Корпорация «правосудие»: фемида по вызову

Украинские суды погрязли в коррупции. Непонятно откуда взявшееся многомиллионное состояние судьи Конституционного Суда Сюзанны Станик – лишь вершина айсберга. Участники судопроизводства говорят, что найти судью, который никогда не брал взяток, практически нереально. Существует определенный процент служителей Фемиды, к которым можно зайти буквально с улицы и оговорить размер «гонорара»! Причем оплачиваются не только откровенно «левые» вердикты, но и абсолютно законные решения. Законодательная и нормативная база, направленная против судейской коррупции, нивелируется круговой порукой. Судей-мздоимцев привлекают к ответственности, лишь когда они занимаются откровенным произволом или же идут наперекор сильным мира сего.

Спрос порождает предложение

«Я не самоубийца, чтобы на страницах газеты от своего имени рассказывать о коррупции в судах, – заявил один юрист, пожелавший остаться неизвестным (в дальнейшем мы будем называть его адвокатом Икс). – Это навредит мне и моим клиентам. Мы все в этой коррупции живем, и только благодаря ей как-то выживаем». Юристы, за исключением некоторых, наотрез отказались обсуждать эту тему. «Вся система в этой стране настолько прогнившая и неправильная, что в ней объективно невозможно работать честно, правильно, по закону», – утверждает адвокат Икс.

Согласно результатам исследования Киевского международного института социологии, судебная система занимает четвертое место по уровню коррумпированности. 49% граждан, опрошенных сотрудниками института, сталкивались с коррупцией в судах. Первые три места респонденты отвели Госавтоинспекции, милиции и медицинским учреждениям. Впрочем, не исключено, что на самом деле именно судам принадлежит в этом плане пальма первенства. Ведь граждане сталкиваются с гаишниками и прочими служащими МВД чуть ли не каждый день, и даже самому здоровому украинцу приходилось обращаться в медучреждение если не за помощью, то за какой-нибудь справкой. Но далеко не каждый бывал в стенах храмов правосудия, следовательно, физически не мог столкнуться с коррумпированными судьями.

Недавно международная организация по противодействию коррупции Transparency International опубликовала специализированный доклад об уровне коррупции в судах мира. По данным экспертов, в России ежегодные объемы взяток в судах достигают 210 миллионов долларов. Сколько зарабатывают украинские судьи, не сообщается. Тем не менее о масштабах доходов нашего судейства можно судить по косвенным данным: ежегодно в Украине принимается более 10 тысяч судебных решений, а сумма «отката» обычно не меньше 1000 долларов. То есть за год сумма может достигать 100 миллионов долларов.

То, что судьи массово берут взятки, еще не означает, что они выносят лишь несправедливые решения. «Очень часто бывают случаи, когда сторона судебного процесса готова отблагодарить суд за то, что дело было рассмотрено по закону, – рассказывает адвокат Икс. – Люди готовы заплатить деньги даже за то, чтобы их заявления были рассмотрены в установленные сроки». «Каждый думает, что без денег ничего не будет, – говорит бывший судья Киевского апелляционного суда Юрий Василенко. – Люди, приходящие в суд с теми или иными проблемами, опасаются: если судье не дать денег, то он обидится и сделает какую-нибудь гадость – сроки затянет или вынесет «левое» решение. Конечно, далеко не все судьи поступают так, но люди боятся». Юрий Александрович, уйдя из судопроизводства, занялся адвокатской практикой. По его словам, все клиенты, с которыми ему приходилось работать, готовы заплатить судье, даже когда закон на их стороне, то есть судебную тяжбу они стопроцентно выиграют. «Речь шла о суммах от 100 долларов до 45 тысяч долларов», – признает Юрий Василенко.

«На сегодняшний день большинство участников судебных процессов не заинтересованы в справедливом решении дела, – уверен старший партнер юридической компании «Ильяшев и партнеры» Михаил Ильяшев. – Для них важно выиграть дело, и их совершенно не интересует, правы они в возникшем конфликте или нет».

