«Старушки никому не интересны». Неизвестная преступница убила 16 пожилых женщин

Как стало известно, на днях из Москвы в Екатеринбург будет направлена бригада лучших криминалистов Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ. Они займутся расследованием серии убийств пожилых женщин в Свердловской области. Уральские правоохранительные органы, как это ни прискорбно, с раскрытием похожих по почерку преступлений не справились. Хотя первое из них совершено еще в 2002 году, последнее – в 2006-м. Своего возмущения по поводу работы коллег не смог скрыть даже руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин. На днях он заявил: «Уже убили 16 женщин. Я задал вопрос местному руководству: занимается ли кто этими делами? Такое впечатление, что старушки никому не интересны».

В том, что это так, убедились и мы, связавшись с областной милицией и прокуратурой. На все просьбы хотя бы вкратце, не выдавая следственных тайн, рассказать о подробностях расследования стереотипно отвечали: «Мы этим делом не занимаемся». И часто добавляли при этом: мол, мы люди новые, несколько месяцев, как назначили, и что было до нас, знать не знаем.

Пришлось предпринять собственное расследование. То, что так тщательно скрывали от нас местные пинкертоны, оказалось настоящей сенсацией. Похоже, что в Свердловской области охоту на одиноких старушек ведет женщина. Не исключено, что маньячка, так как в квартирах, где совершались убийства, ценные вещи не пропадали. То есть мотив убийства не корыстный, но какая-то система в преступлениях все же проглядывает. Какая? Обратимся к фактам.

Охота на пенсионерок в Свердловской области началась летом 2002-го. Тогда в Красноуфимске на улице Ухтомского в собственной квартире обнаружили пожилую женщину с проломленным черепом (ее и другие фамилии жертв официальные лица нам отказались назвать, ссылаясь на тайну следствия). На лице убитой лежала подушка. Экспертиза показала, что старушку сильно ударили по голове тупым предметом, скорее всего, молотком.

Следователей тогда удивило, что из квартиры ничего не пропало. Значит, это был не грабитель. Но кто? Отрабатывались самые различные версии, однако ни одна не привела к убийце. Тем временем в других домах на той же улице одну за другой убили еще нескольких женщин. Все – пенсионерки, одиноко доживающие свой век. И все погибли от сильных ударов по голове. У всех лица были прикрыты подушками. В квартирах царил беспорядок. Но какой-то нарочитый. Как будто кто-то пытался убедить следователей, что все дело в обычном грабеже. Какие-то вещи были просто раскиданы, какие-то украдены. Однако преступник как будто бы не знал, что ему взять, и похищал первое, что попадется под руку, – далеко не самое ценное. При этом жертвы сами впускали убийцу в дом – входные замки не были взломаны.

После пятого преступления, когда все детали были сопоставлены и проанализированы, пришло осознание: в городе действует маньяк. К тому же на стене возле квартиры пятой по счету жертвы окурком от сигареты была нарисована цифра «5». 45-тысячный Красноуфимск вздрогнул. Кто следующий? Посыпались предупреждения правоохранительных органов: не впускать в квартиру посторонних. Однако через несколько месяцев на той же Ухтомской – новый труп и цифра «6» на стене. Потом в соседнем доме убили еще одну пенсионерку.

Из скупых свидетельских показаний было составлено примерное описание преступника. Ко всеобщему удивлению убийцей оказалась… женщина. Ее видели только мельком – на лестничной площадке или на выходе из подъезда. Лицо старалась закрывать платком, поэтому точный возраст определить сложно. Доподлинно известно, что преступница невысокого роста – 160 – 165 см – и худощавого телосложения. Как выяснило следствие, она представлялась сотрудницей управления соцзащиты или местного жэка. При этом на дело могла решиться не сразу. В течение месяца или двух заходила в гости к будущей жертве, втиралась в доверие.

13 мая 2003 года очередной, уже восьмой, жертвой маньячки стала 80-летняя Раиса Братухина. Она жила на все той же улице Ухтомской в доме N 8. Две восьмерки в порядковом номере преступления и в номере ее жилища – совпадение тоже, вполне может быть, неслучайное. Так как предыдущий труп – седьмой – был обнаружен в доме N 7.

Милиция Красноуфимска сбилась с ног в поисках преступницы. Чтобы хоть как-то помочь следствию местные предприниматели все в том же 2003-м объявили награду за информацию о маньячке – 30 тысяч рублей. Из Пермской области приехала группа экстрасенсов. Ясновидящие обошли места предыдущих преступлений и заявили, что убийца вскоре будет найден. Они ошиблись. Таинственную убийцу ищут по сей день.

30 мая 2003-го в квартире N 9 одного из домов уже печально знаменитой улицы Ухтомского была найдена девятая жертва. И снова одинокая 71-летняя пенсионерка, и снова – сильный удар по голове тупым предметом. Из квартиры пропали только деньги – несколько тысяч рублей, накопленные на похороны. От безысходности милиционеры решились на беспрецедентный шаг. У всех женщин Красноуфимска и близлежащих поселков сняли отпечатки пальцев. Особенный интерес у правоохранительных органов вызывали как раз сотрудницы социальных служб и ЖКХ. В городе началась массовая истерия. В местное отделение милиции Красноуфимска то и дело доставляли женщин, похожих на ту, что описывали свидетели. В один из дней по городу пронесся слух, что маньячку поймали. Но, увы, всех задержанных после дактилоскопии отпустили.

После этого, убийства вроде бы прекратились. Жители Красноуфимского района, особенно пожилого возраста, вздохнули спокойно. Но, как оказалось, напрасно. 21 апреля 2006 года уже маленький городок Ачинск Красноуфимского района был потрясен новым страшным известием. В своей квартире убита 71-летняя Идия Шубина – одна из самых уважаемых пенсионерок города. Всю жизнь она проработала врачем-педиатром в детской поликлинике. На место преступления выехали прокурор Ачинского района и местные криминалисты. Картина как две капли воды повторяла ту, что восемь раз представала следователям в Красноуфимске. Женщина лежала на полу, лицо было прикрыто подушкой, а череп проломлен тупым предметом. «Неужели опять?» – ахнули оперативники. И точно: соседи рассказали, что видели в подъезде некую женщину. Был составлен еще один фоторобот. Очень похожий на тот, что составили в Красноуфимске.

Все столбы и автобусные остановки области завесили милицейскими набросками портрета предполагаемой убийцы. А она тем временем продолжала свой кровавый путь по всей Свердловской области. Похожие преступления были совершены в Серове и в самом Екатеринбурге.

По данным Следственного комитета, всего за неуловимой пока убийцей числится 16 преступлений. Все они объединены в одно производство. Однако в областных правоохранительных органах заявляют, что на самом деле жертв неизвестной может оказаться и больше.

Надеемся, криминалисты из Москвы сумеют поставить точку в трагическом списке. Однако это не снимает вопроса о том, почему целых пять лет это оказалось не по силам местным правоохранительным органам.

Луканин Михаил , Тучкова Светлана, Труд

You may also like...