Застенчивая табачная мафия. Беларуская контрабанда или «беларуский» контрафакт? Часть 2

Использование летательных аппаратов, как пилотируемых, так и беспилотных дронов на границах Украины дело уже обыденное, так как дело это прибыльное. Например, стоимость нового мотодельтаплана не менее Eur 30 тыс., за один перелет он переправляет за границу 8-10 коробов сигарет, таким образом, прибыль от одного перелета составляет не менее USD 2 тыс.

Первая часть: Застенчивая табачная мафия

А еще они летают…

Но менее рискованным для контрабандистов и менее убыточным в случае задержания и конфискации аппарата является доставка табачной контрабанды через границу с помощью дронов, которые можно купить по объявлениям в интернете. Стоимость дрона около USD 10 тыс., причем он быстро окупается: за одну «ходку» дрон может перевезти 10-15 блоков сигарет, при оптовой цене самых дешевых сигарет типа «Примы» в Украине 12-13 гривен, а в Венгрии, в переводе на гривни, – 30-35, на блоке можно заработать от 150 гривен, т.е. за одну «ходку» – около 100 долларов, т.к. за ночь можно успеть сделать «ходок» пять, то за ночь можно заработать около USD 500, а за месяц – USD 10-15 тыс.

Вот несколько случаев использования летательных аппаратов для доставки контрабанды, зафиксированных пограничниками Украины. В ходе совместных мероприятий с пограничниками Словакии в Ужгородском районе было зафиксировано четыре перелета через границу летательных аппаратов.

В ходе поисковых мероприятий по обе стороны границы, в 45 км от нее, на территории Словакии был обнаружен самолет типа «Чмелек» без опознавательных знаков, но с изображением флага Украины на киле, без пилота, с поврежденными шасси и элементами фюзеляжа. Впоследствии было зафиксировано еще несколько случаев нарушения границы Украины со странами ЕС летательными аппаратами. Например, в конце сентября в ходе совместной операции пограничников Мукачевского отряда и Словакии также был задержан мотодельтаплан и его пилот-контрабандист, который уже неоднократно попадал в поле зрения правоохранителей.

23 октября в ходе проведения совместной операции пограничников Чопского отряда Украины и Венгрии во взаимодействии с сотрудниками СБУ и МВД был обнаружен и задержан мотодельтаплан, который был оборудован средствами навигации, а также три контрабандиста (два гражданина Украины и один – Венгрии), 12 ящиков сигарет «LM» и «Kompliment» и легковой автомобиль «Audi Q7» венгерской регистрации. Всего же в этом году пограничниками Украины во взаимодействии с пограничниками сопредельных стран и сотрудниками СБУ и МВД зафиксировано 60 случаев нарушения границы малыми летательными аппаратами, а по 11 из них возбуждены уголовные производства. Также задержано три дрона, которые использовались контрабандистами для переправки табачных изделий через границу (источник).

Однако кроме, такого, несомненно, новаторского способа доставки контрабандного товара в сопредельные страны, с использованием летательных аппаратов, контрабандисты по-прежнему используют и традиционные способы: автомобильным или железнодорожным транспортом, через тоннели под границей, на плотах по пограничным рекам и озерам, водолазами, а также «на горбу» контрабандистов. Используются и различные хитроумные схемы, например, т.н. «прерванный транзит», когда на территорию Украины заезжают фуры, следующие якобы транзитом в страны Европы, затем на «своих» таможенных пунктах в сопроводительных документах проставляются отметки о выезде-въезде и фуры возвращаются в Украину. Таким способом в Украину завозятся и сигареты с беларускими акцизными марками.

Балтия, Польша, далее – везде 

С усилением в Закарпатье борьбы «на всех фронтах», как с контрабандой, так и контрафактом, привлекательным рынком для реализации нелегальных сигарет и важным логистическим центром их пути в Западную Европу стала другая соседка Беларуси – Литува. Причем, так как в сводках пограничных и таможенных ведомств Литувы и Латвии, как правило, преобладает информация о контрабандных сигаретах беларуского производства, считается, что они из Беларуси сначала доставляются в Латвию, причем, наиболее вероятно, что транзитом через Россию.