Цена вопроса

Сколько стоят услуги судьи? Эксперты утверждают, что фиксированных расценок у служителей Фемиды не существует: это могут быть и две квартиры в центре Киева стоимостью 1,5–2 миллиона долларов, и пара сотен баксов. «В первую очередь это зависит от размера возможной прибыли, которую получит сторона в случае выигрыша дела, – считает Юрий Василенко. – Поскольку она всегда очевидна, то судьи всегда исходят из этого». По его словам, обычно судейская доля составляет 10% от цены вопроса. Немаловажно и то, насколько законное решение нужно «инвестору». Чем дальше судье надо выйти за рамки права, чтобы удовлетворить заказчика, тем выше его гонорар.

Впрочем, ваше дело могут рассмотреть и бесплатно. Во-первых, не надо забывать, что где-то остались честные судьи. Во-вторых, часто в судах рассматриваются дела, которые не сулят ни одной из сторон практически никакой прибыли. «Это подобно тому, как на кладбище бесплатно хоронят невостребованные трупы, – говорит Юрий Василенко. – Так же и врачи бесплатно принимают беременных, которых привозит «скорая».

Процветает теневой бизнес и среди судей, специализирующихся на уголовных делах. Здесь цена вопроса прежде всего зависит от тяжести совершенного человеком преступления и его финансовых возможностей. Немаловажно и то, насколько добросовестно расследовали дело органы досудебного следствия, «сырое» оно или нет. Если следствие предоставило суду неоспоримые доказательства вины подсудимого, смягчить приговор будет стоить очень дорого. Правда, «клиенты», привлекающиеся к суду за уголовное правонарушение, нередко начинают «инвестировать» в благополучное разрешение дела еще на стадии досудебного следствия. Юрий Василенко говорит, что многое зависит и от самого подсудимого: если видно, что человеку трудно психологически и физически отбывать срок, каждый год в тюрьме будет доставлять ему неимоверные страдания, то с него будут выжимать все до копейки. «Близкие одного осужденного мне рассказывали, что за условное наказание вместо реального у их родственника запросили 100 тысяч долларов, – поведал Юрий Александрович. – Он подумал, посчитал и решил, что для него выгоднее отсидеть четыре года, которые требовал прокурор, чем расставаться с такой суммой».

Где купить судью

Допустим, у вас возникла проблема, которую можно решить только через суд. У вас есть определенная сумма, которую вы готовы, скажем так, инвестировать в судебное дело, чтобы оно было рассмотрено по закону и без проволочек. Но как передать «гонорар» судье? С этим вопросом корреспондент «БЦ» обратился к экспертам в области судопроизводства.

Это не магазин, где за прилавком стоит продавец, берет деньги и оказывает услугу – продает вам какой-нибудь товар, – предупреждают юристы. Все гораздо сложнее и зависит от конкретного судьи, степени его наглости, дерзости.

«Некоторые судьи настолько недальновидны, что берут взятки напрямую, – рассказывает Юрий Василенко. – Но многие из них не так глупы, чтобы брать мзду открыто. Надо просто найти, так сказать, концы: одноклассника, однокурсника, просто друга, любовника, любовницу, приближенного адвоката. Опытный юрист знает, с какого конца заносить деньги, через кого найти подход к тому или иному судье. Человек, который имеет деньги, время и вдохновение, может найти выход практически на любого судью».

На сегодняшний день в среде адвокатов возник целый клан посредников, многие из которых на самом деле даже не являются юристами, однако знают, как и за сколько можно добиться благосклонности того или иного судьи. «Сейчас система движется к тому, что функции адвоката сводятся к придаточному звену по передаче денег между клиентом и судьей, – сетует Виктор Агеев. – Появляются люди, которые понимают, что для этого даже не нужно быть юристом. Уже существует такой класс адвокатов, которые абсолютно не заморачиваются по поводу знания законов, но достаточно эффективно работают. Какой смысл сидеть, парить себе мозги кодексами, когда вон человек пришел, просто передал конверт, взяв свою долю?»

