Побег из арабской неволи

Легкомысленное замужество наших соотечественниц с выходцами из стран арабского мира иногда превращается в настоящий сериал-боевик. В ноябре 2006 года в Управление СБУ в Луганской области обратилась молодая луганчанка Виктория Т. и попросила защитить ее от мести собственного супруга — уроженца Палестины. Спецслужба запретила въезд в страну палестинцу, грозившему отомстить беглой жене. САДИСТ МУХАММЕД И ЕГО СЕМЕЙКА

Луганчанка Вика вышла замуж за студента-медика из Палестины Мухаммеда семь лет назад (все имена изменены по этическим соображением. — Авт.). Поначалу их жизнь складывалась более чем благополучно. Воспитанный молодой человек без вредных привычек, будущий врач-педиатр казался Вике и ее родным образцовым семьянином. У них родилась дочь, будущее виделось счастливым и безоблачным.

Осенью 2004 года Мухаммед сообщил жене, что ему необходимо срочно вылететь на родину — временно, для ухода за больной матерью. Спустя год он предложил Вике приехать к нему — познакомиться с родственниками. Имея на руках визу сроком на три месяца, в конце декабря 2005 года Виктория с маленькой дочерью отправилась на Ближний Восток. В итоге путешествие затянулось на целый год.

Семья Мухаммеда проживает в небольшом населенном пункте, она оказалась большой и патриархальной. Мухаммед и семеро его братьев с женами и многочисленными детьми жили все вместе в одном доме без отопления, газа, воды, туалета и мебели. Пищу готовили во дворе дома на костре. Увиденное повергло Вику в шок. Она тут же попросила мужа отправить ее назад в Украину. Но Мухаммед уговорил супругу остаться погостить еще.

Однажды Виктория обнаружила пропажу своих документов и мобильного телефона. Оказалось, что их взяли и спрятали братья Мухаммеда, которые не хотели, чтобы невестка уезжала на родину. Впоследствии Виктория узнала причину их нежелания отпускать ее и малышку из Палестины. Дело в том, что учебу Мухаммеда в Луганском медуниверситете полностью оплачивали его старшие братья, трудившиеся на тяжелых, неквалифицированных работах на территории Израиля. Теперь Мухаммед, единственный мужчина в семье, получивший образование, работал в трех больницах, чтобы постепенно расплатиться с братьями. Фактически он содержал их многодетные семьи, и его отъезд в Украину означал бы для них потерю кормильца. Братья заявили Вике, что она сама может уезжать когда угодно, но ребенка они не отдадут ни под каким предлогом. Естественно, вернуться домой без дочери она не могла.

Постепенно и поведение Мухаммеда, и обстановка в семье стали портиться. Родственники упрекали молодого супруга в том, что его жена не говорит по-арабски, готовит только для своего мужа и ребенка, а не для всех обитателей дома, да и вообще — она «неверная». Вике сообщили, что претендовать на те же права, которыми обладают мусульманские женщины, она, христианка, не может. И было бы гораздо лучше, если бы ее ребенка воспитывала правоверная. Мухаммед стал избивать жену, нередко на глазах у дочери. В припадках гнева он гасил о ее кожу сигареты. Бывали случаи, когда в присутствии Мухаммеда Викторию избивали его братья, но он не считал нужным заступаться за жену.

Супругов не сплотило и несчастье, обрушившееся на семью, — тяжело заболела малышка. Ребенку не подошел ближневосточный климат, возможно, сыграли свою роль и семейные сцены, происходившие на глазах маленькой девочки, а также недоедание (Мухаммед старался покупать лишь минимум продуктов, чтобы не ущемить интересы старших братьев). Ребенку становилось все хуже, начались приступы удушья, но Мухаммед (детский врач по специальности) сохранял спокойствие: мол, выздоровеет, если будет на то воля аллаха.

Срок законного пребывания Виктории на территории Палестинской автономии истек, а выехать в Украину она не могла. Связываться с домом тоже было нелегко. Муж разрешил ей общаться с мамой посредством СМС-сообщений, содержание которых тщательно контролировал. Но, несмотря на ухищрения зятя, Викина мама все поняла: дочку надо спасать. И обратилась в Министерство иностранных дел Украины, а затем и в Посольство Украины в Израиле.

Помочь молодой женщине выехать обратно в Украину было нелегко, особенно с учетом того, что на территорию Палестины она прибыла добровольно, а ситуацию в городке, где живет Мухаммед, контролируют исламские группировки «Фатх» и «Хамас». (Только сейчас Виктория поняла, что Мухаммед и сам является членом «Хамас» и фанатичным приверженцем ислама, хотя, проживая с мужем в Луганске, она об этом не догадывалась.) Мухаммед, для которого европейские понятия толерантности и веротерпимости не более чем пустой звук, стал требовать, чтобы жена приняла ислам, в противном случае угрожал убить ее. Вика вынуждена была ему покориться.