В Латвии доля нелегальных сигарет в общем объеме табачных изделий составляет около 30%, из них 66,9% нелегальные сигареты из Беларуси (источник). Бюджет этой станы ежегодно не получает порядка Eur 70 млн. (источник). В этой связи таможенная служба Латвии обратилась к гражданам с призывом внести свой вклад в борьбу с контрабандой и теперь информацию о контрабандной деятельности можно сообщить в любое время суток даже в выходные и праздничные дни по бесплатному номеру телефона доверия, по электронной почте и на интернет-сайте Таможенного департамента (источник).

Из Латвии беларуские контрабандные сигареты переправляются в Литуву, где по информации Национальной ассоциации производителей табачных изделий, нелегальные сигареты приобретают 28% местных курильщиков, вследствие чего в бюджет ежегодно не поступает примерно Eur 100 млн.

Из Литувы контрабандные сигареты различными путями и способами доставляются в Польшу, где, по сведениям консалтингового агентства KPMG, сигареты беларуского происхождения составляют львиную долю серого рынка табачных изделий. Так, согласно исследований KPMG, в 2014 г. в Польшу из Беларуси было ввезено около 3,15 млрд. сигарет. По сведениям независимой компании Niemczyk & Partners, проводившей исследования на крупнейших польских рынках, в 2014 г. сигареты из Беларуси составляли здесь почти 34%.

В итоге, по самым скромным подсчетам, из-за контрабанды сигарет, бюджет Польши теряет около 1,7 млрд. злотых в год, что чуть меньше общей стоимости строительства Национального стадиона в Варшаве (источник). Очевидно, что поток нелегальных сигарет, ввозимых в Польшу, будет только возрастать. В первую очередь, это связано с увеличением стоимости сигарет в Польше вследствие постоянного роста акциза. Так, в начале 2015 г. он снова увеличился на 5,5%, что привело к повышению стоимости пачки сигарет в среднем почти на 1 злотый. И это не предел, т.к. согласно требованиям ЕС к 2018 г. акциз на сигареты в Польше должен составлять не менее 90 евро за 1 тыс. сигарет.

Однако в настоящее время акциз уже 92,86 евро за 1 тыс. сигарет! В этой связи, в докладе Союза предпринимателей и работодателей указывается, что за последние 10 лет цена пачки сигарет премиум увеличилась на 129%, средней ценовой категории – на 163%, а других – даже на 215%! Вследствие этого происходит уменьшение легальных продаж сигарет и ожидается, что ожидаемые 19,1 млрд. злотых от акцизного налога, т.е. 8% от всех национальных налоговых поступлений, бюджетом получены не будут. Очевидно, это стало понятно и Министерству финансов, поэтому в следующем году увеличение акциза на сигареты не планируется (источник).

Из Польши поток нелегальных сигарет направляется в соседние страны и дальше – во Францию, Великобританию, Ирландию и др. Например, в августе сотрудники таможенной службы Ирландии в ходе проводимой спецоперацию в порту Дублина в фуре с латвийскими номерами, прибывшей на пароме из нидерландского Роттердама, обнаружили и изъяли около 8 млн. беларуских контрабандных сигарет Minsk Capital, NZ Gold и др., общей стоимостью несколько миллионов евро. В Великобритании, в телевизионном репортаже проекта BBC «Fake Britain» был показан сюжет, как во время рейда британские полицейские в одном из магазинов обнаружили гродненские сигареты «Фэст», которые здесь стоят в 5-6 раз дороже, чем в Беларуси.

В целом, по данным Европейского бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF), нелегальные сигареты (из них примерно 58% произведены законно, но ввезены незаконно, а 42% – и произведены незаконно, и ввезены незаконно) в Великобритании и Франции занимают почти 23% рынка табачных изделий, в Германии – 21%, в Норвегии – 33%, в Латвии – около 30%, в Литуве – 49%. По оценкам экспертов, вследствие такой насыщенности табачного рынка стран ЕС нелегальными табачными изделиями, ежегодные убытки этих стран Eur 11 млрд (источник).

