Грабеж музеев в Украине: дело рук «картинной мафии»?

Работники музеев бьют тревогу: состояние их отрасли таково, что ограбление может произойти в любой момент в любом месте. За последние годы грабители с «визитами» побывали в Чернигове, Полтаве, Чугуеве, Одессе, Севастополе… и, в лучшем случае, отпор им давали сторожа, вооруженные свистками. Грабят музеи далеко не случайно: каждое такое преступление – заказное. В Украине уже открыто говорят о существовании «картинной мафии». СТРАННЫМ, НЕ ПОДДАЮЩИМСЯ ОБЪЯСНЕНИЯМ, НАЗЫВАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ ОГРАБЛЕНИЕ В 1992 г. ЛЬВОВСКОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ, ВО ВРЕМЯ КОТОРОГО БЫЛИ УБИТЫ ДВА БЕЗОРУЖНЫХ СОТРУДНИКА МУЗЕЯ. ГРАБИТЕЛИ УНЕСЛИ ТРИ КАРТИНЫ КЛАССИКОВ ПОЛЬСКОГО ИСКУССТВА ЯНА МАТЕЙКО И АРТУРА ГРОТГЕРА

КАРТИНА ЭДВАРДА МУНКА «КРИК» (1893 г.) ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ РАБОТ ЭКСПРЕССИОНИСТА. ОНА БЫЛА ВЫСТАВЛЕНА НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ В МУЗЕЕ ХУДОЖНИКА В ОСЛО, ОТКУДА ЕЕ УКРАЛИ ДВА ГОДА НАЗАД ВМЕСТЕ С ПОЛОТНОМ «МАДОННА». ЭТО ОГРАБЛЕНИЕ НАЗЫВАЮТ САМЫМ ГРОМКИМ В ИСТОРИИ ЕВРОПЫ

В сентябре новостью номер один всех информационных агентств Украины и России стало ограбление мемориального Музея Федора Решетникова в селе Сурско-Литовское Днепропетровской области. 20 картин Решетникова занимали три комнаты в здании школы. Грабители похитили семь полотен известного советского художника:«Военные игры», «Голубой полдень», «Весенний ручей» и четыре натюрморта, которые подарил художник сельскому музею в 1988 году. Преступники пробрались в неохраняемый музей через окно, им даже не пришлось перепиливать решетки — замки на них открылись без особого труда. 84 летня смотрительница музея, по совместительству еще и школьный сторож, сказать точно, когда была совершена кража, не смогла — десять дней она была на больничном, и музей в ее отсутствие никто не охранял.

Это третья громкая кража из украинских музеев за год. 22 июня в Болотне Иванковского района Киевской области ограбили частный дом родственников известной художницы Марии Приймаченко.

В апреле из художественного музея в Яготине на Киевщине исчезли полотна Татьяны Яблонской, Николая Глущенко, Веры Кулебы, Юрия Злыдня и других украинских художников — всего 33 картины. Грабители проникли в музей ночью, воспользовавшись тем, что после трех часов ночи в городе отключается освещение улиц. Перепилив решетку на окне первого этажа, они беспрепятственно проникли в музей — из- за отсутствия средств в музее не была установлена сигнализация, а вместо военизированной охраны картинную галерею защищала одна бабушка-пенсионерка. Поиск полотен осложняло и то обстоятельство, что в Яготинском музее не было необходимых описи и фотокопий экспонатов. Лишь некоторые картины из похищенных оказались случайно запечатленными на любительских фотографиях работников музея.

Несмотря на это, преступники все же были найдены, картины вернули в музеи, но работники музеев бьют тревогу: состояние их отрасли таково, что ограбление может произойти в любой момент в любом другом месте. За последние годы грабители с «визитами» побывали в Чернигове, Полтаве, Чугуеве, Одессе, Севастополе… и, в лучшем случае, отпор им давали сторожа, вооруженные свистками. Грабят музеи далеко не случайно. Каждое такое преступление — заказное. В Украине уже открыто говорят о существовании «картинной мафии». За ворами стоят весьма влиятельные и богатые коллекционеры, специализирующиеся на живописи соцреализма. Долгие годы она была мало интересна, большие музеи часто отказывались от этих экспонатов в пользу маленьких городов и сел, где они и находились до последнего времени без надлежащей охраны и без особого риска быть похищенными. Когда на Западе искусство соцреализма вошло в моду, ситуация в корне изменилась.

