Как торгуют с Лугандоном. Пять путей контрабандного перемещения товаров
Почти одновременно с началом боевых действий на Донбассе встал вопрос целесообразности торговли с неподконтрольными Украины регионами.Торговля с оккупированными территориями Донбасса, как в начале конфликта, так и сейчас, часто трактуется как поддержка боевиков.
Коррупционные схемы, «благодаря» которым в ОРДЛО процветает торговля с Украиной
Зимой 2014 были введены первые ограничения на перемещение товаров в / из неконтролируемых территорий, на законодательном уровне закрепились как отдельные районы Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО). Однако перемещение товаров на эти территории Украины продолжалось несмотря на боевые действия.
В конце концов, Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о временном прекращении перемещения грузов через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей в марте 2017 года.
Несмотря на запреты и ограничения, в ОРДЛО по состоянию на август 2017 перевозили большой ассортимент товаров. Основную долю составляли продукты питания и бытовые товары, но также перемещали электронику, медикаменты, текстиль, наркотики. Кроме этого, происходило движение товаров в обратном направлении – с ОРДЛО к контролируемым территорий (преимущественно алкоголь, наркотики и хлеб). Также, товары из неконтролируемых территорий попадали в Россию, Беларусь и страны ЕС. Хотя участники АТО и волонтеры, с которыми были проведены интервью, относят крупнейшие масштабы нелегальной торговли с ОРДЛО на лето 2015 года, по состоянию на лето 2017 она все еще происходила.
В издании «Главком» опубликовали главные тезисы исследования Независимого антикоррупционного комитета по вопросам обороны.
5 способов нелегальной торговли с ОРДЛО
Существует пять основных путей нелегального перемещения товаров в ОРДЛО:
-
через КПВВ на автомобильных дорогах из-за договоренностей со служащими;
-
через гуманитарно-логистические центры (ГЛЦ), предназначенные для розничной торговли, где вместо этого осуществляется оптовая торговля с ОРДЛО;
-
через КПВВ на железной дороге также через договоренности со служащими;
-
вне определенных дорожных коридоров; в этом случае заключаются договоренности с военнослужащими или представителями правоохранительных органов, чтобы переместить товары в ОРДЛО в обход официальных КПВВ;
-
«Прерванный транзит» – перемещение товаров в ОРДЛО через территорию России. Перевозчик получает разрешение перемещать товары транзитом в третью страну, например Казахстан или Грузию, но на территории России грузовик меняет курс и заезжает в ОРДЛО.
К нелегальной торговле привлечено большое количество сторон, однако наибольшие объемы товаров перемещаются в ОРДЛО при содействии отдельных военнослужащих и чиновников. В ходе исследования было выяснено, что в отдельных случаях некоторые украинские военнослужащие сотрудничали с боевиками по вопросам нелегальной торговли.
Также были ситуации, когда между подразделениями, которые отдельно друг от друга способствовали нелегальному перемещению товаров в ОРДЛО, возникали конфликты включая применение оружия.
Бывают случаи, когда в одном подразделении проходят службу как военнослужащие, которые способствуют нелегальной торговле, так и те, которые ей противодействуют. Главная же мотивация способствовать нелегальному перемещению товаров – ее высокая доходность.
Стоит отметить, что речь идет о привлечении не только военнослужащих рядового состава, но и командирского состава среднего звена, сотрудников спецслужб и государственных служащих. Так, в частности, во время проведения интервью отмечалось, что о беспрепятственном прохождении грузовиков с продуктами договариваться необходимо с командиром соответствующего батальона.
В случае гуманитарно-логистических центров нужно отметить, что они находятся в зоне ответственности местной военно-гражданской администрации (ВЦА) одновременно появлялись обвинения руководства местных ВЦА в содействии нелегальной торговле с неконтролируемыми территориями через ГЛЦ.
Служащие на контрольных пунктах въезда-выезда (КПВВ), которые берут взятки, обычно отдают часть нелегальной прибыли своему руководству, которое в свою очередь передает часть своей; в отдельных случаях взятка может даваться служащим.
Наличие нелегальных потоков товаров из ОРДЛО по состоянию на август 2017 подтверждается местными жителями, участниками АТО, правоохранительными органами и органами власти, которые регулярно сообщают о фактах незаконного перемещения товаров к неконтролируемым территорий.
На чем зарабатывают в ОРДЛО?
