РАСКОЛ

Промежуточный итог “оранжевой революции” в сухом остатке: расколото гражданское общество, расколота страна. Вопреки заверениям “вождей оранжевых” и представителей властных структур, “хэппи энда” скоро не будет. Не будет его и через несколько месяцев. А народу Украины – традиционно – предстоит расхлебывать не им заваренное варево, терпеливо перенося последующие “тяготы и лишения”.Осколок первый. Революция сытых

Даже осторожный Рабинович принял посильное участие в “оранжевой революции” – а это уже знак. Владелец холдинга “Столичные новости” наконец решился, призвав прихожан киевской синагоги им. Бродского собрать деньги для нужд обитателей палаточного городка. “Евреи чуток подумали, пошарили по карманам и за полчаса передали в кассу около 20 тыс. долларов. “Как на нужды синагоги, так не допросишься”, – пожурил Рабинович паству” (“Обком”, 29 ноября 2004г.).

Кто знает Рабиновича, скажет: он там, где выгодно.

Реакция днепропетровских хасидов, опекаемых зятем Кучмы Виктором Пинчуком, на почин столичной общины пока неизвестна. Но вряд ли она будет столь восторженна. Иудеи Днепропетровска пока не увидели своей выгоды в киевских событиях. Потому что не видит ее, выгоды, и сам Пинчук. Пока…

Промежуточный итог “оранжевой революции” в сухом остатке: расколото гражданское общество, расколота страна. Вопреки заверениям “вождей оранжевых” и представителей властных структур, “хэппи энда” скоро не будет. Не будет его и через несколько месяцев. А народу Украины – традиционно – предстоит расхлебывать не им заваренное варево, терпеливо перенося последующие “тяготы и лишения”.

Откуда “партизаны”?

Утверждать, что революционизированный Майдан Независимости – инициатива “низов” – профанация или заблуждение со стороны тех, кто этот тезис отстаивает.

В первый день “всенародного противостояния” даже непосвященному в тонкости искусства установки “зимней” палатки было ясно: акция захвата главной площади страны тщательно режиссирована и многократно отрепетирована далеко за пределами Киева. Одни исполнители бегом разносили палатки, другие – крепеж, третьи следом – новые полипропиленовые коврики (не спать же прямо на асфальте!), четвертые – новехонькие листы пенопласта. Всю амуницию табора доставили десятки грузовиков; работа спорилась, палатки лагеря росли как грибы. Такой слаженности можно достичь, лишь многократно отрабатывая навыки в полевых условиях скаутских лагерей.

Киевлян среди “туристов” почти не было – иногородних выдавал говор. Идущий в это время на Майдане митинг (вначале – до 30 000 участников) был ширмой для разворачивания подмостков и декораций совсем другого представления. К которому позже, под влиянием агитации, присоединились десятки тысяч киевлян и приезжих из других регионов. “Сцена революции” была готова принять миллионы, прокормить, одеть, обуть и дать ночлег – двум-трем десяткам тысяч участников.

Инвестиции в “революцию”

Невинный вопрос: кто финансировал подготовку “бойскаутов” и саму многодневную революцию на Майдане? – организаторам “революции” почему-то никто не задает. Более того, лидеры оппозиции уклоняются даже от ответа, во что им обходится один лишь прокорм “революционеров”.

“– Скільки іде в добу харчів на утримання акції в центрі Києва – скільки центнерів ковбаси, хліба?..

– Це закрита інформація. Але це серйозні цифри”. ( депутат Александр Турчинов, www.ПРАВДА.com.ua , 29.11.2004г.).

Бюджет акции протеста – информация закрытая. Но приписать финансирование и обеспечение акции только лишь гостеприимству киевлян было бы верхом наивности. Для столичных бизнес-кругов не является секретом, что клич о помощи Майдану в предпринимательской среде носил несколько иную направленность, которую можно, скорее, отразить негласным лозунгом: “Донецкие – вон из Киева!” И адресовалось это напутствие прежде всего донецкой бизнес-элите, нахраписто “покорявшей” столичное пространство последние год-полтора.

С этим покорением, в определенной мере, связаны и двукратный скачек цен на недвижимость, и массовая скупка земельных наделов и зданий в центре Киева (с полнейшего согласия городских властей и любимца горожан – “оранжевого мэра” Александра Омельченко). И шикование в дорогих ресторанах столицы донецких назначенцев последнего времени – будь-то чиновники из Кабмина или прокурорские работники среднего уровня. Тем, кто привык в Киеве “решать вопросы” “вась-вась”, было по-человечески обидно наблюдать загулы приезжих “товарищей”. Которые не только ломали поведенческие стереотипы столичного “бомонда”, но и привычные, устоявшиеся таксы за ту или иную услугу.

Вот “провинция” с юго-востока Украины и нарвалась: ее вышибли из Киева другой провинцией – с запада страны. Щедро профинансировав многодневный “загул” “оранжевых”.

Но причем тут “сознательность масс”?

Не остались в стороне и западные спонсоры проекта “Нас багато – нас не подолати!” Работники избирательного штаба Виктора Ющенко на вопрос о финансировании избирательной кампании “народного президента” спокойно рассказывали автору этих строк о пачках стодолларовых купюр (в банковских упаковках “ненашенских” банков, по $ 10 000 в каждой), которыми доверенные лица В.Ющенко расплачивались с активом на местах. Купюры из этих пачек никогда не были в обращении – новье: они оставляли краску на пальцах. Если вспомнить, что власть задолго до выборов “запрессовала” родственные оппозиции банковские структуры и предприятия, лишив их обладателей возможности бесконтрольного перемещения сколько-нибудь значимой денежной суммы, то можно предположить: сотни миллионов долларов “в поддержку Ющенко” поступили в Украину нелегально.

