Как Россия грабит культурное достояние Крыма

Со времен аннексии Крыма культурные достопримечательности полуострова и его музейное наследие оказалась под угрозой упадка и вывоза на территорию Российской Федерации. Как сообщил президент Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест Николай Яковина, общее количество памятников культуры на территории полуострова составляет более 14 000 наименований, из которых 2 тыс. находятся в Севастополе.

В октябре 2015 премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому 220 крымских исторических объектов относятся к культурным объектам федерального значения.

«Принятие решения позволяет создать правовые условия для сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Крымского полуострова, в соответствии с федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ« Об объектах культурного наследия ( памятники истории и культуры) народов РФ », – говорится в документе.

Согласно перечню, в список вошли исторические «жемчужины» Крыма – комплекс сооружений Судакской крепости, Ханский дворец в Бахчисарае, крепость и пещерный город Чуфут-Кале, Генуэзская и Городская крепости в Феодосии, комплекс сооружений Воронцовского дворца, «Ласточкино гнездо», комплекс сооружений дворца Александра III, мемориальные комплексы на Малаховом кургане и Сапун-горе и много других «визитных карточек» Крыма.

Но означает ли это, что указанные исторические памятники продолжат свое существование, а часть экспозиций банально не «перекочует» в том или ином виде в какой-нибудь Эрмитаж?

Под ширмой археологических экспедиций

Украинские эксперты бьют тревогу: ценные коллекции музеев Крымского полуострова перевозят в Эрмитаж. После аннексии Крыма, в октябре 2015 года в Эрмитаже прошла выставка «На земле грифона. Античная археология Эрмитажа в Крыму » . Экспозиция была представлена фондами Восточно-Крымского культурного музея-заповедника, найденных во время раскопок археологических экспедиций Эрмитажа. Но информацию о том, что Эрмитаж присваивает уникальные коллекции крымских музеев пресс-служба самого музея постоянно опровергает, называя это «информационным  вбросом».

Вместе с тем, в украинском национальном комитете Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест утверждают, что в Крыму, особенно на территории Керченского историко-культурного музея-заповедника в последнее время работало около десятка российских экспедиций, которые систематически заезжают на территорию Крыма. Больше всего их работа была отслежена в Херсонесе Таврическом.

«Перевозят наши коллекции в Эрмитаж. В Государственной Думе России выступал Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, он хвастался, что его музей пополнился экспонатами из Крымского полуострова – это прямое подтверждение незаконных исследований и археологических раскопок», – говорит Николай Яковина изданию «Главком».

Как уверяет член ICOMOS Ukraine Елена Сердюк, за последние 2 года экспедиции российских археологов проводились также в Судаке и в Генуэзской крепости.

«Приезжают в Крым из разных российских  музеев, таких, как с Эрмитаж, Третьяковская галерея – это факт», – подтверждает   председатель совета Украинского независимого центра политических исследований Юлия Тищенко . По ее словам, в Россию также готовятся вывезти и картины известного художника Ивана Айвазовского, музей которого находится в Феодосии. Пока на словах обещают вернуть все назад (в 2017 году исполняется 200 лет со дня рождения мариниста Айвазовского).

По словам Елены Сердюк, пока никто не знает, сколько на самом деле экспонатов осталось в Украине, сколько попало в Эрмитаж, а сколько – на черный рынок. Она утверждает, что вывоз экспонатов из Крыма в Россию происходило и в аннексии, еще во времена президентства Виктора Ющенко: «Во времена его президентства из крымских музеев исчезли 6 уникальных археологических коллекций. Уголовное дело было возбуждено по их вывозу, но коллекции так никто не вернул».

Беспомощный Минкульт

Только через год после аннексии Крыма в Министерстве культуры взялись формировать электронный реестр ценностей, находящихся на территории Крыма, а также на неподконтрольных территориях Донбасса. Реестр все еще не готов. Эксперты сетуют, что начинать формировать реестр нужно было в 2014 году.

«Минкульт часто беспомощен и институционально несостоятелен, особенно в нынешнем составе. Они с большим опозданием начали составлять этот реестр», – рассказывает Яковина. Елена Сердюк также вспоминает, что на последних двух сессиях ЮНЕСКО представители Министерства культуры даже не касались проблемы достопримечательностей Крыма и его музейного фонда. В 2015 году делегацию от Украины на сессии ЮНЕСКО возглавляла Олеся Островская-Люта (бывший 1-й заместитель министерства культуры Украины в составе команды Евгения Нищука – ред.), Которую представители Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест просили поднять тему Крыму, однако никакой реакции министерских чиновников не получили.

Так же без ответа осталось и обращения ICOMOS (Украинского национального комитета Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест) в 2014 году до тогдашнего министра культуры Евгения Нищука о немедленном присоединении украинского государства ко второму протоколу Гаагской конвенции о защите культурных ценностей .