В контексте разговора о нелегальной торговле с оккупированными территориями одним из центральных является вопрос разницы цен, ведь именно получение сверхприбыли и выступает основным мотивом идти на риск и нелегально перемещать товары через линию соприкосновения.
Чтобы узнать цены ОРДЛО, в ходе исследования опросили людей, проживающих на неконтролируемой территории, и сравнили полученные данные с ценами на аналогичные товары (преимущественно продукты питания) в двух сетях супермаркетов в Киеве по состоянию на начало июня 2017 года.
Согласно данным таблицы разница в ценах составляет в среднем 30%, если сравнивать с ценами в Киеве. Особенно отличается стоимость мясной продукции, алкоголя и овощей, хотя цены на последнюю категорию товаров довольно сильно зависят от сезона. Таким образом, все товары, которые пересекают линию соприкосновения, получают моментальную наценку. Исключением является хлеб, водка и сигареты, которые, наоборот, дешевле, если сравнивать с аналогами на контролируемой территории Украины. Именно поэтому они одни из немногих товаров, перевозимых в обратном направлении – с ОРДЛО на контролируемые территории.
Однако нелегальная торговля с ОРДЛО не ограничивается только продуктами питания: на неконтролируемые территории везут широкий ассортимент товаров включая топливно смазочными материалами, автомобильными запчастями, одеждой, электроникой, медикаментами, наркотическими средствами.
Если же проанализировать списки предприятий, которым разрешено перевозить товары в ОРДЛО, то на ряд заводов на неконтролируемой территории железнодорожным транспортом перевозили лыжные костюмы, биде, смартфоны, планшеты, велосипеды, компасы, картины и т.д.
Не менее важным является вопрос объемов нелегальной торговли, однако даже приблизительный ответ на него дать достаточно сложно, ведь товары поступают из разных стран и разными способами. Однако предоставляются данные, что, например, в январе-апреле 2015 года зафиксировано и предупреждено пересечение линии соприкосновения товарами на общую сумму более 36 млн грн. Однако эта сумма скорее всего существенно занижена и не отражает реальной картины.
В то же время известны объемы нелегального перемещения товаров из России в ОРДЛО через неконтролируемые участки украинко-российской границы в соответствии с инсайдерскими данными от Федеральной таможенной службы Российской Федерации, ОАО «РЖД» и ОАО «Укрзализныця». В частности, отмечается, что в 2016 году из России в ОРДЛО поступили товары на общую сумму $1230000000 США, $ 264 млн из которых (21%) составляет сельскохозяйственная продукция и продовольствие. Из ОРДЛО в Россию в том же 2016 году поступило товаров на сумму около $ 200 млн.
Сколько стоит провезти товары в ОРДЛО?
Плата за пропуск грузовиков не была постоянной и могла различаться в зависимости от подразделения, места пропуска, а также самого груза. Если в начале войны можно было расплатиться частью товара, то со временем за прохождение грузовиков начали расплачиваться деньгами:
Отдельные расценки существуют на «нулевом блокпосту». Так, например, по словам очевидцев, одни подразделения могут установить цену 1 грн / кг, за дорогие товары – 2 грн / кг. Другие же подразделения на этом же участке существенно повышают цену до 8-10 грн / кг.
Сколько зарабатывают на нелегальной торговле с ОРДЛО?
Несмотря на высокие суммы взяток, нелегальная перевозка товаров в ОРДЛО была и остается прибыльной. Брутто-прибыль отличается в зависимости от товара и других факторов, но может достигать 200-250% от потраченной на товар суммы в 2015 году. Так, например, купленную на подконтрольной территории 2,5 литровую бутылку пива за 25 грн в 2015 году можно было продать в ОРДЛО за 50-60 грн. В 2015 году водитель 20-тонного грузовика мог получить в зависимости от товара 15-20 тыс чистой прибыли за одну ночь.
Легковая машина с прицепом проехав за одну ночь семь блокпостов от Покровского (бывший Красноармейск) в Донецк и перевозя мясо, могла заработать в том же 2015 году 8 тыс грн чистой прибыли. Для сравнения ниже приведена статистика средней месячной заработной платы в некоторых регионах Украины на конец 2016 года.
Полная версия исследования Независимого антикоррупционного комитета по вопросам обороны (НАКО), который является совместной инициативой Transparency International Украина и Тrаnsраrеnсу Intеrnаtiоnаl Defence & Security:
Tweet