как в той же Аджарии. Тогда ввели войска, а недовольных пересажали. Такой исход возможен — будет тихий ужас, но вот что бы добровольно — без вариантов.

 — И что же хотя бы примерно ждет непризнанные республики через год?

Если Кремль примет решение о закрытии <Новороссии>, то мы еще покусаемся, а потом нас задавят.

– Что реально увидим через год никто не знает — это зависит от руководства России. Не секрет, что пока есть поддержка со стороны РФ, мы можем держаться. Даже на месяц-полгода нельзя делать прогнозы. Надо понимать, что ситуация в Новороссии развивается не в силу внутренних механизмов, а в силу внешних решений. Если в Кремле будет принято решение о полноценной поддержке, то мы и до Харькова дойдем. Если же Кремль примет решение о закрытии, то мы еще покусаемся, а потом задавят. Придется отступать. Без оружия, без боекомплектов, без продовольствия армия долго не протянет, а собственных структур до сих пор нет.

Автор:Дмитрий Окрест,   @the_ins_ru 

 

You may also like...