— Почерк у преступников один и тот же, — рассказал директор Обуховского краеведческого музея Юрий Домотенко. — Сначала в музее появляются молодые люди лет эдак по 30, не из местных. Ходят по залам, интересуются живописью, расспрашивают о запасниках. А потом ночью без лишнего шума происходит ограбление. Уверен, что это профессионалы работают. Полтора года назад у нас украли две картины, одна из которых принадлежит кисти Дерегуса.

Противостоять этим ограблениям можно только в том случае, если государство выработает четкую политику поддержки музеев и всего национального достояния, которое хранится там. Сегодня в Украине насчитывается 420 государственных музеев, еще 3500 находится в составе Министерства образования, 100 — в составе Минобороны. Количество частных и музеев общественных организаций — вовсе никто не подсчитывал. Имея бесценные богатства, они практически не охраняются и никак не защищаются государством. В то время, когда эти музеи и их экспозиции гибнут, а здания, находящиеся в центре маленьких и больших городов потихоньку приватизируются, по инициативе Президента В. Ющенко разрабатываются грандиозные планы создания новых музейных комплексов, макетов церквей, на которые не жалеют ни слов, ни сил, ни средств. Так, на один только « Мистецький Арсенал» будет потрачено 1 млрд. гривен. Еще больше планируется вложить в Батуринский комплекс. А, например, для музея в Яготине в бюджете не было заложено 10 гривен на фотопленку, чтобы сделать фотоопись находящихся там шедевров… Только после ограбления (за считанные дни) деньги нашлись не только на фотопленку, но и на современную систему сигнализации.

«СТАРИННЫЙ ПРОМЫСЕЛ»

Кражи картин — «старинный промысел». Одно из самых известных преступлений этого рода датируется еще 1473 годом. Работу Ханса Мемлинга «Страшный суд», заказанную для украшения домовой церкви рода Медичи во Флоренции, переправляли на корабле. По пути корабль был захвачен пиратами. Позже один из похитителей презентовал ее Гданьскому кафедральному собору, где она и находится по сей день.

Самым известным преступлением XX века стала кража знаменитой «Моны Лизы» кисти Леонардо да Винчи в 1911 году. Годом раньше директор Лувра Теофиль Омоль (вскоре после кражи ушедший в отставку) заявлял, что покушение на «Мону Лизу» так же вероятно, как попытка похитить колокола собора Парижской Богоматери. 60 лучших сыщиков парижской полиции не нашли ничего, кроме отпечатка пальца человека, не значащегося ни в каких картотеках.

Картина была найдена в 1913 году, когда похититель, итальянец Винченцо Перруджио, попытался продать ее торговцу антиквариатом (а тот проинформировал об этом полицию). Перруджио утверждал, что хотел вернуть полотно великого соотечественника Италии — в виде компенсации за мародерство Наполеона. Преступник работал в Лувре маляром, воспользовавшись тем, что в зале, где висела картина, никого не было, он снял ее, затем избавился от рамы и вынес полотно из музея, спрятав под заляпанный краской халат.

«Шторм на море Галилейском» Рембрандта, «Едоки картофеля» Ван Гога, «Мадонна с веретеном» Леонардо да Винчи — все эти картины объединяет то, что они были украдены и пока, увы, не найдены. По неполным данным, в розыске сейчас находится около 500 работ Пикассо, 250 — Шагала, более 200 — Ренуара, полсотни картин Ван Гога, сотни творений Дали.

По статистике, обнаруживают лишь одну из десяти похищенных картин. Черный рынок произведений искусства занимает четвертое место в списке наиболее прибыльных сфер преступной деятельности (после торговли наркотиками, оружием и отмывания денег). По недавней оценке ФБР, его годовой оборот составляет порядка 5 млрд. долларов. Возможно, след некоторых картин из длинного списка похищенных будет найден после расследования, проведенного украинскими правоохранителями. В январе этого года они задержали в Кировоградской области подозреваемых в ограблении музеев в Украине, России, Польше, Франции, Италии и Швейцарии. В машине у задержанных под сиденьем была спрятана картина Ивана Айвазовского «Морской вид», украденная летом 2005 года из Одесского художественного музея. Милиция также установила причастность задержанных к похищению из экспозиционного зала Севастопольского художественного музея картины художника Василия Поленова «Монастырь над рекой», стоимость которой на рынке Европы составляет 100 тыс. долларов.

Уже сейчас ясно, что преступники работали «под заказ», сбывая украденное «теневым» коллекционерам раритеты по цене, которая составляла только 5% их стоимости. Местом сбыта был город в одной из стран бывшего СССР.

