РОССИЙСКАЯ «ЦЫГАНСКАЯ МАФИЯ»

Несколько лет назад российские правоохранители провели беспрецедентную операцию под названием «Табор». Нетрудно догадаться, представители какой национальности массово подверглись тогда тщательным проверкам на предмет противоправной деятельности и, даже если таковой не обнаруживалось, просто были выдворены с насиженных, как ни парадоксально это звучит по отношению к народу, который принято считать кочевым, мест. Правозащитники тогда заявляли, что подобные действия отбрасывают Россию во времена темного средневековья, но общая масса населения и подавляющее большинство средств массовой информации вполне одобряли эти гонения цыган. Такие общественные настроения неудивительны, потому что россияне свято верят в миф о существовании могущественной «цыганской мафии» и в то, что криминальные наклонности у ромов просто в крови.Виноват, потому что цыган

Главный грех, который в последнее время упорно приписывается в России всем без исключения цыганам, — это наркоторговля. Действительно, российским органам правопорядка за последние пять лет удалось упрятать за решетку нескольких цыганских авторитетов, промышлявших в основном розничной торговлей наркотиками. Так, около года назад в г. Чайковском (Пермская обл.) был задержан 55-летний рецидивист Сергей Рогов, которого милиционеры называли лидером цыганской ОПГ. При обыске у него были обнаружено 710 граммов героина и пистолет. Правоохранители выяснили, что Сергей Рогов контролировал поставки наркотиков из Таджикистана в Екатеринбург, откуда они расходились в Пермь, Краснокамск, Лысьву, Чайковский, Ижевск, Киров и Челябинск. Милиционеры утверждали, что это второй случай задержания цыганского «наркобарона» в Чайковском. По мнению сотрудников милиции, в соседнем Краснокамске наркоторговлей также заправляют цыгане — братья Ивановы, известные под прозвищами Колыма и Хомяк. Успех сопутствовал милиционерам и в Череповце, где 9 лет лишения свободы получил известный цыганский наркодилер Мореход, в миру — Александр Иванов. Он был задержан с крупной партией героина, которым снабжал всю Вологодчину, утверждали в российском МВД.

Долго охотилась милиция Тольятти на местного «наркобарона» Майора (это не кличка, а имя) Казаченко, который в свое время боролся за рынки сбыта с представителем старшего поколения цыганских торговцев наркотиками, однофамильцем Николаем Казаченко. Последний в 2002 году получил вместе с женой 7 лет тюрьмы за хранение полукилограмма героина. В апреле 2003 года Майор Казаченко чуть не был задержан за похищение с целью получения выкупа родственника своего бывшего конкурента Григория Казаченко, но вовремя скрылся из города. Через год его поймали на горячем — при продаже 250 граммов героина, что составляет около 4 тысяч доз. Совсем недавно, в августе 2004 года, удар по «цыганской наркомафии» посчастливилось нанести и свердловским милиционерам, которые с поличным задержали при перевозке 150 граммов героина известного в городе Ревде авторитета Дядю Мишу.

Вообще, милицейские реляции последних лет пестрят сообщениями об успешной борьбе с «цыганскими наркобаронами»: в Воронеже на срок от 2 до 5 лет осуждены члены цыганской группы, торговавшей наркотиками; в Кемерово задержан авторитет Козловский, у которого дома обнаружили 3 кг опия-сырца; в Челябинске — группа ромов с 450 кг конопли, руководила наркоторговцами 63-летняя Мария Москалева. В том же Челябинске арестован при выгрузке у себя дома 14 кг героина криминальный авторитет — цыган Александр Чистяков.

Перечень, несомненно, длинный, но явно недостаточный, чтобы объявить всех без исключения цыган, а их в России проживает несколько сот тысяч, в поголовном занятии наркоторговлей. Тем более, что правоохранители сами утверждают, что цыганские ОПГ занимаются в основном розничной торговлей, на оптовых поставках работают более мощные группы. Настораживает и та легкость, с которой милиции удается сажать «цыганских наркобаронов», что никак не свидетельствует об их могуществе.