ПУТЬ ДОМОЙ ЧЕРЕЗ ВИФЛЕЕМ

После принятия ислама контроль над Викой со стороны мужа стал несколько слабее. Виктории даже иногда позволяли выходить из дома и общаться с женами местных жителей — украинками и русскими. Отправляясь в гости, Вика получала от мужа свой загранпаспорт на случай проверки документов на улице, а приходя домой, возвращала его Мухаммеду. Это обстоятельство давало женщине шанс для побега, ведь в ее загранпаспорт были внесены данные о дочери — гражданке Украины. Когда об этом стало известно в Посольстве Украины в Израиле, работники диппредставительства решили, что, пожалуй, смогут помочь ей, но только в том случае, если она окажется на территории, которую контролируют израильские войска. Например, в Вифлееме.

2 ноября 2006 года Вика в домашней одежде вместе с малышкой вышла из дома, села в такси и доехала до Вифлеема. Там пересела в ожидавшую ее посольскую машину, которая и доставила ее в Тель-Авив. Украинское посольство подготовило ноту израильским властям, в которой объяснялось нелегальное пребывание Виктории на территории Израиля. Обычно власти Израиля очень жестко относятся к нелегальным мигрантам — им трудно избежать тюрьмы, но к Викиной ситуации в Тель-Авиве отнеслись с пониманием.

3 ноября беглянки уже были в Киеве — в аэропорту «Борисполь», где их встречали Викины родители, а спустя сутки — в Луганске. Мухаммед сразу же занялся поиском пропавших жены и дочери, хотя не мог и представить себе, что они уже в Украине. Затем он начал осаждать звонками семью Вики в Луганске. Сначала просто вежливо спрашивал о здоровье, потом перешел к угрозам физической расправы. Мухаммед твердил, что Виктория сбежала, опозорив его перед всей общиной и ему как правоверному мусульманину надлежит наказать ее за проступок — убить, а ребенка увезти в Палестину и воспитать в мусульманском духе. И все понимали: угрозы арабского зятя — не голословны, потому что, являясь мужем гражданки Украины, он имел вид на жительство в нашей стране и в любой момент мог приехать в Луганск, чтобы исполнить свое обещание. Это обстоятельство заставило Викторию искать защиты в Управлении Службы безопасности Украины в Луганской области.

Сотрудники УСБУ провели тщательную проверку этих сведений. Они подтвердились — из департамента консульской службы МИД Украины Управление СБУ получило данные о том, что Мухаммед планирует приехать в Украину, расправиться с первой женой и похитить ребенка. Поскольку действия иностранца представляли угрозу жизни граждан Украины, Мухаммеду был запрещен въезд в Украину до 2011 года.

ЗЕМЛЯКИ-ПОСОБНИКИ

Постановление о закрытии въезда Мухаммеду было принято в конце 2006 года. А в начале 2007 года стало известно, что он еще раз женился — теперь уже на арабской девушке. Но вместо того чтобы наслаждаться семейным счастьем, неугомонный палестинец продолжал третировать луганчан телефонными звонками. Понимая, что приехать в Украину на законных основаниях он уже не сможет, Мухаммед заявил, что «вендетту» он совершит все равно: если не сам, то руками своих друзей — выходцев из арабских стран, которые проживают в Луганске. Некоторые из них, сочувствуя товарищу, не только настоятельно рекомендовали Виктории вернуться к законному супругу, но и заявляли о том, что готовы оказать Мухаммеду любую помощь в пересечении границы Украины и способствовать «торжеству справедливости».

Сотрудники Управления СБУ в Луганской области с каждым из этих иностранцев провели профилактические беседы… Арабов поставили в известность: в случае оказания помощи Мухаммеду, они будут привлечены к уголовной ответственности. После этого звонки с угрозами и визиты к Виктории и ее родным прекратились. Но надолго ли?

Героиню же этой истории сегодня беспокоит то, что через пять лет срок запрета на въезд для Мухаммеда истечет и тогда у него появится возможность опять приехать в Украину. Правда, оперативники Управления СБУ уверены, что смогут обеспечить безопасность своих сограждан. В случае малейшей попытки со стороны араба причинить какой-либо вред луганской семье будут приняты меры по продлению запрета на его въезд в Украину.

Между тем проблема, которую высветила данная история, гораздо глубже. По мнению специалистов-культурологов, различия между христианским и исламским миром действительно порой непреодолимы. «Наши граждане, а особенно гражданки, не обладают элементарной культурологической образованностью, — отметил Сейфулла Рашидов, доцент Восточноукраинского университета им. Даля. — В силу этого они наивно предполагают, что человек любой культуры будет вести себя примерно так, как и их соотечественники. На самом же деле все происходит иначе.

Наталия КОНОНОВА, Юлия ЕРЕМЕНКО, Киевские ведомости

You may also like...