«От Минкульта получили ответ, что вопрос взят в работу и на этом все», – сокрушается Николай Яковина.

Единственное, что известно это о решении прокуратуры Крыма, которая открыла уголовное дело по факту вывоза с полуострова в Россию объектов культурного наследия .

В расследовании указывается, что должностные лица правительства Российской Федерации незаконно завладели имуществом, принадлежащим Украине, чем нанесли ущерб в особо крупном размере и совершили уголовное преступление. Материалы дела были направлены в ГПУ, но на этом все и закончилось.

В Минкульте же решение России о включении 220 украинских памятников Крыма к культурным объектам федерального значения РФ, назвали таковым, что не имеет никаких правовых последствий и противоречит международному праву .

Ситуацию осложняет и то, что крымские коллеги, которые ранее поддерживали связи с коллегами из Киева пока прервали общение. Поэтому объективной информации о состоянии крымских исторических памятников в Киеве просто не обладают.

«Объекты» под угрозой

В издании «Главком» составили перечень самых известных «жемчужин» Крыма, которые сейчас оказались под большой угрозой.

1. Заповедник «Херсонес Таврический».

фото: zabytki.in.ua

фото: zabytki.in.ua

3 октября Россия внесла национальный заповедник Украины «Херсонес Таврический» в список объектов российской культурного наследия федерального значения. Однако с 2013 года заповедник по инициативе Украины внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, где, как и в других органах ООН, оккупации Крыма не признают. Поэтому объект и дальше считается украинским. По мнению вице-президента Украинского национального комитета Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест Елены Сердюк, есть угроза, что на территории Хоры (территория вокруг Херсонеса) Россия разместит свои военные базы.

Национальный комитет ICOMOS ожидает, что в Крым прибудет специальная миссия ЮНЕСКО, чтобы проверить состояние самих памятников.

Однако есть другие версии дальнейшей судьбы Херсонеса Таврического. Историк из Ялты Валентина Потапова боится, что российские власти собираются превратить Херсонес из научного объекта в духовный. «После аннексии полуострова возобновились разговоры о том, что Херсонес – это колыбель русского православия», – говорит она.

Так, в сентябре 2015 президент России Владимир Путин и бывший премьер Италии Сильвио Бердускони посетили Херсонес.

Визит проходил в рамках празднования тысячелетия со дня смерти князя Владимира.

Как утверждает историк из Ялты, на территории Херсонеса планируют восстанавливать монастырь, есть уже готовый проект. «Проблема в том, что все раскопки будут вестись только с согласия духовного руководства Московского патриархата. Есть риск вывоза оттуда уникальных фондов », – говорит Валентина Потапова.

2. Музей Леси Украинки в Ялте.

фото: ua-01.com

фото: ua-01.com

Музей может изменить свою концепцию и прекратить свое существование. Об этом в СМИ заявила основатель музея, профессор Острожской академии Светлана Кочерга.

Она допускает, что музей могут переформатировать, изменив концепцию на «музей русской культуры». Сейчас помещение Ялтинского музея Леси Украинский нуждается в ремонте, но о его реальном состоянии музейные работники ничего не сообщают.

3. Бахчисарайский дворец крымских ханов.

фото: zabytki.in.ua

фото: zabytki.in.ua

МИД Украины в октябре прошлого года выразил возмущение по отнесению объектов культурного наследия Крыма к объектам культурного наследия федерального значения. Это касалось и бывшей резиденции крымских ханов. Сейчас эксперты говорят о проблемах Бахчисарайского дворца, связанных с идеологической основой. «О дворце перестали заботиться, реставрационные работы не ведутся, так как Россия в своих завоевательных стратегиях не оставляет места существованию крымскотатарского народа. Они физически устраняют объекты их культуры », – предупредил Яковина. Как сообщил изданию Велдар Шукурджиев, активист Украинского культурного центра в Крыму, почти все работники Бахчисарайского дворца, которые работали до аннексии, были уволены.

4. Генуэзская крепость в Судаке.

фото: ex.ua

фото: ex.ua

Осенью прошлого года часть древней башни Генуэзской крепости обвалилась. В СМИ писали, что причиной обвала могло стать строительство на территории Генуэзской крепости отелей, которое начало новое руководство. Украинские эксперты обеспокоены: если крепость не начнут реставрировать в ближайшее время, это может привести к дальнейшему разрушению.

5. Пещерный город Мангуп-Кале и Эски-Кермен.

фото: crimea-on-line

фото: crimea-on-line

В 2011 году группу пещерных городов Крыма, основными из которых являются города-крепости Мангуп-Кале и Эски-Кермен, предлагали включить в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас процесс номинации в список всемирного наследия прекратился из-за аннексии Крыма. Процесс остановился. 

Автор: Наталия Литвинова, «Главком»

You may also like...