«Адвокаты сами пиарят свои «выходы» на судей, – поведала адвокат Татьяна Монтян. – Мол, у меня берет судья Пупкин, если надо – обращайся. Или по-другому: я знаю адвоката Люлюпкина, который имеет выход на судью Сидорова, а за свои посреднические услуги я беру столько-то. Конечно, это говорится неофициально, но об этом все знают. Это обыкновенный рынок».

Знающие люди утверждают, что многие судебные чиновники сами имеют прямое отношение к посредническим структурам, которые занимаются работой с потенциальными «клиентами» и сбором «гонораров». «Некоторые юридические фирмы основаны родственниками председателей судов, руководителей судебных палат, – утверждает бывший народный депутат Юрий Кармазин. – Это касается не только местных и апелляционных судов, но и Верховного, Высшего административного и Высшего хозяйственного судов». Судейский «гонорар», если обратиться в такую семейную кантору, уже входит в сумму оплаты юридических услуг. И доказать, что судья получил за вынесение решения взятку, вряд ли сможет даже СБУ.

СУД ЗАКАЗАН

Признаки того, что вы стали жертвой коррумпированного судьи

Судьи – это люди с высшим образованием и, как правило, с немалым профессиональным опытом, поэтому редко допускают нарушение судебной процедуры и законодательства случайно, из-за невнимательности или халатности. Если вы в ходе судебного разбирательства столкнулись с ниже перечисленными недоразумениями, то, скорее всего, вы имеете дело с коррумпированным судьей

Вы узнаете о том, что против вас был судебный процесс, постфактум, например, от судебных исполнителей.

Дело рассматривается быстро, иногда в день подачи искового заявления.

Судья забывает известить вас о дате очередного судебного заседания.

Повестки в суд упорно отправляются по адресу, по которому вы уже несколько лет не проживете.

Судья отказывается приобщать к делу важные доказательства, указывающие на вашу правоту.

Дело принимает в производство судья, не имеющий на это право. Например, из районного суда, где не проживаете ни вы, ни человек, с которым вы судитесь.

ЧТО ПОЧЕМ

Смягчение приговора за совершение уголовного преступления от 1000 долларов за год лишения свободы, предусмотренного инкриминируемой статьей УК

Принятие выгодного судебного решения от 10% прибыли, которую может получить заказчик в случае выигрыша дела. Если незаконность выгодного судебного решения очевидна, то его стоимость может превысить 40% от прибыли

Назначение на должность судьи в доходном месте (суды Киева, Днепропетровска, Харькова и др. крупных городов) от 150 000 долл.

Должность председателя хозяйственного суда от 500 000 долл.

По информации осведомленных источников

КОММЕНТАРИИ

Михаил Ильяшев, адвокат:

– Коррупция деньгами не измеряется. Взяточничество и коррупция – разные вещи. Коррумпировать судью можно не только с помощью денег или каких-то других материальных ценностей, но и путем политического, административного влияния, а также с помощью родственных связей – все это и есть коррупция.

Виктор Агеев, адвокат:

– Коррупция заключается не только в деньгах, это система связей, взаимоотношений. В данное время судебная система настолько поражена коррупцией, что мне представляется невозможной судебная реформа и реформирование судопроизводства. Нужно смотреть правде в глаза.

Юрий Василенко, бывший судья:

– Люди сами развращают судей. Они готовы платить как за незаконное, так и за законное решение. Коррупцию в судах мы не преодолеем ни за год, ни за два, ни даже за десять лет. Это явление настолько распространено в обществе, в том числе и в судах, что уже стало привычкой.

Юрий Кармазин, народный депутат IV созыва:

– Пожизненное избрание испортило судей, они оказались к этому не готовы. Судью утверждает Верховная Рада, часто даже не зная, что это за человек и как он работает. Нужно, чтобы судей избирал народ, как он избирает народных депутатов. Другого выхода я не вижу.

