Где сабля Богдана? Сокровища Музейного фонда Украины – гибнут!

Впервые в новейшей истории Украины стало явным то, о чем шептались в кулуарах музейные работники, — массовое расхищение национального достояния. Недавно аудиторы Счетной палаты проверили, как используются средства госбюджета на музейное дело, и буквально схватились за головы. Вывод коллегии палаты на сей счет был однозначным: система планирования и использования средств госбюджета на музейное и выставочное дело осуществляется Министерством культуры и туризма с нарушениями требований действующего законодательства. Увы и ах, в этой системе оказались серьезнейшие прорехи в учете, охране и хранении памятников Музейного фонда Украины.

И вина в этом, сообщает пресс-служба Счетной палаты, ссылаясь на решение коллегии, не только Минкульттуризма, но и Кабмина с Минфином, которые тоже отнеслись к укреплению материально-технической базы, капитальному строительству, техническому переоснащению, ремонту и реставрации объектов культурного наследия, «как ко второстепенному делу». Из-за чего накопленное годами национальное богатство — в том числе более пяти тысяч произведений современного искусства стоимостью 4,8 миллиона гривен, приобретенных за средства госбюджета, — находится под угрозой уничтожения.

Негативно повлияло на ситуацию и недостаточное внимание Минкульттуризма к выполнению пятилетней Государственной программы развития музейного дела. Как отмечают специалисты Счетной палаты, большинство мероприятий, предусмотренных этим документом, не реализованы, а выполнение части из них пребывает почти в зачаточном состоянии.

Да и о чем можно говорить, если до сих пор не создан даже Государственный реестр национального культурного достояния, о необходимости которого столько лет идут пустопорожние разговоры. Отсутствует также единый Порядок учета памятников Музейного фонда, а музейные учреждения в своей деятельности руководствуются «совковой» инструкцией четвертьвековой давности. Любопытно, что сей документ вообще не предусматривает ведения балансового бухгалтерского учета музейных памятников истории и культуры. Надо ли говорить, что такой нелепый порядок открывает бездну возможностей для злоупотреблений и манипулирования стоимостью объектов культурного наследия.

Именно отсутствие надлежащей охраны привело, по оценке Счетной палаты, к хищению в течение 2000-го — первого полугодия 2006 года из государственных музеев почти тысячи памятников культуры, принадлежащих к государственной части Музейного фонда Украины.

Сведения аудиторов Счетной палаты о хищении сокровищ, к сожалению, не всегда совпадают с данными Государственной службы охраны. Вот лишь некоторые факты, однажды просочившиеся из охранного ведомства на страницы газеты «Культура i життя». Только с 2000 по 2003 год из музеев Винницкой, Ивано-Франковской, Харьковской, Сумской, Запорожской и Полтавской областей было украдено свыше 1300 предметов, имеющих историческую ценность.

В течение одного лишь 2001 года из музеев Черниговщины злоумышленники похитили 409 экспонатов, большинство из которых и поныне не найдено. Из Виноградовского краеведческого музея, что за Закарпатье, воры преспокойно вынесли 32 экспоната уникальной археологической коллекции бронзового века.

Невосполнимый урон понесли и другие музеи. Львовяне до сих пор не могут опомниться от дерзкого налета грабителей на музей оружия «Арсенал». Вооруженные преступники вынесли оттуда шесть сабель с эфесами, украшенными бриллиантами. Спустя год после этого двое неизвестных ворвались во Львовскую картинную галерею и похитили три полотна Артура Гротгера и Яна Матейко. Причем воры использовали огнестрельное оружие, в результате чего два сотрудника музея были убиты.

Из знаменитого Олесского замка злодеи похитили 15 картин, из которых только одна вернулась на свое место. Ее случайно обнаружили под оградой замка. Судя по всему, воры бросили ее из-за слишком большого размера.

Хуже всего то, что по причине отсутствия бухгалтерского учета музейных ценностей (а такое просто невозможно в цивилизованных странах), сегодня установить, по мнению Счетной палаты, стоимость украденных ценностей и, соответственно, определить ущерб, нанесенный государству, просто невозможно.