КРАЖИ ВНЕ ГРАНИЦ

Украина сегодня далеко не единственная страна в мире, где из музеев похищают произведения искусств. К сожалению, география краж охватила практически весь мир. А самые крупные ограбления происходят в таких благополучных и законопослушных странах, как Германия, Нидерланды, Великобритания, Швеция. Огромный скандал этой весной произошел в России, когда в ходе плановой проверки фондов Эрмитажа обнаружилось исчезновение 221 экспоната (!), среди которых памятники русского ювелирного искусства, ориентировочно оцениваемые в 130 млн. рублей (ныне ведется следствие по этому факту Генпрокуратурой РФ).

Крупнейшей по масштабам похищенного кражей картин ФБР называет налет на бостонский Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, совершенный 18 марта 1990 года. Связав охранников, грабители, переодетые полицейскими, похитили 13 полотен, среди которых были работы Дега, Мане, Рембрандта и Вермеера. Общая стоимость украденных картин была оценена приблизительно в 300 млн. долларов. Ни одна из 13 похищенных картин до сих пор не найдена.

Одним из самых «оптовых» похищений считается ограбление Музея Ван Гога в Амстердаме в 1991 году, когда было похищено сразу 20 его работ. Воры проникли в музей среди ночи. Здание охранялось настолько плохо, что грабители позволили себе спокойно осмотреть экспозицию, выбирая, что именно взять. На это они потратили почти час. С места преступления они скрылись на машине охраны. Общая стоимость похищенного была оценена специалистами более чем в 200 млн. долларов.

Удивительно, но даже в Норвегии с ее невысоким уровнем преступности имя художника Эдварда Мунка, работавшего в стиле экспрессионизма, символизма и модерна, все чаще упоминается в связи с дерзкими похищениями его работ. В 1982 году из Музея Эдварда Мунка в Осло была похищена картина «Вампир» (ее нашли и вернули на место только шесть лет спустя). В 90-х годах из Национальной галереи в Осло выкрали картину «Крик». Вскоре норвежская полиция, к которой подключились британские сыщики, вышли на след похитителя. Им оказался безработный футболист, оставивший после похищения в Национальной галерее Осло записку с благодарностью за плохую охрану музея. А в 2004 году средь бела дня вооруженные грабители вынесли из Музея Эдварда Мунка две картины художника — «Мадонну» и второй вариант известного «Крика», которая оценивается специалистами более чем в 60 млн. долларов. В конце августе этого года норвежская полиция нашла похищенные полотна и возвратила в музей. По иронии судьбы сообщение об этом событии появилось в тот же день, что и сообщение о похищении картин Федора Решетникова из сельского музея в Днепропетровской области.

С этой, а также яготинской кражей норвежское преступление роднит и то, что картины Мунка тоже не были застрахованы от похищения, а современную систему сигнализации в музее в Осло установили только после громкого похищения. Одним из самых странных следует признать ограбление галереи искусств в Манчестере в 2003 году. Неизвестные похитители проникли в здание и завладели тремя полотнами Ван Гога, Пикассо и Гогена. Охрана и администрация хватились их только на следующий день, поскольку камеры слежения ничего подозрительного почему-то не зафиксировали. Вскоре в полиции прозвучал анонимный телефонный звонок. Звонивший сообщил, где находятся картины. Полицейские обнаружили их в указанном месте — рядом с общественным туалетом. В оставленной преступниками записке был указан мотив преступления: «Слишком плохая система охраны бросалась в глаза». Полотна были возвращены в музей, но за время своего пребывания вне его стен сильно пострадали от сырости.

Странным, не поддающимся объяснениям, называют специалисты и ограбление в 1992 году Львовской картинной галереи, во время которого были убиты два безоружных работника галереи — искусствовед Дмитрий Шелест и заместитель директора Ярослав Волчек. Из практически неохраняемого музея, где экспонировались полотна Тициана, Рубенса, Тропинина, Перова, Крамского, Репина, Айвазовского, Рериха, Коровина, грабители унесли три картины классиков польского искусства — «Ян III Собеский под Веной» Яна Матейко, «Ноктюрн» и «Соединенные» Артура Гротгера, оцениваемые в 3—4 тысячи долларов США. До сих пор одна из версий случившегося — политический заказ преступления. Как раз в период нападения на галерею шло активное обсуждение вопроса о возвращении культурного наследия Украины, оказавшегося за рубежом. Не была ли эта акция задумана с целью доказать миру, что нашей стране нельзя передавать ценности, потому что она не в состоянии сберечь даже то, что имеет?

Светлана Божко, ДЕНЬ

You may also like...