Тайна вкладов «Саламандры»: сын за отца уже не в ответе?

Каких-нибудь 10 лет назад повсеместно процветали трастовые и страховые компании. Клиентов заманивали невероятными процентами выплат, получая от них совсем немаленькие деньги. И бизнес на доверии принес своим организаторам громадные состояния. Потом, правда, выяснилось, что все это был блеф; компании объявлялись банкротами, и вкладчики не получили ничего. Деньги заблаговременно были «отмыты» и остались в карманах «банкротов». На что они пошли – об этом мы и расскажем на примере страховой компании «Саламандра». Ее создали в декабре 1993-го; учредителями выступили АО «Укрсибинкор», АО «Автрамат» (завод «Автотракторозапчасть»), АО «Эффект» (Харьковская парфюмерная фабрика) и Фонд пожарной охраны. Сами по себе руководители этих структур в подробном описании вряд ли нуждаются – с их именами в Харькове связано немало громких скандалов. Понятно, что предприимчивым дельцам уже нужна была структура, через которую они могли бы «отмывать» капиталы, поскольку налоговое законодательство тех лет было не просто драконовским – оно делало невозможным предпринимательство в принципе, вводя новые ставки налогов «задним числом». А вывод денег через страховую компанию мог выглядеть абсолютно легально.

Когда САО «Саламандра» было создано, оказалось, что оно может зарабатывать огромные деньги – начался бум страхового бизнеса, подогреваемый гиперифляцией. Люди несли страховщикам деньги, надеясь хотя бы как-то сохранить их. А при нескольких сотнях, а то и тысячах процентов инфляции годовых любая страховая компания могла просто переводить вклады в валюту, держать ее весь срок договора и выплачивать по окончании сумму в карбованцах с надбавкой в 100 процентов. При этом еще и слыть порядочной, и прибыль огромную иметь. Если же эти деньги еще и в оборот пустить – прибыль могла быть просто гигантской. А если прибыль еще и разумно распределить, то все были бы довольны – и вкладчики, и руководитель «Саламандры» Игорь Массалов.

Впрочем, поначалу действительно все были довольны, и «Саламандра» росла, как на дрожжах. Появилась прорва филиалов по всем городам и весям; люди исправно несли деньги. Стали появляться «параллельные» страховые компании, например, «Моторное транспортное страховое бюро Украины», САО «Саламандра-Киммерия», САО «Саламандра-Лтава», ЗАО «Страховая компания «Саламандра-Днепр», САО «саламандра-Крым». Таким образом, «Саламандра» стала банальной финансовой «пирамидой».

Задача любой пирамиды – всеми способами увеличивать количество вкладчиков, что и делалось через увеличение числа филиалов. Но и этого организаторам схемы сравнительно честного отъема денег у населения показалось мало. Тогда параллельно со страховой компанией появилась и трастовая – ОДО «Саламандра-траст», затем еще одно – «Саламандра-Z», затем еще – ООО ДО «Садко», ДО «Азов-траст-Саламандра», ОДО «Скарабей», ДО «Саламандра-инвест», ДО «Згода», ДО «Лозовая-Саламандра-траст, ДО «Саламандра-Винница-траст»»… Деньги потекли рекой. Но было понятно, что когда-то это «благоденствие» закончится, и нужны были схемы вывода этих денег в карман организаторов «пирамиды». Тогда вокруг «Саламандры» появилось более двух десятков фирм-сателлитов, которые чем только не занимались!

Проектно-строительное ЗАО «Комплекс», ООО «Легион», ООО «Благовест», ООО «Руслан», ООО «Аксис», ООО «Континет», ООО «Фирма «Симон», ООО «Агробыт», ООО «Тотус», ООО «Саламандра-лизинг», АО «Саламандра-информсервис», научно-производственная правовая ассоциация «Безопасность», корпорация «Конверсия», ЗАО «Агентство недвижимости «Поляне», ООО «Каравай», ООО агентство «Саламандра»… Дружба с профсоюзами обусловила создание генерального агентства по туризму «Саламандра-тур». А создание ООО «Лета» и ООО «Геронт», которые занялись предоставлением ритуальных услуг, свела Игоря Массалова с владельцем ООО «Велтон Холдинг» Анатолием Процюком, поскольку последний тоже создавал структуры по оказанию ритуальных услуг. А вскоре «Саламандра» вошла в состав учредителей «Черниговбанка», сейчас более известного под названием «Приватинвест».

Возможно, такая структура еще долго приносила бы сверхприбыли своему руководителю Игорю Массалову и его окружению, но ситуация изменилась. Законодательство, регулирующее страховую деятельность, стало более жестким, а инфляция сошла на нет. Страховщики уже не могли платить своим клиентам запредельные проценты, соответственно, люди кинулись забирать свои деньги. И тогда обнаружилось, что забирать – нечего. Власти еще пытались заставить страховые компании и трасты продержаться на плаву, заработать деньги и отдать долги, дабы избежать социального взрыва. Но все было тщетно: страховые компании и трасты обанкротились. Понятно, что «Саламандра» не стала исключением, обобрав сотни тысяч человек: практически все ее филиалы и фирмы-сателлиты были объявлены банкротами.