О финансовых потерях можно судить хотя бы по таким фактам. Только два раритета — икона-складень XVIII века и эскиз иллюстрации Ильи Репина «Кулак и бедняк» к рассказу Ивана Горбунова «Бесталанный», похищенные из Харьковского художественного музея, специалистами оцениваются в несколько сотен тысяч долларов. Никто теперь уже не скажет, сколько стоила украденная из Переяслав-Хмельницкого историко-культурного заповедника сабля нашего славного гетмана с надписью на ней на польском языке с одной стороны: «Богдан Зиновий Хмельницкий», а с другой — «Что завоевал под Зборовом, то утратил под Берестечком».

Похищенные ценности неиссякаемым потоком текут, как говорится, за бугор, где им знают настоящую цену и дают за них большие деньги. То и дело в СМИ сообщается, как наши доблестные таможенники изымают на границе те или иные музейные сокровища. Среди них сотни древних икон, старопечатные книги, картины выдающихся мастеров, предметы религиозного культа, нумизматические и филателистические коллекции. А ведь многие из них не были учтены в наших музеях.

Есть и еще одна прореха в музейных хранилищах. Речь идет о практикуемой, по утверждению Счетной палаты, передаче художественных произведений на так называемое временное хранение — для украшения служебных помещений руководителей разного ранга в Украине и за ее пределами, посольств и различных представительств. Из музейных фондов для этой цели изымают лучшие художественные произведения на двадцать и больше лет. «В то же время, — отмечают аудиторы, — реальных рычагов для их возврата не существует.

Наша газета уже писала о том, что десятки редкостных экспонатов таким образом изъяли из музеев и установили для украшения интерьеров в Доме с химерами на улице Банковой. Недавно в СМИ появилось сообщение, что Секретариат Президента вернул Закарпатскому художественному музею имени Иосифа Бокшая семь из восьми картин закарпатских художников. Оказывается, этими полотнами намеревались украсить кабинет главы Секретариата Виктора Балоги. Именно по его просьбе из фондов музея выбирали работы мастеров закарпатской школы живописи, «которые лучше всего символизируют собой Закарпатье», — ничтоже сумняшеся разъяснял заместитель начальника областного управления культуры г-н Канюка. Полотно же, которое осталось в Киеве, принадлежит кисти Василия Габды.

Любопытно, что в ходе проверки аудиторами Счетной палаты обнаружены и другие интересные «художества». Оказывается, из-за никудышного финансирования Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украины не имеет возможности обновить свое оборудование и приобрести необходимые материалы для своей работы. Более того — у центра даже нет своего помещения. А художники-реставраторы и его научные специалисты вынуждены выполнять сложнейшие исследования, реставрацию почти голыми руками, что значительно замедляет сам процесс восстановительных работ. «При таких условиях, — делает вывод Счетная палата, — чтобы придать аутентичность музейным экспонатам, понадобится более 50 лет». То бишь, государство может навсегда утратить уникальные произведения искусства, являющиеся составной частью Музейного фонда Украины.

К сожалению, подход Минфина, по утверждению аудиторов, при формировании проекта бюджета на развитие музейного дела остался формальным. Нежелание углубляться в существующие проблемы финансирования музейного дела по остаточному принципу приводит к безвозвратной утрате памятников историко-культурного наследия.

Специалисты Счетной палаты установили также, что из-за отсутствия надлежащего контроля со стороны Минкульттуризма и руководителей музейных учреждений, в 2005—2006 годах даже распределение 54,9 млн. грн. было запланировано с бюджетными правонарушениями. Неэффективно и тоже с нарушениями действующего законодательства использовано 11,3 млн. гривен.

И в завершение такая минорная нота. На коллегии Счетной палаты приводилось много разной цифири. Но самые грустные размышления вызвали такие данные. Ныне в Украине функционируют 437 музеев (47 государственных, 383 коммунальных и 7 частных), в том числе 8 национальных музейных учреждений, подчиненных Минкульттуризма, где на начало нынешнего года хранилось свыше 11 миллионов памятников культуры.

Жаль, что об этом приходится говорить в прошлом времени, ибо при существующих подходах к делу сохранения культурного наследия Украинскому государству вскоре придется вести счет не приумножения культурных сокровищ, а их безвозвратных утрат.

— О, у нас еще есть, что красть! — намедни с горечью сказал мне один ветеран музейного дела. — А почему, скажите на милость, никто и не почесался, когда из наших музеев и домов культуры вагонами вывозили за рубеж произведения так называемого социалистического реализма? И не с кого сегодня за это спросить.

Генрих Сикорский, Киевские ведомости

You may also like...