Мы с тобой одной крови

Характерным для цыганских ОПГ является и отсутствие криминальных разборок как между собой, так и с другими группировками, что также говорит о том, что преступные амбиции не числятся среди достоинств ромов. Кроме уже описанного конфликта между однофамильцами Казаченко в Тольятти, которые, впрочем, обошлись без кровопролития, единственным случаем, когда ромы пролили кровь одноплеменников, является инцидент в Хабаровске. Там был убит молодой парень из одного цыганского клана. Как выяснилось, убрали его конкуренты также из цыганской диаспоры Хабаровска. Это вызвало желание кровной мести, и были подожжены несколько домов цыган из «провинившейся» семьи. Один из авторитетных цыганских старейшин был даже вынужден обратиться к одноплеменникам по местному телевидению с призывом прекратить распри, но к тому времени большинство «провинившихся» цыган бежали из краевого центра. Интересно, что в это время наркотики исчезли из многих злачных мест не только Хабаровска, но и Комсомольска-на-Амуре, Ванина, Бикина, Вяземска.

Впрочем, больше случаев кровавых конфликтов в цыганской среде зафиксировано не было. Тем не менее российские правоохранители уделяют цыганам особое внимание и два года назад решили перейти от точечных ударов по «наркобаронам» к массовым зачисткам среди цыганского населения.

Табор уходит… под конвоем

Весной и летом 2002 года российская милиция проводила операцию «Табор», главная цель — борьба с «цыганской преступностью», которая якобы захлестнула всю Россию. Операции сопутствовали сообщения в СМИ, где говорилось, «что МВД считает, что если когда-то главными цыганскими промыслами были гадание, квартирные кражи, подделка товаров и попрошайничество, то сегодня на первое место выходит торговля наркотиками. Сейчас в России очень мало осталось цыганских семей, которые бы не имели отношения к этому виду криминального бизнеса». Все же не борьба с торговлей наркотиками стала главной заботой российских милиционеров, которые объявили, что собираются покончить с практикой эксплуатации цыганами собственных детей. Каким образом, правда, не объяснялось, то ли их надо отправить в детдома, то ли провести воспитательные беседы с родителями, что, конечно, проще, чем тратить государственные средства на социализацию цыган. Еще проще было бы просто успокоить «правоохранительные органы, которые обеспокоены большим количеством цыган-кочевников, появившихся в городах страны».

Массовые проверки документов у цыган в Москве и Питере выявили, что у тех отсутствует регистрация, за что цыган выселили за пределы столичных областей. Но когда они появлялись в других областях, там тоже натыкались на местных правоохранителей и санэпидемслужбу. Так произошло, к примеру, в Ярославле — здесь удалось из центра табор потеснить в спальные районы, а вскоре правоохранители изгнали их вообще из города и с территории области, хотя «никаких правонарушений с участием цыган зафиксировано не было». Подобным образом за несколько часов цыган выдворили и из Биробиджана. Тамошние власти в основном смущал экзотический внешний вид ромов и то, что они разбили табор «чуть ли не в центре города». В октябре 2001 года «побороли» цыганскую преступность и в Краснодаре, где выселили несколько сот оседлых цыган, после чего местное население с удовольствием разграбило их дома.

Кровавое противостояние возникло между донскими казаками и цыганами в Новочеркасске, где местное славянское население обвинило ромов в наркоторговле и решило без помощи милиции разобраться с «преступниками». Как результат — четверо раненых цыган, двое убитых, никаких, естественно, виновных в их смерти и многотысячные митинги с требованием «удалить» «цыганскую мафию» из Новочеркасска.

Куда пойти, куда податься?

Возникает вопрос — где же цыганам постоянно жить в России, в которой им созданы такие условия, и чем заниматься, если не попрошайничеством и гаданием? В СССР хрущевских времен власти пробовали реализовать программу оседлости цыган. Был даже провозглашен лозунг: «Цыгане будут жить в колхозах и станут отличными кузнецами». Не вышло, хотя среди цыган немало не только хороших кузнецов, но и артистов, торговцев. Существует целая этническая группа цыган-лотвов из Латвии, которые традиционно торгуют на российских базарах одеждой. Тем не менее следует признать, что пока куда привычнее видеть представителей цыганской народности, просящих позолотить ручку за предсказание судьбы. Конечно же, немало числится за кочующими по городам России цыганами мошенничеств, краж и грабежей. По статистике, цыгане составляют менее процента населения России, но совершают около 3% всех преступлений в РФ. Справедливости ради нужно отметить, что на долю ромов приходится гораздо меньше тяжелых злодеяний, чем совершается представителями других этнических групп. Пока, несмотря на пристальное внимание российских правоохранителей к «цыганской преступности», ее уровень не уменьшается. Видимо, добиться этого постоянными проверками и выселениями все же не удается.

ВИТАЛИЙ ПИРОВИЧ Первая Крымская

You may also like...