Увы, в Украине практически не было тщательных расследований деятельности финансовых пирамид. Жаль. Ведь в соседней России организаторы структур вроде «МММ», «Хопер-инвест» или «Система «Союз» получили реальные сроки. Слушание дела по «Системе «Союз» подробно описывалось в газетах, поскольку судья, его ведший, не поленился изучить весь механизм отъема денег у населения и отследить, как и через какие именно предприятия деньги «отмывались». Методы «работы» остальных финансовых «пирамид» отличались только названиями фирм, механизмы же были одинаковы. Людей завлекали обещаниями невероятных процентов, принимали от них деньги, «отмывали» через фирмы-сателлиты. А выплаты отдавали из взносов новых клиентов. И «Саламандра» здесь ничем не отличалась от структур, ей подобных. А раз деньги, которые люди ей отдали, так и не отыскались, можно смело утверждать, что они остались у руководителя и его окружения.

У Игоря Массалова, надо понимать, остались деньги, поскольку он пытался создать и собственный бизнес. Но одно дело – отбирать деньги у людей, совсем другое – их зарабатывать. ООО «Украинская горно-металлургическая компания» была ликвидирована по постановлению суда, поскольку более года не подавала налоговую и бухгалтерскую отчетность. Но ООО «Игнат», где один из учредителей – бывший председатель правления САО «Саламандра», и по сей день существует.

Сам Массалов после ликвидации «Украинской горно-металлургической компании» пошел наемным директором к Анатолию Процюку в его ООО «Агро-промышленное объединение «Шелковичное». Но злой рок ликвидации предприятий, руководимых Игорем Массаловым, не обошел стороной эту фирму, и в позапрошлом году ее не стало.

Выручила собственная фирма Масалова «Игнат», которая стала – вместе с самим Игорем Евгеньевичем и его сыном Борисом – учредителем ООО «Антанта Крейдинг». Деятельность которого – геология и геологоразведка. Конечно, о прибыльности такого бизнеса в Украине вообще ничего не слышно, поскольку всерьез им занимаются крупные нефте- и газодобывающие структуры, а по мелочам – бригады шабашников. Но если эта самая «Антанта Крейдинг» выступит в роли субподрядчика для какого-нибудь крупного предприятия вроде «Полтаванефтегазгеология» и пропустит через себя громадную сумму денег, то и директору авось что-нибудь да останется.

Кстати, стоило бы, наверное, заметить, что практически все партеры Массалова по «бизнесу» почему-то ушли в небытие. Олег Таранов, президент АО «Укрсибинкор», активно участвовал в политике, но теперь его там не видно. Николай Куцын умер, пораженный электротоком от неисправной газонокосилки. Разве что на плаву по сей день благотворительный Фонд пожарной охраны, но и эта структура ударилась в бизнес, организовав уймищу фирм, которые занимаются пожарной сигнализацией, охраной и тому подобным – монопольно. Иначе говоря, непонятно, чем это отличается от коррупции и при чем здесь благотворительность. Разве что «Агро-промышленное объединение «Шелковичное» и его учредитель Процюк… Впрочем, здесь история совсем уж завораживающая.

Когда-то в харьковских Сокольниках был цветочный совхоз «Гвоздика». Затем в 1994-1995 годах появилось общество арендаторов с аналогичным названием, созданное с подачи тогдашнего профсоюзного босса Харьковской области Виктора Чуба. Затем земля «Гвоздики», расположенная в парковой зоне, отошла ОА «Сокольники», а затем и профсоюзной фирме «Эйдж-Мей Компании». Фирма тут же кинулась распродавать землю под коттеджную застройку – пахотную землю, по поводу чего прокуратура тут же возбудила уголовное дело. В итоге «нагреться» на земле не получилось…

Не получилось бы, если бы той же землей не занялось ООО «Агро-промышленное объединение «Шелковичное». Вот тогда и начался настоящий дерибан – участки распределялись непонятно как, один человек мог получить их, сколько хотел. И мы даже знаем имя этого человека, а также имена его родственников… Потом участки перепродавались, застраивались – в итоге сейчас в Сокольниках стоят элитные коттеджи, там живут богатейшие люди Харькова.

Впрочем, некоторые факты позволяют полагать, что основные деньги, накопленные еще во времена «Саламандры», пока что лежат и ждут своего часа. А деньги, полученные от дерибана земли, к ним прибавились.

Занимаясь малоприбыльным бизнесом, Игорь Массалов сумел обеспечить сына домами по улице Китаенко и в Сокольниках, что говорит само за себя. То, что он с женой прописан на Алексеевке, а дочь на Салтовке – надо понимать, не более, чем формальность. Прописка в спальных районах и дом в элитном районе – угадайте с одного раза, где сейчас реально живет семья.

И самые интересные трансформации стали происходить с сыном Борисом Массаловым. Так, в учредителях ООО «Игнат» и ООО «Антанта Крейдинг» числится Массалов Борис Игоревич, индивидуальный налоговый код 2712918056, хоть и живущий по разным адресам – ул. Китаенко, 4 и микрорайон Сокольники, 6. А в реестре плательщиков налогов под таким же кодом уже записан Иваненко Борис Александрович… Может быть, другой человек, ошибка? Но этот же Борис Иваненко работает там же, где и Борис Массалов – главным бухгалтером ООО «Антанта Крейдинг». И доход получает из ООО «Игнат», где Борис Массалов – соучредитель.

Зачем это понадобилось Массаловым – ломать голову вряд ли стоит. Вполне логично предположить, что отец решил обеспечить сыну безбедное будущее, для чего и надлежит его «отмыть» таким своеобразным способом – через смену скандальной фамилии, а затем передать-завещать ему все деньги незадачливых вкладчиков «Саламандры». И тогда мы увидим в действии сталинскую формулу «Сын за отца не в ответе». А Игорь Массалов на все вопросы о деньгах «Саламандры» будет, как и прежде разводить руками – испарились, мол…

Сергей Ермаков, «Харьков криминальный», специально для «УК»

You may also like...