Речь может идти о “теневых” капиталах сторонников Ющенко, “отмытых” за рубежом (вплоть до пресловутых миллионов Павла Лазаренко). И спонсировании Ющенко заинтересованным государством (государствами). В первую очередь речь идет о США, где подобная практика свержения неугодных правительств приобрела мировую известность. А свежеотпечатанность поступивших в Украину купюр была неслучайной: противникам Ющенко было невозможно отследить происхождение и предназначение этих денег по номерам и сериям банкнот.

Это – к вопросу о честности и прозрачности народного волеизъявления на минувших выборах. Честность и желание отстоять свой выбор рядовыми гражданами государства были щедро оплачены неизвестными спонсорами. И, скорее всего, криминальными по своему происхождению деньгами. Впрочем, как и фальсификации, вершимые другой стороной. Куя свою победу, штаб провластного кандидата – Виктора Януковича – активно потрошил бюджет государства. То есть – нас с вами. Уверен: вскоре эта тема станет основной: на что, как не на “банду Януковича”, списать все потери хозяйственного комплекса страны последнего и последующих времен? Вызванные, в том числе, и “оранжевой революцией”?

Но кто посмеет попрекнуть “революционеров”?

Скажу уверенно: латать дыры в экономике страны придется нам с вами. И не один год. При мощнейшей – моральной – поддержке просвещенной Европы и США – с их предкризисной экономикой Буша. Но не России.

Чисто обывательский интерес: сколько “в топке донецкого паровоза” – по образному изречению одного автора – “сожжено” российского “мазута”? Думается, тоже немало, хотя и меньше, чем “употребило” США в поддержку своего кандидата. А если не меньше, то КПД российского “инвестирования” был явно ниже, чем у противоборствующей стороны. Из битвы Россия выходит в гигантских “минусах”. Нанесен удар по авторитету Владимира Путина и России – не только в Украине, но и на международной арене. Россия стремительно теряет шанс контроля над “сестрой” Украиной. В прах летят многочисленные – и амбициозные – коммерческие – проекты, главной составляющей которых была “своя” власть в Украине. Просматривается кончина ЕЭПа.

А ведь предупреждали!

Два “капитана”…

Источники автора поведали, что “на смотрины” администрации В.Путина еще полтора года назад были представлены две кандидатуры на пост третьего (четвертого) украинского президента: Виктор Янукович и Владимир Радченко. За Януковича, помимо него самого, ратовали провластные политики “первой” величины и Глеб Павловский – удачливый “кремлевский пиарщик”. За Радченко, как более “проходную” кандидатуру, не обремененную шлейфом скандалов и упреков в коррумпированности, “чекиста”, наконец, высказалась группа российских и украинских политологов, так сказать, “второго эшелона”.

Мог ли Павловский позволить своим конкурентам утащить из-под носа столь лакомый подряд, каковым является избирательная компания президента в государстве, стратегически важном для России? Предстоящие выборы в Украине, где Павловский и Марат Гельман уже наладили контакт с властью, могли не только существенно увеличить личный капитал названных господ. Но и вернуть им подувядшую славу “самых – самых” технологов от большой политики: в последние годы им наступали на пятки более успешные и удачливые коллеги – Россия богата талантами.

Итог: “выскочек”, предлагавших “раскрутить” В.Радченко, успешно “затерли”. А собственную кампанию – позорно провалили. М.Гельман успел спрыгнуть с “ паровоза”, прозрев после оглашения результатов первого тура. И солировал в СМИ объяснениями провала – дескать, нельзя было “такого” кандидата продвигать. Тем самым Марат пытался снять с себя ответственность за неудачный исход первого тура президентской кампании в Украине.

Но ведь “двигал” же! Именно “творческим находкам” Гельмана-Павловского Украина обязана расколу гражданского общества не на “оранжевых” и “бело-голубых”, а по территориальному принципу: жители юго-востока против жителей северо-запада. И во многом благодаря этим заезжим господам со своими советами страна встала на грань гражданской войны. Но какова цена тем, кто их теоретические сценарии воплощал в жизнь?

Зная истинных виновных в разворачивающейся трагедии, украинцам от этого не становится легче. Не Гельману и Павловскому, не Путину с Бушем разгребать развал в стране, щедро профинансированый обеими противоборствующими сторонами в битве за Украину.

Все остальное – массовые нарушения законности, противостояние воззрений, а после – и народных масс – суть производные этой схватки двух гигантов международной политики: России и США. Схватки, которой пока не видно конца – стороны конфликта вводят в “бой” все новые и новые резервы. Одни наращивают численность сторонников в Киеве. Другие сосредоточились на воплощении идей регионального сепаратизма. Одни увеличивают число западных союзников в деле “свержения преступного режима”. Другие – братаются с Лужковым и Зюгановым. Одни грозят реприватизацией и кандалами за нарушение святого – Конституции. Другие массово выводят из Украины активы, опасаясь экспроприации.

Страна – в ожидании падения гривны и роста инфляции, энергетического кризиса и товарного голода, краха банковской системы и развала страны. И это только начало.

На карту битвы “за идеалы” поставлена целостность страны. Без натяжки можно утверждать – и жизни граждан. Ибо раскол любого государства на постсоветском пространстве до сих пор сопровождался многочисленными жертвами (мирный “развод” Чехии и Словакии – пожалуй, счастливое исключение). Близка к развязке и Украина. И с каждым днем все меньше шансов этой развязки избегнуть…

(продолжение следует)

Глеб Степняк «УК»

You may also like...