Что делать?

Для защиты своего табачного рынка специалистами предлагаются различные способы и методы. Например, для отслеживания всего пути каждой пачки сигарет от производителя до розничной продажи, в ряде стран ЕС предлагается маркировать каждую пачку специальным значком размером 1-2 см. Однако это неминуемо приведет к увеличению стоимости сигарет, которая в странах Западной Европы и так уже в несколько раз выше, чем в странах Восточной Европы. Так, например, по результатам исследований компании KPMG, средневзвешенная цена пачки сигарет в Польше была 3,07 евро, в Литуве – 2,46, в Латвии – 2,82, в Эстонии – 3,00, в Финляндии – 5,01, в Германии – 5,13, во Франции – 6,74, в Великобритании – 9,01, в Ирландии – 9,09, а в Норвегии – 11,02. В то же время в Беларуси средневзвешенная цена пачки сигарет 0,63 евро, в Украине – 0,63, в Молдове – 0,60 (источник).

Кроме того, с целью координации международных усилий по борьбе с контрабандой сигарет, 12-15 октября в Братиславе была проведена специальная конференция, организованная Европейским бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF) во взаимодействии с налоговой и таможенной дирекцией Словакии. В этом мероприятии приняли участие эксперты Всемирной таможенной организации, Европола, Интерпола и Миссии ЕС по приграничной помощи (EUBAM), а также сотрудники более 50 правоохранительных учреждений всех 28 стран ЕС, в т.ч. впервые – Агентства внутренней безопасности Польши и Греческой береговой охраны.

В ходе конференции состоялся обмен мнениями о борьбе с контрабандой сигарет, а также были предоставлены доклады о проведенных в последние месяцы операциях по борьбе со сложными или новыми способами контрабанды. В ходе работы эксперты пришли к заключению, что происходит значительное увеличение контрабанды т.н. «дешевых белых» сигарет, которые поступают из третьих стран и которых, как правило, нет на легальном табачном рынке стран ЕС. Также была отмечена значимая роль в борьбе с контрабандой сигарет OLAF, осуществляющее анализ, техническую поддержку и предоставление информации, полученной от государств-членов и третьих стран. Так, с начала 2015 г. при содействии OLAF было изъято более 500 млн. сигарет, что предотвратило потерю бюджетами ЕС и его государств-членов Eur 100 млн. от неуплаченных налогов и пошлин (источник).

По результатам исследований компании KPMG за 2014 г., из Беларуси в страны Европы нелегально было ввезено 7,25 млрд. шт. сигарет, в т.ч.: в Польшу – 3,15 млрд., в Великобританию – 990 млн., в Германию – 980 млн., в Литуву – 870 млн., в Латвию – 510 млн., в Венгрию – 310 млн., в Украину и Чехию – по 130 млн., в Эстонию – 120 млн. Кроме того, в исследовании KPMG указывается, что основная часть из этих 7,25 млрд. шт. сигарет – это «дешевые белые» сигареты «Фэст» (2,9 млрд. штук), «NZ» (1,2 млрд.), «Минск» (0,9 млрд.), «Премьер» (0,5 млрд.) и др. (источник).

Т.е., в 2014 г. через сопредельные с Беларусью страны проследовало контрабандным путем 7,25 млрд. шт. сигарет, из которых 4,66 млрд. остались в этих странах. За этот же период, т.е. за 2014 г., пограничными и таможенными службами Беларуси, Литувы, Латвии, Польши и Украины на границах Беларуси и с Беларусью было задержано 158,1 млн. контрабандных сигарет.

Таким образом, исходя из результатов исследований компании KPMG, пограничными службами Беларуси, Литувы, Латвии, Польши и Украины в 2014 г. было задержано только 2,2% табачной контрабанды, следующей из Беларуси в страны Европы!? Т.е., фактически KPMG обвиняет пограничников и таможенников этих стран в том, что эффективность их службы только 2,2%!?

Так ли это?

Окончание следует.  

Автор: Леонид Спаткай,   Belarus Security Blog 

You may also like...