Андрей ЛАВРИК, БЦ

ФЕМИДА В МЕХАХ

За время политического кризиса в Украине было предпринято почти 80 атак на предприятия. Но далеко не все пострадавшие обращаются в суд: у них слишком мало веры в справедливость.

ФАКТ

Большинство политических и чиновничьих конфликтов в высших кругах украинской политики так или иначе вертятся вокруг судебных решений: будь то скандалы вокруг указов президента или отставка генпрокурора. Благодаря этому главным действующим лицом украинских кризисов стал суд – причем, заметим, суд, не вызывающий доверия и провоцирующий вопрос о том, кто его содержит или как минимум кому симпатизируют судьи. Читатели «АиФ», занимающиеся частным бизнесом, отметили, что высшие чиновники страны продемонстрировали остальным гражданам, как правильно пользоваться судебной системой. Теперь остается только ждать – не станет ли беспредел в столичных судах сигналом для начала такого же беспредела в регионах.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Евгений Храбров, президент Всеукраинской общественной правозащитной организации «Республиканский центр «Процесс»:

– Это еще вопрос – кто кого научил пользоваться судебной системой. Рейдерство в Украине процветает уже около 5 лет, причем, последние 3 года – весьма активно. Но теперь, после киевских событий, когда Конституционный суд был дискредитирован на глазах у всей страны и окончательно перестал пользоваться уважением и признанием, ситуация в регионах ухудшится. Это большая беда. То, что правосудие у нас платное, – ни для кого не секрет, многие это знают не понаслышке. А раз платное, да еще и не пользуется никаким уважением, оно даже в таком виде недоступно простым гражданам – и я не имею в виду предпринимателей. В результате судебная вакханалия касается практически всех сфер жизни: и землеотвода, и трудоустройства – не только на уровне генпрокурора, и даже семейных отношений. За два месяца судебная система продемонстрировала свою зависимость, продажность и неавторитетность, что говорит и о здоровье общества. США во время кризиса 1928 года смогли выжить исключительно за счет сильной судебной власти. Получается, что в Украине такой палочки-выручалочки нет. В результате люди не хотят идти в суды, а обращаются к авторитетам, в общественные организации, в СМИ. Как раз сейчас энтузиасты пытаются создать антирейдерский комитет – правда, он еще не зарегистрирован. Но, похоже, комитет не получит нормального финансирования и достойных зарплат – а значит, он превратится в антирейдерский комитет. Если профессионалы в этом комитете не будут хорошо зарабатывать, одного энтузиазма им надолго не хватит.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества:

– Речь идет не просто о дискредитации судов, но о дискредитации права в целом. Любое упоминание о том, что проблему следует решить в соответствии с законом, вызывает у людей гомерический хохот. Право рассматривают исключительно как сферу манипуляций. В 1995-96 годах, проводя исследования, мы отмечали, что люди все чаще обращаются в суд за решением проблемы. С марта 2007 года пошел обратный процесс: граждане отзывают из судов иски, прекращают тяжбы и ищут другие средства защиты. Мы это связываем как раз с политическими событиями. Чтобы восстановить доверие к судам и прекратить рейдерство, Верховной Раде необходимо создать соответствующее правовое поле, принять ряд законов: запретить районным судам решать вопросы о законности отставки высших чиновников, принимать несвойственные им политические решения, отменить практику политических назначенцев в Конституционном суде, исключить возможность влияния политиков на работу суда. На все это нужна всего одна сессия парламента. Если политики хотят честных правил игры, которые бы исключили возможность силовых вариантов, они это сделают.

ПРОГНОЗ

Дискредитация судебной системы, скорее всего, будет аукаться Украине еще не один год – даже если в ближайшее время начнется полное реформирование судов. И, конечно, в первую очередь будут страдать регионы – но ровно до тех пор, пока те, кто использует в работе рейдерские схемы, не пострадают от них же и не станут ярыми сторонниками реформ. А там уж главное, чтобы не пришлось ждать 40 лет – пока заблудится в пустыне провинившееся поколение.

Марыля Босакевич, АиФ-Украина

You may also like...